Исполнительная власть и гос. управление.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Структура исполнительной власти: органы исполнительной власти; государственные служащие; юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.
Признаки исполнительной власти: является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти; является проводником государственной политики в жизнь; подзаконна по своему характеру и задачам; объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти; её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер; является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.
Функции исполнительной власти:
1)подзаконодательное регулирование;
2)осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
3)административное правоприменение;
4)осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
5)административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
6)охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
7)информационное обеспечение органов государственной власти.
Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.
Два подхода к государственному управлению.
1.Деятельность всех государственных органов.
2.Деятельность органов исполнительной власти.
Основные характерные признаки государственного управления
1.Исполнительно-распорядительный характер.
Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий.
2.Организационная и практическая направленность.
3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.
Другие признаки государственного управления.
1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики.
2.Определённая целевая и функциональная специфика
3.Наличие определённых ресурсов.
4.Непосредственная ответственность за исполнение законов.
5.Использование определённых форм и методов.
Характерные черты АПС ОИВ.
Исполнительная власть- это государственная власть. Характерные черты исполнительной власти:1) относительно самостоятельная ветвь государственной власти 2)является проводником в жизнь государственной политики 3)подзаконна 4) деятельность является исполнительно-распорядительной5) является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера 6) существует в виде органов исполнительной власти. Органы государства (государственные органы) - это структуры, объединяющие людей для выполнения функций государства. Органы исполнительной власти - являются одним из субъектов административного права, т.е. участниками процесса государственного управления, наделенными в связи с этим комплексом прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права. Орган исполнительной власти - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица. Органы исполнительной власти (исполнительные органы государственной власти) - организации, учреждаемые самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативно-правовых актов, для реализации функции государственного управления и обладающие определенной структурой, компетенцией, властными полномочиями и штатом государственных служащих. характерные черты органов исполнительной власти: Органы исполнительной власти - часть государственного аппарата, на которую возложены задачи и функции исполнительной власти (в соответствии с теорией разделения властей - ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующих законов и нормативных актов). Т.о. органы исполнительной власти специально созданы для целей исполнительной власти. Принцип разделения властей обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти.Принцип федерализма - один из центральных принципов организации системы органов исполнительной власти в РФ (уровень Федерации и уровень субъектов РФ).Региональные органы функционально подчинены федеральным органам.Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией (совокупность полномочий по предметам ведения). Функции. Оганы исполнительной власти – основной субъект реализации данной ветви государственной власти.Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой деятельности, возникновение административно-правовых отношений.Орган исполнительной власти является отдельным звеном государственного аппарата наряду с органами законодательной и судебной властей .
Адм усмотр-е (АУ), виды.
АУ- опред НП степень св суб-та упр-я (ор-на, ДЛ) в прав разреш-и того/иного управленч ? (дела), кот. предост-ся в целях прин рац оптимал реш-я по делу. Тесно свз с зак-тью. Виды: 1) предост-е права гр-ну, ДЛ, иному суб-ту упр-я по его усмотр-ю оцен-ть ЮФ. 2) предост-е компет ор-ну (ДЛ) права по его усмотр-ю издать акт на основе своб выбора 1 из неск равнознач с т зр зак-ти вар=тов реш-я дела, предусм а-пр нормой. 3)прин-е ор-ом (ДЛ) по делу реш-я, основ на предпис-ях норм, регламент его деят-ть посредством общих формул-ок («им пр», «устан-ет», «решает», «опред-ет»), за кот не след исчерп/точный перечень усл-й, когда он может дейс-ть. такие формул-ки сод-ся в НПА. 4)прин-е ор-ом упр-я/ДЛ реш-я на основе норм, сод-х гибкие неконкрет понятия и выраж-я («исходя из потреб-тей», «в случае необх-ти», «в соотв с обст-вами», «в неотлож сл-ях»). Правоприм-ль сам уясняет смысл и назнач-е общих понятий. Таким обр, необх-ть принять АУ обусл-ся самой формул-кой правила нормы. 5)надел суб-та упр-я правом искл компет. Ор-н упр-я/ДЛ в искл случаях по своему усм-ю прин по делу реш-е. Предост-е суб-ту права на АУ позвол ему прин наиб оптимал управленч реш-я. Но свобода усмотр-я им свои границы, вых-ть за кот суб-т упр-я не им права. АУ всегда дб прав, осущ-ся в рамках з-на и соотв-ть треб-ям зак-ти.
52. Понятие и осн-е приз-ки прав-го (админ-го) акта. Правовой акт управления - основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Признаки: а) правовой акт управления представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;б) правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами; в) правовой акт управления — юридическо-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности; г) правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом; д) правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен; е) правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; ж) правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения АПО (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа; з) правовой акт управления подзаконен, то есть он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения; и) правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти; к) правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т. п.) ; л) правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления); м) издается с соблюдением определенных, официально установленных правил. н) правовой акт управления может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;о)в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).
58.Виды контроля в государственном управлении. Административный надзор и его отличие от контроля.В зависимости от субъектов, осуществляющих государственный контроль, и характера их полномочий различают следующие виды контроля:
1) контроль, осуществляемый Президентом РФ; Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. (Н: по представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб, назначает представителей в иностранных государствах, осущ. высшее командование Вооруженных Сил, вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ). Президентский контроль через соответ. структуры: значительную роль в осуществлении контроля играет Администрация президента Российской Федерации, она осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Важные функции и полномочия осуществляет Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ). Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 16.03.96
2) контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти; В единую систему органов зак.власти РФ входит Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос. Дума). Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента с введением военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президента вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции). К числу контрольных полномочий Гос. Думы в сфере исполнительной власти относятся; дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии Правительству, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.
3) контроль органов судебной власти за деятельностью органов исполнительной власти; правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, в привлечении виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды
4) контроль, осуществляемый органами исполнительной власти:К числу органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного контроля, относятся Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти. Правительство согласно ст. 114 Конституции осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными органами и указами Президента. Контрольные полномочия представляют собой одно из важнейших направлений деятельности всех федеральных органов исполнительной власти. Так, например, контроль в сфере правопорядка осуществляют Министерство юстиции и Министерство внутренних дел, в сфере природопользования, производства и реализации сельскохозяйственной продукции - Министерство природных ресурсов.
Различия контроль шире, чем надзор. Контроль предполагает возможность принятия к-л
надзор, в отличие от контроля, всегда осуществляется извне, по отношению к объектам иных систем, тогда как контроль может осуществляться и внутри системы (самоконтроль). Надзор предполагает наличие заранее установленных параметров поднадзорной деятельности, тогда как сфера контроля так четко не определена.