Роль государства в рыночной экономике.
Производство общественных благ.
1. Принято различать чистые общественные благаи смешанные общественные блага.Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример - национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага - автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки. Поскольку увеличивается соперничество на перегруженных трассах, постольку неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд на перегруженном участке дороги.
Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков- ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.
2.защита конкуренции
3.сглаживание экономических колебаний
4.политика поддержания доходов
Помимо компенсации фиаско рынка, государство выполняет и такую важнейшую задачу, как правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).
Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.
Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.
Теория общественного выбора.
Основной предмет теории общественного выбора - исследование взаимозависимости политических и экономических явлений.В рамках этой теории исследуется механизм принятия политиками макроэкономических решений.
... Бюрократическое управление- это метод, применяемый при ведении административных дел, результаты которых не имеют денежной ценности на рынке».1 В этой ситуации не всякое решение, принятое государственными органами, например, законодателями, будет оптимальным с экономической точки зрения. Ведь законодатели - живые люди, и в процессе принятия политических решений их частные интересы будут непременно ими учитываться.
Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и в бизнесе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от экономических оценок участников голосования своих затрат и выгод в связи с его реализацией.
Политическая система, в условиях которой принимаются решения, может быть организована в демократических странах в виде прямойи представительной демократии.
Прямая демократияпредполагает, что каждый налогоплательщик по закону имеет возможность проголосовать по любому конкретному вопросу. В современных странах с развитым рыночным хозяйством осуществляется практика не прямой, а представительной демократии:все, имеющие право голоса, периодически избирают своих представителей в законодательные органы, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения, в том числе, связанные с финансированием общественных благ, предоставлением субсидий, введением таможенных тарифов и т. п.
Таким образом, в случае неравномерных затрат и равномерной выгоды будет тратиться больше средств, чем оптимально необходимо.
Возникает явление лоббизма- оказание давления на правительство определенными группами интересов.
Лоббисты ищут не что иное, как политическую ренту(осуществляют «погоню за политической рентой», в терминах экономической теории). Политическая рента - это получение экономической ренты через политические институтыили, иначе выражаясь, путем политического процесса.
Широкое распространение в условиях представительной демократии получил процесс под названием «логроллинг».Логроллинг - это торговля голосами, когда один индивид (группа, партия) обещает свою поддержку другому индивиду (другой группе, партии) в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку противоположной стороны при голосовании по вопросу, интересующему первую сторону.
3. Фиаско государства.
Причины:
Прежде всего следует еще рассказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами,которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.
Неравенство в получении информациитакже порождает данное негативное явление.
Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования.Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования.
Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии),которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах.
Следует также отметить несовместимость во времени(несоразмерность временных горизонтов) принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства.
В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов:
Под внутренним лагомпонимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.
Лаг признания(распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время.
Лаг решения.Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения.
Внешний лаг- это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.
Лагвоздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства.
Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий.Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками.
Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
4. Государственное регулирование экономики.
Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные целиэкономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели(например, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.). Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты.
Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген - соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики.
. Допустим, что целей всего две (увеличение занятости и борьба с инфляцией), и инструментов тоже всего два - налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что
политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.
Определение множества целей называется целевой функцией.
По отношению друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.
Взаимозаменяемостьцелей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно.
Взаимодополняемыецели макроэкономической политики сочетаются друг с другом.
Нейтральныецели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижение безработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.
Цели макроэкономической политики реализуются путем государственного регулирования.
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т. п.
Косвенное вмешательствопредполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика.
17. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет.
Все сразу произвести невозможно. Наличие границы производственных возможностей предполагает необходимость выбора в экономике между производством тех или иных товаров. Такой выбор называется технологическим
Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).
Для иллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П. Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – пушки и масло. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. рис.):
На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации. Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.
Точки A B C D E те состояния в экономике, когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.
В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой, которая оказывается расположенной ближе к началу координат (точка N). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.
Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей (точка М), т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития невозможно.
