Теоретические основы социального страхования

ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Методические указания
для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»

Иркутск

Издательство БГУЭП

УДК 378.2

ББК 74.58

Т 66

 
  теоретические основы социального страхования - student2.ru

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Составители:

канд. экон. наук, проф. И. А. Алексеева

док. экон. наук, проф. М. Г. Жигас

Требования к написанию и оформлению дипломных работ : метод. указ. для студ. спец. 080105 «Финансы и кредит» / сост. И. А. Алексеева, М. Г. Жигас. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. – 71 с.

Приводятся общие требования и положения по написанию и оформлению дипломных работ. Предназначены для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» очной, заочной форм обучения и в сокращенные сроки.

Электронная версия: на сайте УМУ БГУЭП

http://s.isea.ru

© Издательство БГУЭП, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи выполнения дипломной работы  
2. Выбор темы дипломной работы
3. Составление плана дипломной работы
4. Структура и содержание дипломной работы  
5. Требования к оформлению дипломной работы  
6. Правила оформления отдельных элементов, содержащихся в дипломной работе  
7. Порядок представления дипломной работы к защите  
     
Приложение 1. Темы дипломных работ по специализации «Банковское дело и ценные бумаги» на 2013–2014 уч. год  
Приложение 2. Темы дипломных работ по специализации «Финансы» на 2013–2014 уч. год  
Приложение 3. Темы дипломных работ по специализации «Страхование и управление рисками» на 2013–2014 уч. год  
Приложение 4. Заявление на утверждение темы дипломной работы  
Приложение 5. Пример оформления титульного листа дипломной работы  
Приложение 6. Индивидуальный график выполнения дипломной работы  
Приложение 7. Пример оформления содержания дипломной работы  
Приложение 8. Пример оформления заголовков и подзаголовков дипломной работы  
Приложение 9. Пример оформления списка использованных источников  
Приложение 10. Пример оформления приложения  
Приложение 11. Образец оформления иллюстрации (рисунка)  
Приложение 12. Пример отзыва научного руководителя  
Приложение 13. Титульный лист иллюстративного (раздаточного) материала  
Приложение 14. Пример рецензии на дипломную работу  
       



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Требования к написанию и оформлению дипломных работ составлены на основании Положения БГУЭП «Об итоговой государственной аттестации выпускников Байкальского государственного университета экономики и права» от 22 марта 2006 г.

Дипломная работа является выпускной работой и представляет собой самостоятельное итоговое исследование, позволяющее судить о степени и уровне подготовки выпускника, о его профессиональных качествах, является завершающим этапом учебного процесса.

Целью написания и защиты дипломной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по выбранной специализации для решения конкретной практической проблемы и оценки имеющихся возможностей с учетом изученных факторов, тенденций, отраслевых особенностей.

Дипломная работа:

• способствует расширению знаний, полученных при изучении дисциплин профиля;

• требует освоения практических приемов анализа, оценки, финансовых расчетов, организационных особенностей управления непосредственно на рабочем месте и творческого их использования при обработке конкретных информационных потоков;

• прививает навыки четко и логично излагать свои мысли, обобщать и формулировать свои предложения;

• позволяет применять теоретические и практические знания при решении конкретных задач, развивать навыки самостоятельной работы;

• создает основу для контроля со стороны кафедры за подготовленностью к самостоятельной работе по выбранной специализации.

Дипломная работа согласно учебному плану выполняется студентами:

• дневной и заочной форм обучения— на пятом курсе;

• при обучении в сокращенные сроки (ускоренной формы обучения) на базе высшего образования — на втором курсе;

• при обучении в сокращенные сроки (ускоренной формы обучения) на базе среднего образования — на третьем курсе.

