Вопрос. Факторинг как особый кредитный продукт
В самом общем виде факторинг можно определить как деятельность банка-посредника или специализированного учреждения (факторинговой компании) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями. Деятельность факторов-посредников призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1) фактор-посредник, которым может быть факторинговый отдел банка или специализированная факторинговая компания;
2) клиент (поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с фактором-посредником;
3) покупатель товара.
Клиент уступает посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Фактор-посредник по договору принимает на себя обязанность за комиссионное вознаграждение взыскивать с покупателей платежи, предоставляя денежные средства клиенту (поставщику) сразу после отгрузки товаров.
В соответствии со статьей 1 Оттавской конвенции ЮНИДРУА по международным факторинговым операциям под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:
1) поставщик должен или может уступить финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (дебиторами), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования;
2) финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
Ø финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
Ø ведение счетов по обязательственным требованиям;
Ø предъявление к оплате дебиторских задолженностей;
Ø защита от неплатежеспособности дебиторов.
Вместе с тем отнесение того или иного варианта или сочетания элементов к собственно факторингу является для зарубежных и для российских экономистов и юристов вопросом дискуссионным.
Существующие виды факторинговых операций могут быть классифицированы по различным признакам.
По страновой принадлежности поставщика и покупателя:
· факторинг внутренний – поставщик и покупатель являются резидентами одной страны,
· факторинг внешний (международный) - поставщик и покупатель являются резидентами разных стран.
По возможности обратного требования к поставщику
· факторинг с регрессом - с правом возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита,
· факторинг без регресса – без права возврата неоплаченных счетов, в этом случае фактор риск неплатежа покупателя берет на себя.
По условию уведомления должника:
· факторинг открытый - покупатель (должник) уведомлен о том, что поставщик (клиент) переуступил требование фактору-посреднику
· факторинг закрытый - покупатель не осведомлен о переуступке поставщиком требования фактору-посреднику, он ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа перечисляет соответствующую сумму фактору для погашения кредита.
По форме финансирования
· предварительная оплата,
· оплата требований к определенному сроку,
· оплата на момент предоставления документов.
По видам переуступаемых долгов
· переуступка всех долгов по мере их появления,
· переуступка выборочных долгов
В зарубежных странах выделяют также факторинг с финансированием и факторинг без финансирования. При этом под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента: клиент банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре. С позиций действующего в Российской Федерации гражданского законодательства факторинг без финансирования выходит за рамки факторинговых операций и рассматривается как банковская услуга по инкассированию счетов дебиторов.
В Российской Федерации факторинговая деятельность регулируется главой 43 ГК РФ “Финансирование под уступку денежного требования”. Статья 824 ГК РФ устанавливает, что по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Следовательно, предоставление денежных средств в форме предоплаты долговых требований является определяющим признаком факторинговой деятельности. Данные нормы ГК РФ распространяются лишь на сделки финансирования под уступку права требования, а не на операции по инкассо.
По гражданскому законодательству в качестве финансового агента могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации. Фактор-посредник получает за свои услуги специальное вознаграждение, которое обычно составляет 0,75 - 3 % от cтоимости сделки. Помимо вознаграждения фактор-посредник взимает с клиента процент по факторинговому кредиту, который рассчитывается с момента предоставления средств поставщику до срока поступления платежа за продукцию от покупателя. В мировой практике процент по факторинговому кредиту обычно на 1 - 2 пункта выше учетной ставки. На российском рынке большинство сделок факторинга заключается с регрессом. Главной причиной неразвитости факторинга без регресса в России является невысокий интерес к этому продукту со стороны самих факторов. Факторы не всегда могут оценить надежность покупателей клиента и поэтому не готовы принимать на себя кредитный риск. В том случае, если и поставщик, и фактор уверены в платежеспособности покупателя, заключать договор безрегрессного обслуживания поставщику становится невыгодно, поскольку обычно безрегрессный факторинг стоит дороже, чем факторинг с регрессом.
На российском рынке факторинговых услуг преобладает открытый факторинг, поскольку применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора, что связано с особенностями действующего законодательства.