Вопрос№26. Рынок несов.кон-и. Основные модели. Ценовая и неценовая кон-я.
Несов. конк-я - это кон-я, при кот. не соблюдается хотя бы один признак совершенной. На этом рынке большое влияние имеет монополия и гос-во.
Монополия - это крупное предприятие или их объединение, контролирующее пр-во и сбыт продукции с целью получения монопольно-высокой прибыли.
В условиях несов.конк-и эк-ка теряет много положит.черт, присущих сов.кон-и. Характерная особенность монополии - опред.господство производителя над ценой и объемом продаж. Благодаря этому мон. получает больше прибыли, чем это могло быть при сов.кон-и. Потери от этого несут покупатели.
Несов.кон-ю подразделяют на 4 вида:
1. чистая монополия 2. олигополия. 3. монополистич.кон-я 4. монопсония.
Фирма считается чистым монополистом, если она явл. единств. производителем данного тов. или услуги. Продукция ее уникальна, у нее нет близких заменителей.
Олигополия - это рынок, на кот. действует небольшое число фирм(от 3 до 6). Каждая из них способна оказывать влияние на рын. цену.
Монополистич. кон-я - это сочетание монополии и кон-и. Ведущая роль принадлежит кон-и. Она характеризуется тем, что много продавцов поставляет много схожих тов-в, отличающихся лишь отдельными хар-ми. Между ними идет как ценовая так и не цен.кон-я.
Монопсония - это один покупатель.
Ценовая - сопер-во на основе продажи тов-в по более низким ценам, чем у конкурентов. Побеждает тот, кто имеет более низкие изд. пр-ва, применяет новую технику и технологию, рц-но использует ресурсы. Часто используется демпинг - продажа тов. по искусственно заниженным ценам с целью завоевания рынка.
Неценовая - предполагает достижение успехов засчет повышения качества продукции, лучшего обслуживания клиентов, предоставление кредитов, орг-и с широкой рекламой.
Вопрос№27. Чистая монополия. Основные черты. Условия получения монопольно высокой прибыли.
Фирма считается чистым монополистом, если она явл. единств. производителем данного тов. или услуги. Продукция ее уникальна, у нее нет близких заменителей. К чистой монополии относится и естеств.монополия. Она возникает тогда, когда пр-во любого объема продукции одной фирмы обходиться дешевле, чем несколькими. Это предприятия общего пользования:
коммнунальные; электич.; газовые; водоканализационные; общ.транспорт; предп.связи.
Они производят массовые услуги. Гос-во должно регулировать их д-ть, осуществлять жесткий контроль за ценами на их тов. и услги.
Монополизация рынка всегда сопровождается не только изменением цен, но и изменением объма пр-ва. Однако, монополия не может устанавливать любую цену. Она действует на рынке и подчиняется законам рынка. При очень высокой цене покупатели начинают искать заменители данного тов. Необходимо учитывать следующее:
если на рын сов кон-и фирма явл. получателем цены, то в усл. несов. кон0и она выступает искателем цены, ее созидателем. Предприятие монополистов использует свое господствующее положение на рынке для регулирования объема пр-ва и установления своей цены для получения мах прибыли.
Чистая фирма монополистов стремится к получению мах прибыли. Чтобы ее получить в усл. сов. кон-и, должно соблюдаться правило: МС=МR=Р.
Но в условиях монополии складывается др.ситуация - МС=МR<P.
Чистая монополия - единственный производитель продукции на рынке. Для увеличения объема продаж она снижает цены на все единицы продукции, а не только на последующие. Ее всегда интересует НЕ цена на ед. продукции, а МАССА ПРИБЫЛИ.
Для измерения монопольной власти используется индекс ЛЕРНЕРА. L=P-MC/P
Другой показатель – индекс Герфиндаль – Хиршмана.
Образование монополий - постоянный эк.процесс. Он обусловлен:
1. концентрацией и централизацией капитала
2. развитием НТП
3. влиянием эффекта масштабов пр-ва
4. законодат. препятствиями для вступления новых фирм в отрасль (лицензия, тов.знаки)
Влияние монополий крайне противоречиво.
Монополия | |
Негативные стороны: | Позитивные стороны: |
1. Ослабление кон-и 2. Тормозит НТП 3. Опасность для демократии | 1. Более эффективна в опред.отраслях(естеств.мон-я) 2. Использует положит. эф-т масштаба пр-ва 3. Имеет большие ср-ва для развития НТП |
Избавиться от монополии невозможно, поэтому важно сдерживать их рост, регулировать их д-ть.