Дипломной работе предшествует курсовая работа по специализации. Она может служить первоосновой для дипломной работы, поскольку в ней имеется возможность творчески исследовать вопросы, которые более всего представляют интерес при последующем выполнении дипломного исследования. В процессе написания дипломной работы студент решает ряд задач:

• реализация своих творческих возможностей при освоении теоретических и практических вопросов. Это значит, что любая информация при ее усвоении, оценке и изложении должна быть осмыслена, подвергнута переработке с учетом имеющихся знаний и опыта. Такой подход практически исключает бессвязное копирование материалов из опубликованных источников, докладов, отчетов, ресурсов Интернет;

• изучение специальной литературы по выбранной теме исследования с целью углубления ранее полученных знаний или изучение самостоятельно нового вопроса, а также проблем, которые не изучались в рамках учебных дисциплин;

• закрепление навыков использования современных методов экономических исследований при осуществлении статистических, финансовых расчетов. Необходимо уметь пользоваться языком цифр с тем, чтобы дать количественную характеристику результатам деловых решений, выявленных проблем, ожидаемых перспектив;

• выявление способностей будущего или состоявшегося специалиста финансово-кредитной сферы грамотно, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, предложения, прогнозы, формировать правильные выводы и разрабатывать направления принятия решений.

ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа по специальности 080105 «Финансы и кредит» выполняется по следующим направлениям специализации (соответствует конкретной выпускающей кафедре):

1. Финансы (на кафедре финансов);

2. Банковское дело (на кафедре банковского дела и ценных бумаг);

3. Страхование (на кафедре страхования и управления рисками).

Студент перед выбором темы дипломной работы должен определить кафедру (специализацию), по которой он будет выполнять дипломную работу. Дипломная работа выполняется студентом по теме из предложенного конкретной кафедрой перечня тем дипломных работ.

Научный руководитель, осуществляющий руководство и контроль за выполнением дипломной работы, назначается из числа преподавателей кафедры. Перечень тем дипломных работ ежегодно уточняется и утверждается на заседании кафедр с учетом современных проблем и требований, и является единым для студентов всех форм обучения (дневное, заочное, обучение в сокращенные сроки). Перечень тем дипломных работ, утвержденный кафедрами на 2013–2014 учебный год, приводится в приложениях 1–3.

Допускается и приветствуется выполнение дипломной работы по теме, предложенной финансово-кредитной организацией (предприятием или учреждением). В этом случае должно быть представлено со стороны финансово-кредитной организации (предприятия или учреждения) заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить написание дипломной работы на предлагаемую тему с указанием причин, повлекших необходимость выполнения дипломной работы на данную тему.

Студент имеет также право предложить свою тему дипломной работы. Для этого он должен подать на имя заведующего кафедрой заявление на утверждение темы дипломной работы с обоснованием актуальности и целесообразности ее разработки.

Тема дипломной работы, предложенная финансово-кредитной организацией (предприятием или учреждением), или самим студентом, после утверждения ее заведующим кафедрой дополнительно включается в перечень тем дипломных работ кафедры на текущий учебный год.

Студент может поменять тему дипломной работы. Это можно сделать не позднее 3-х месяцев до защиты дипломной работы, по решению заведующего кафедрой на основании заявления студента.

Учет закрепления за студентом конкретной темы дипломной работы осуществляется по его личной устной просьбе специалистом по учебно-методической работе кафедры в порядке, устанавливаемом кафедрой. Окончательно тема закрепляется за студентом заведующим кафедрой на основании личного заявления студента (см. приложение 4) и оформляется распоряжением по кафедре, которое в дальнейшем утверждается деканом факультета и оформляется приказам по БГУЭП (с визами соответствующих служб). Утвержденная тема дипломной работы отражается на титульном листе (см. приложение 5). Порядок оформления титульного листа показан в разделе 4 данных методических указаний.

При выборе темы дипломной работы необходимо исходить из ее актуальности. Иными словами — изложение исторического аспекта любого вопроса может иметь место только в качестве одного из подразделов в дипломной работе, анализа прошлого опыта, что позволяет обеспечить сравнимость факторов или тенденций. (Особенно это касается исторических аспектов из времен Петра I, в годы революций, в советский период.)

Назначение научного руководителя студенту – дипломнику осуществляет заведующий кафедрой в порядке, устанавленным кафедрой. При назначении научных руководителей принимается во внимание специализация их научно-педагогической деятельности по определенной тематике.

Научный руководитель:

• осуществляет необходимую помощь в составлении календарного графика дипломной работы и контролирует его выполнение;

• проводит (устные или письменные) консультации, во время которых дает конкретные задания студенту по изучению специальной литературы и других источников, подбору и анализу фактического (практического) материала, обсуждает с ним результаты проделанной работы;

• проверяет отдельные разделы и полностью всю дипломную работу, делает по ним замечания, рекомендации;

• дает оценку и определяет готовность дипломной работы к защите;

• оказывает помощь в подготовке доклада к защите дипломной работы и раздаточного (иллюстрационного) материала, выносимого на защиту.