18. Закон возрастания затрат: при замене пр-ва одного блага пр-вом другого в условиях полного использования ресурсов, альтернативные издержки 2-го блага (выраженные в потерях опред. кол-ва 1 -го блага) возрастают. Этотзакон связан с законом убывающей доходности (производительности), которая устанавливает соотношение между затратами на пр-во и выпуска прод-ции. Более конкретно: закон убывающей доходности относится к выпуску дополн. (предельной) продукции, кот. можно получить последовательно добавляя равные дополнительные единицы изменяющегося фактора (затраты) к неизменному кол-ву др. факторов.
Закон убывающей доходности (также: закон убывающей отдачи, англ.: Law of diminishing returns) — один из фундаментальных экономических принципов, состоящий в том, что в коммерческом предприятии, производительность которого зависит от нескольких независимых ресурсов (например, трудовых, финансовых, земельных и т.п.), затраты на наращивание одного из ресурсов при фиксированном количестве остальных будет с определенного момента приносить все меньшую и меньшую отдачу.
Иными словами, закон убывающей доходности утверждает, что между ресурсами существует взаимосвязь, требующая их соразмерного наращивания при развитии предприятия. Непропорциональный рост вложений в один из ресурсов приводит к снижению отдачи от затрат из-за того, что возможность эффективного использования этого избыточного ресурса сдерживается нехваткой других дефицитных ресурсов.
Убывающая доходность — это основной закон экономики и технологии:
Убывающая доходность — это важная, часто наблюдаемая экономическая и техническая закономерность, но она не имеет универсальной силы. Часто она начинает действовать лишь после добавления значительного количества равных порций изменяющегося фактора. С определенного момента, говорим мы, закон убывающей доходности вступает в силу. (До этого изменяющиеся факторы могли приносить возрастающий дополнительный доход, поскольку мы обнаруживаем, что до определенного момента добавление дополнительных единиц изменяющихся затрат к неизменным затратам вело не к убыванию, а к возрастанию дополнительной продукции)
19.Развитие общественного производства, которое зависит от множества факторов, не является равномерным и непрерывным. В одни периоды рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы – медленнее, иногда наблюдается даже спад. Таким образом, экономическое развитие стран происходит не равномерно, т.е. для него характерна макроэкономическая нестабильность, которая проявляется в безработице и инфляции в форме цикличности развития. Последняя предполагает такой единый процесс развития экономики, в котором закономерно чередуются фазы кризисов и подъемов. Причем общее колебательное движение деловой активности складывается из нескольких составляющих с различными периодами и механизмами колебаний. Этот процесс осуществляется вокруг положения равновесия, которое считается нормальным состоянием экономики. Поэтому циклом можно назвать волнообразные колебания различной длительности вокруг положения равновесия.
экономический цикл (деловой цикл) - это периодические колебания уровня деловой активности, представленного реальным ВВП
экономический цикл - это повторяющееся через определенные промежутки времени состояние экономики, характеризуемое одними и теми же макроэкономическими параметрами.
Отдельные экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же фазы: кризис (спад), депрессия , оживление (подъем, экспансия), пик (бум, вершина цикла).
Кризис- отрезок bc волнообразной линии циклических колебаний; депрессия- отрезок cd; оживление-отрезок de; подъем- отрезок еf.
Кризис характеризуется резким сокращением деловой активности – возникает избыток товаров по сравнению со спросом на них со стороны потребителей, что ведет к снижению цен. Поскольку созданные товары не находят сбыта, товаропроизводители сворачивают производство, резко возрастает количество безработных, доходы населения уменьшаются, что вызывает дальнейшее сокращение спроса. В результате множество предпринимателей оказываются неплатежеспособными и терпят крах. Кризис усиливается потерей доверия субъектов рыночного хозяйства друг к другу, потрясениями кредитной системы.
Депрессия.Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Инвестиционные процессы практически затухают, хотя процентные ставки низки, поскольку в условиях пессимистических ожиданий инвесторы не имеют стимулов осуществлять капиталовложения даже при низких значениях ставки процента.
Оживление.Постепенно объемы производства начинают увеличиваться, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, начинается циклическое повышение цен и ставки процента.
Подъем. Экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, производственные мощности работают с высокой загрузкой, продолжается рост цен и процентных ставок. Растут курсы ценных бумаг