На первой консультации студент с научным руководителем составляет индивидуальный график выполнения дипломной работы (см. приложение 6). Он должен согласовываться с интересами и способностями студента, без снижения общих требований. График составляется в трех экземплярах (первый экземпляр остается у студента, второй — у научного руководителя, третий — на кафедре), утверждается заведующим кафедрой. График выполнения дипломной работы помещается в дипломную работу после титульного листа (см. раздел 4).

Индивидуальный график выполнения дипломной работы является основой для осуществления контроля за ходом выполнения студентом дипломной работы со стороны научного руководителя и кафедрой. В установленные сроки студент–дипломник отчитывается о проделанной работе согласно календарного графика перед руководителем (в необходимых случаях — перед заведующим кафедрой), который отражает в графике даты фактического представления разделов дипломной работы и тем самым фиксируют степень готовности дипломной работы.

Форма, в которой дипломная работа будет сдаваться научному руководителю на проверку, — на бумажном и/или электронном носителе, студент согласовывает с научным руководителем.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Для составления плана дипломной работы необходимо тщательно изучить литературу по выбранной теме. Для написания дипломной работы студенту следует изучить и проанализировать по теме исследования:

• экономическую, финансовую литературу и общественную, включая монографии, учебники, периодические публикации в журналах и газетах, сборники статей, зарубежные источники периодической и научной информации;

• законодательные и нормативные документы в соответствующей области;

• указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;

• инструктивный материал;

• статистические данные и обзоры по динамике показателей в журналах и еженедельниках (в целом по мировому хозяйству, по стране, области, городу, отрасли, региону);

• данные финансовой (бухгалтерской) публичной отчетности и ведомственной сводной отчетности с учетом сохранения принципа коммерческой тайны;

• источники из Интернета.

При выполнении этой работы следует пользоваться предметными каталогами и библиографическими справочниками библиотеки университета. Литературу необходимо подбирать общетеоретического и практического характера по исследуемой проблеме.

Предварительное ознакомление с литературой позволит выяснить содержание источников, их полезность для дальнейшей работы над темой, а также более ясно представить круг дискуссионных вопросов и проблем.

План (он имеет название — Содержание) дипломной работы представляет собой систематизированный и логически связанный перечень вопросов и подвопросов, называемых разделами и подразделами (раздел имеет нумерацию 1, 2, 3; подраздел — 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и т. д.), которые позволяют раскрыть выбранную тему и сформулировать полученные выводы и предложения.

После выбора темы дипломной работы, изучения литературы студент самостоятельно составляет возможный план ее выполнения с учетом имеющихся знаний и опыта по изучаемой проблеме. План в обязательном порядке обсуждается и согласовывается с руководителем дипломной работы с тем, чтобы избежать организационных ошибок в виде перенасыщения плана вопросами, мало связанными с проблемой, или вопросами, которые имеют иную направленность рассмотрения, например, юридическую или маркетинговую. Дипломная работа выполняется по профилю «Финансы и кредит», поэтому должна отражать взгляд финансиста–экономиста на исследуемую проблему.

Необходимо учитывать единые требования к оформлению плана дипломной работы. План имеет строгую последовательность всех частей (см. приложение 7). Содержание должно включать: введение, три или четыре раздела, разбитые на подразделы, заключение, список использованных иcточников, приложения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Работа должны включать все разделы и подразделы, которые представлены планом (Содержанием) дипломной работы. Обязательно следует проверить соответствие названий в плане (Содержании) и по тексту: в обоих случаях они должны быть одинаковыми. Необходимо согласовать нумерацию страниц, определяющих границы разделов и подразделов в плане и в тексте работы.

Дипломная работа содержит следующие примерные структурные элементы:

• титульный лист;

• Индивидуальный график выполнения дипломной работы;

• Содержание;

• Введение;

• основная часть с разбивкой на разделы и подразделы;

• Заключение;

• Список используемых источников;

• Приложения.

Титульный лист является «лицом» дипломной работы, его реквизиты должны быть оформлены с особой тщательностью. Он должен содержать обязательные титульные элементы, в частности:

1. название федерального органа в сфере образования — Министерство образования и науки Российской Федерации;

2. наименование вуза — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» (ФГБОУ ВПО «БГУЭП»); название кафедры;

3. шифр и название специальности — 080105 Финансы и кредит и специализации (например, Финансы, Страхование и управление рисками, Банковское дело и ценные бумаги);

4. тема дипломной работы;

5. подписи заведующего кафедрой, руководителя, нормоконтролера, исполнителя в определенной последовательности.

Примеры оформления титульного листа дипломной работы приведен в приложении 5.

Форма индивидуального графика выполнения дипломной работы представлена в приложении 6.

Содержание включает последовательное наименования структурных элементов дипломной работы — введения, названия всех разделов, подразделов, заключения, списка использованных источников, приложений с указанием номеров страниц (см. приложение 7). Содержание работы должно соответствовать ее теме и названию разделов (подразделов).

Текстовая часть работы начинается с введения. Введение не считается самостоятельным разделом дипломной работы, поэтому не имеет порядкового номера. Во введении необходимо аргументировать выбор конкретной темы, обосновать ее актуальность, поставить цель исследования, определить задачи, которые должны быть решены в ходе достижения данной цели. Во введении целесообразно дать краткое содержание разделов, описание теоретической, правовой, аналитической и статистической базы, которая используется при выполнении исследования, необходимо отметить практическую значимость выполненной работы с позиции оценки самого студента и ее востребованность.

Введение не должно быть громоздким, его следует изложить четко и кратко. Рекомендуемый объем введения — 2–3 страницы.

Основная часть. В основной части дипломной работы освещаются теоретические и практические аспекты, связанные с экономической, финансовой сущностью исследуемой темы.

Первый раздел дипломной работы включает теоретическое обоснование выбранной проблемы и вопросов. Раздел должен содержать теоретический материал по теме исследования. Теоретическое исследование вопросов дипломной работы может предполагать: обзор отечественной и зарубежной литературы, статистической информации с целью уяснения степени научной разработанности темы исследования; выявление проблемных вопросов. Здесь необходимо дать понятийный аппарат, раскрыть основные определения и термины, которые используются в последующем в работе. Важным моментом является определение экономической сущности объекта исследования. Проработка экономической литературы позволит уточнить научные определения и формулировки, раскрыть понятие и сущность исследуемого явления, его классификационных признаков, выполняемых функций, структуры, места и роли на рынке (в том числе на финансовом рынке в целом или его сегменте).

В данном разделе можно провести также анализ законодательной базы по исследуемой теме. При этом необходимо уделить внимание истории ее развития: каким образом изменялась законодательная и нормативная база, к каким результатам (положительным или отрицательным) привело ее изменение; а также рассмотреть существующие проблемные вопросы в законодательном регулировании объекта исследования и дать характеристику ее современного состояния.

Первый раздел разбивается на относительно равные подразделы, по количеству их может быть от 2-х до 4-х. Количество страниц в подразделе может быть не менее 7-15 ( в зависимости от количества подразделов). Мелкое дробление раздела на подразделы (более 4-х), или наоборот, неоправданное укрупнение вопросов нецелесообразно, поскольку, как правило, приводит к ухудшению качества выполняемой дипломной работы.

Общий объем (размер) первого раздел дипломной работы должен составлять около 25–30% от общего объема дипломной работы.

Второй раздел дипломной работы имеет практическую направленность. Его особенностью является то, что он носит не описательный, а конструктивный характер и строится на основе анализа конкретных данных: предприятия, организации, учреждения. Изложение материала в данном разделе должно быть последовательным и логичным, идти от рассмотрения наиболее общих, итоговых, показателей к частным. Цифровой материал приводится в работе в виде аналитических таблиц и представляется в динамике, как правило, за последние 3-5 лет, с обязательной ссылкой на источники информации. Для наглядности рекомендуется строить диаграммы и графики, которые в работе оформляются как рисунки, примеры указаны в приложении. В таблицах должны быть не только размещены и увязаны те или иные показатели, но и отражена взаимная зависимость их, влияние одних показателей на другие. Должно быть выявлено и исчислено влияние факторов на объект исследования, для чего следует использовать соответствующие экономико-математические методы. Итогом данного раздела должны быть выводы, вытекающие из результатов анализа, сформулированные в виде предложений, направленных на улучшение деятельности организации, совершенствование практики функционирования.

Проведенные таким образом во втором разделе исследования и анализ позволят выявить основные тенденции в изучаемой области финансово-кредитных отношений, а также определенных сегментов финансового, страхового рынка.

Этот раздел по объему может занимать различное положение в дипломной работе. В частности, если план дипломной работы содержит три раздела, то пропорции между ними будут следующие: второй раздел — 30–50%, третий — 20–40% от общего объема работы. Если же в плане предусмотрено четыре раздела, то второй и третий раздел — по 20–40%, четвертый — 10–30% от общего объема работы. Пропорции могут быть также изменены в пользу третьего или четвертого раздела. Пропорциональное структурирование содержания дипломной работы является результатом совместной работы студента с его руководителем, с учетом имеющегося материала, поставленной цели и задач.

Третий раздел (и, если имеется, четвертый раздел) дипломной работы может быть посвящен изложению и оценке предложений по совершенствованию практической работы в рамках дипломного исследования, либо по прогнозированию нескольких вариантов решений поставленных проблем с помощью методик уже имеющихся, либо разработанных собственно автором, позволяющих иметь достоверную оценку результатов и перспектив решения проблем. В этом разделе дипломной работы могут быть апробированы на практическом материале различные приемы оценки или прогнозирования, а также использован математический аппарат (при условии способности студента владеть логикой этого аппарата) для выявления взаимообусловленных и взаимодействующих факторов. Кроме того следует рассмотреть зарубежный опыт по данному вопросу.

Текстовая часть работы завершается заключением. Заключение, как и введение, не рассматривается в качестве самостоятельного раздела дипломной работы и не имеет порядкового номера. Заключение может быть выполнено в объеме от 3-х до 5-ти страниц и содержит основные выводы и результаты, полученные в ходе выполнения, изложенные в виде промежуточных выводов, к которым пришел студент при выполнении всех разделов работы. Выводы излагаются последовательно в порядке расположения отдельных разделов и подразделов.

Список использованных источников составляется на основе списка библиографических источников, которые были просмотрены и изучены студентом во время выполнения дипломной работы. Список должен быть оптимальным по количеству включенных источников — не менее 40.

При формировании списка необходимо учитывать основные публикации и те источники, по которым приводятся ссылки в тексте дипломной работы. Теоретические источники могут быть представлены, как минимум, за последние пять – десять лет. Периодические – как правило, за последние три года, в том числе, за последний год. Законодательные и нормативные акты должны быть приведены с учетом всех внесенных в них последних изменений и дополнений.

Последовательность заполнения списка использованных источников представлена далее.

Данный список использованной литературы отражает самостоятельную творческую работу студента, что позволяет судить о степени его подготовки и углубления в проблему выбранной темы. Чтобы избежать ошибок при описании какого-либо источника, необходимо тщательно сверить его со сведениями, которые содержатся в соответствующих выписках из каталогов и библиографических указателях.

В приложениях помещается материал, не вошедший в основную часть и дополняющий содержание работы. Это могут быть: таблицы большого формата (более 50 % площади страницы), а также альбомного разворота, иллюстративный материал (схемы, рисунки, диаграммы, графики и т. д.), расчеты, перечни и описания методик и т. д.

В тексте дипломной работы обязательна должна быть указана ссылка на приложение, а в приложении — на источник, из которого взято или по которому составлено данное приложение.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Оформление дипломных работ выполняется в соответствии с Положением БГУЭП «Об итоговой государственной аттестации выпускников БГУЭП» и Требованиями издательства БГУЭП к авторским текстовым оригиналам книг, представляемым к производству, утвержденными ректором БГУЭП 24 октября 2011 г.

Требования к оформлению дипломной работы являются едиными и обязательными для всех студентов. Контроль за соблюдением данных требований осуществляет нормоконтролер (см. раздел 6). При несоответствии дипломной работы требованиям к оформлению, она возвращается на доработку.

Объем дипломной работы с учетом требований к ее оформлению (параметры страницы, вид и размер шрифта) должен составлять от 80 до 100 страниц печатного текста, выполненного путем компьютерного набора.

Текстработы должен быть выполнен на компьютере в текстовом редакторе Word на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Параметры страницы, на которой расположен текст работы, должны быть в пределах: верхнее —15 мм,нижнее — 20 мм, правое — 10 мм, левое — 30 мм. Основной текст дипломной работы выполняется шрифтом Times New Roman. Размер шрифта — кегль 14. Начертание обычное. Межстрочный интервал — полуторный, форматирование — по ширине. Буква «ё» при наборе не употребляется. Функция переноса обязательна и должна быть установлена автоматически. Не следует использовать ручной перенос слов. Лента (картридж) принтера — только черного цвета. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом — он должен быть одинаковым по всему тексту — 1,25 см. Использовать только кавычки «елочки» (« »). Они набираются вплотную к слову, без пробелов. Скобки ставятся точно так же, как и кавычки. Если скобка завершает предложение, точка ставится после нее.

Нумерация страниц в дипломной работе должна быть сквозной, начиная со второй страницы (в нумерацию страниц не включается индивидуальный график выполнения дипломной работы), а именно, с Содержания (на титульном листе номер страницы не ставится). Номер страницы проставляется арабскими цифрами без дополнительных знаков по центру внизу каждой страницы работы. Не допускается 2-х и более пробелов до номера страницы.

Пробелы. В соответствии с правилами русского языка должны ставиться дефисы (-), тире (—) и соединительные тире (–). Дефис никогда не отбивается пробелами: все-таки, финансово-экономический.Тире, напротив, отбивается пробелами с обеих сторон: активные операции коммерческих банков — это операции, посредством которых коммерческие банки… Соединительные тире ставятся обычно между цифрами и тоже не отбиваются пробелами: 2001–2006 гг., пять–шесть месяцев. Тире не должно переходить на следующую строку и начинать ее, поэтому перед тире ставится неразрывный пробел. Неразрывный пробел ставится путем одновременного нажатия трех клавиш: Shift, Ctrl и пробел.

Между словами делается только один пробел; два пробела и более между словами при наборе не допускаются. Перед знаками препинания (точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, восклицательные и вопросительные знаки) пробелы не нужны, после знаков препинания — обязательны. Знак процента (%) отбиваются от предшествующей цифры (используется неразрывный пробел). Знаки номера (№), параграфа (§) и слово «страница» в сокращенном виде (с.) отделяются от идущей за ними цифры неразрывным пробелом. Например — № 21; с. 48.

Многозначные числа должны быть разбиты на разряды: 9 876 543. Пробелы здесь только неразрывные, простые и десятичные дроби не отбиваются от целой части: 0,5; 13/14. Число от размерности, напротив, отбивается неразрывным пробелом: 1 423 тыс. руб.; 526 млн руб.; 248 млрд руб.; 1,5 трлн руб.; 2006 г.; ХIХ–ХХ вв.

Всегда отбивается неразрывным пробелом инициалы от фамилии и инициалы друг от друга (Иванова И. А.), но нельзя набирать в разных строках фамилию и инициалы, к ней относящиеся (поэтому пробелы в данном случае используются только неразрывные), а также нельзя отделять один инициал от другого.

Также делаются отбивки в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п».

Оформление отдельных частей дипломной работы. Первая страница дипломной работы — титульный лист. Оформление титульного листа представлено в разделе 4 и, как пример, в приложении 5.

Содержание дипломной работы обязательно должно включать перечень структурных частей работы и названия всех разделов, подразделов и приложений по тексту — все они должны быть пронумерованы. Пример оформления содержания приведен в приложении 7.

Основная часть. Разделы нумеруются арабскими цифрами с точкой на конце. Заголовки разделов, а также названия других частей дипломной работы (Содержание, Введение, Заключение, Список использованной литературы) пишутся (печатаются) симметрично тексту (по центру) прописными (заглавными) буквами, размер шрифта — 16 пт., начертание — полужирное, межстрочный интервал одинарный. Форматирование по центру без абзацного отступа.

Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. Слово «Глава» или «Раздел» перед номером раздела не пишется. В конце номера подраздела также ставят точку, например 2.1. Название подраздела пишется строчными буквами. Размер шрифта — 14 пт., начертание — полужирное, межстрочный интервал одинарный. Форматирование по центру без абзацного отступа. Заголовок раздела отделяется от заголовка подраздела интервалом; также интервалом отделяется заголовок раздела (подраздела) от текста (при межстрочном интервале одинарный).

Если заголовок раздела или подраздела состоит из двух предложений и более, то предложения разделяются точкой, в конце заголовка точка не ставится. Подчеркивание, раскрашивание, выделение другим или более интенсивным цветом и перенос слов в заголовках не допускается.

Пример:

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ

Оформление ссылок на источники литературы.

Если в тексте дипломной работы используются цитаты или статистический материал из различных источников, то необходимы ссылки на них. Библиографическая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о его содержании, объеме, языке текста и т. д.

Порядковый номер источника по списку использованной литературы дипломной работы с указанием страниц(ы), содержащих использованную информацию, заключают в квадратные скобки сразу после приведенной цитаты или информации. Например: [14, с. 52] или [10, с. 12–13]. Если ссылка делается на несколько источников, то указываются их порядковые номера по списку использованной литературы в порядке возрастания через точку с запятой [10, с. 12–13; 16, с. 8; 21, с. 59–60]. Если ссылка делается на нормативный документ (закон, положение и т. д.), указывается его порядковый номер по списку использованной литературы, затем номер статьи, номер пункта (если таковые имеются). Например: [1, ст. 5, п. 2], либо [2, п. 5]. Если ссылка делается на несколько статей одного нормативного акта, то номера статей указываются через запятую [1, ст. 5, 10]. Цитаты приводятся с соблюдением правил правописания и пунктуации первоисточника.

Оформление таблиц.

Границы таблиц должны соответствовать границам основного текста. Перед таблицей (справа) печатается слово «Таблица» и далее — ее порядковый номер (без знака номера, арабскими цифрами). Точка после номера таблицы не ставится;

Надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера (без знака номера, арабскими цифрами) печатается в правом верхнем углу над таблицей, через одинарный пробел от основного текста. Нумерация таблицы должна включать номер раздела и порядковый номер таблицы этого раздела, например, в разделе 1: Таблица 1.1, Таблица 1.2 и т. д.; в разделе 2: Таблица 2.1, Таблица 2.2 и т. д. Нумерация таблиц с учетом номера подраздела не допускается.

Через пробел после надписи «Таблица» по центру следующей строки помещается заголовок таблицы (если заголовок состоит из нескольких строк, то он пишется через одинарный пробел). Он должен соответствовать назначению и содержанию таблицы, быть выразительным и кратким. Через одинарный пробел размещается сама таблица. Если параметры таблицы выражены в одной единице измерения, то она может быть указана в заголовке. Под каждой таблицей обязательно делаются ссылки на источники литературы, на основании которых они составлены и помечаются «*». Такой же знак ставится в конце заголовка таблицы. Ссылка на источник данных после таблицы ставится без пробела. Размер шрифта ссылки или примечания на два пункта меньше, чем размер шрифта текста в таблице, т. е. 10 пт.

Текст таблицы выполняется без абзацного отступа с выравниванием: текста — по левому краю; цифровых значений — по центру, шрифт — Times New Roman. Размер шрифта должен быть на два пункта меньше, чем размер шрифта основного текста, т. е. 12 пт. Начертание обычное. В параметре «высота и ширина ячейки» не должно быть отрицательных значений. Перенос слов в тексте таблицы является возможным. Перенос слов в названии заголовка и перенос числовых значений не допускается. Сокращение текста допускается только с использованием общепринятых аббревиатур. В том случае, если используется малоизвестное (специальное) сокращение, то в подстрочной сноске необходимо дать расшифровку данного сокращения.

На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте работы. Ссылки на таблицы по тексту работы следует оформлять следующим образом: если ссылка гармонично включена в структуру предложения, то слово «таблица» пишется полностью. Например: «…данные, приведенные в таблице 1.1, позволяют заключить, что…». Если ссылка на таблицу не имеет прямой связи с текстом предложения, ее помещают в конце данного предложения и заключают в круглые скобки. Например: «… наблюдается снижение доли страхования в ВВП 2000-2011 гг. (табл. 1.1)»….., «….растет среднемесячная заработная плата работников (талб. 1.3)». Примеры оформления таблиц представлены ниже.

Таблица 1.1

Динамика доли страхования в ВВП 2000-2011 гг., %*

Наши рекомендации

Годы Страхование, всего Премия всего, без ОМС Добровольное страхование, всего Добровольное страхование и ОСАГО
2,4 2,0 2,0 2,0
3,3 2,9 2,9 2,9
3,0 2,5 2,5