Отчетность о выполнении экономических нормативов, устанавливаемых Национальным банком
10.1 Расчет достаточности капитала.
10.2 Расчет ликвидности.
10.3 Сведения о крупных рисках.
10.4 Сведения о рисках по инсайдерам и связанными с ними лицами.
10.5 Сведения об участии в инвестиционной деятельности.
10.6 Сведения о соблюдении нормативов максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика).
10.7 Сведения о размере привлеченных средств физических лиц.
10.8 Расчет размера фонда обязательных резервов (ФОР). Расчет использования и восстановления средств ФОР.
Распределение времени на изучение отдельных тем представлено в таблице 1 .
Таблица 1 – Примерное распределение времени прохождения организационно-экономической практики
№ п/п | Название видов работ | Количество часов для заочной формы обучения |
Инструктаж по месту прохождения практики Введение Основные разделы Заключение Список использованных источников Оформление отчета и подведение итогов практики | ||
Всего |
8 Программа организационно-экономической практики предусматривает выполнение индивидуального задания
8.1 Индивидуальные задания при прохождении практики на предприятии
Задание 1.История развития и выпускаемая продукция предприятия.
1 Кратко описать историю развития предприятия.
2 Отразить цели и задачи деятельности предприятия.
3 Описать продукцию (товар) предприятия.
Задание 2.Организация финансовой работы на предприятии.
1 Описать структуру финансовой службы предприятия, ее задачи и функции.
2 Описать должностные обязанности работников финансового отдела предприятия.
3 Краткая характеристика финансовых планов и налогов, уплачиваемых предприятием.
Задание 3.Состав учетно-аналитической информации предприятия.
1 Описать первичную информацию учета на предприятии.
2 Описать бухгалтерскую статистическую отчетность предприятия.
3 Раскрыть задачи и функции Национального статистического комитета РБ.
4 Раскрыть основные требования к содержанию и форме первичных документов в Законе РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
8.2 Индивидуальные задания при прохождении практики в инспекции Министерства по налогам и сборам
Задание 1.Организация работы ИМНС.
1 Описать организационную структуру ИМНС, ее задачи и функции.
2 Описать инструкции и нормативные документы, регулирующие деятельность налогового инспектора.
3 Краткая характеристика налогов, взимаемых ИМНС.
Задание 2.Учетно-аналитическая информация ИМНС.
1 Описать первичную информацию учета в организации.
2 Описать бухгалтерскую статистическую отчетность организации.
3 Раскрыть задачи и функции Национального статистического комитета РБ.
4 Раскрыть основные требования к содержанию и форме первичных документов в Законе РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
8.3 Индивидуальные задания при прохождении практики в банке
Задание 1.История развития и виды услуг, предоставляемых банком.
1 Кратко описать историю развития банка.
2 Отразить цели и задачи деятельности организации.
3 Описать виды услуг, предоставляемых банком.
Задание 2.Организация деятельности коммерческого банка.
1 Изучить организационную структуру банка, его основные задачи.
2 Охарактеризовать содержание работы структурных подразделений банка.
3 Дать краткую характеристику налогов, уплачиваемых банком.
Задание 3.Состав учетно-аналитической информации.
1 Описать первичную информацию учета в банке.
2 Описать бухгалтерскую статистическую отчетность банка.
3 Раскрыть задачи и функции Национального статистического комитета Республики Беларусь.
4 Раскрыть основные требования к содержанию и форме первичных документов в Законе РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
9 Подведение итогов и оформление отчетов по организационно-экономической практике
По окончании организационно-экономической практики студент составляет письменный отчет, оформленный в соответствии с требованиями СТП СМК 4.2.3-01-2011 и программы практики (формат А4) и сдает его руководителю этой практики от кафедры одновременно с дневником, подписанными руководителем организационно-экономической практики отпредприятия (организации) и заверенными печатью предприятия (организации).
По результатам прохождения практики студент составляет отчет. Отчет включает:
1 текстовую часть, выполненную на стандартной бумаге на одной стороне листа. В ней в краткой форме отражается содержание вопросов, изученных в период прохождения практики, со ссылкой на номера приложенных к отчету приложений. Текстовая часть подписывается студентом, проверяется и визируется ответственным руководителем практики от предприятия, организации, учреждения;
2 приложения в виде документов: ксерокопий договоров на открытие депозита (вклада), кредитных договоров, выписок из финансовой отчетности и финансовых планов, договоров лизингов, факторинга расчетов налогов и т.д. Приложения должны иметь сплошную нумерацию и скомплектованы по темам;
3 заключение студента о полноте прохождения практики, выводы о приобретении практических навыков и предложения по улучшению организации практики.
Текстовая часть отчета должна состоять из введения, основных разделов, заключения, списка использованных источников.
Введение – обосновывается круг вопросов, решение которых необходимо для успешного прохождения практики, указывается цель и задачи исследования, организация, по материалам которой выполняется работа, источники информации, используемые методы исследования.
Основные разделы отчета должны раскрывать вопросы, предусмотренные программой практики.
Заключение – должно содержать основные выводы всех разделов отчета и предложения по улучшению работы предприятия.
Пример оформления титульного листа отчета о прохождении практики представлен в приложении А.
В тексте отчета должны приводиться ссылки на использованные источники информации.
Все вышеупомянутые материалы сшиваются в папку или переплетаются. Отчет в полном объеме представляется на кафедру БУА и А в течение 2-3 дней после окончания практики, где он регистрируется и передается на проверку руководителю от университета.
В случае отрицательного отзыва отчет подлежит доработке в соответствии с письменными или устными замечаниями, высказанными руководителем.
Допущенный к защите отчет возвращается студенту для подготовки к устной защите его содержания.
Результат прохождения производственной практики оценивается в соответствии с требованиями, устанавливаемыми университетом.
В характеристике с места практики, подписанной руководителем практики от организации или предприятия, должно быть отмечено выполнение программы практики, отношение студента к работе, трудовая дисциплина, овладение навыками анализа и прогнозирования финансовых показателей.
Отчет о организационно-экономической практике принимается комиссией в составе 2-3 человек на кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита.
При оценке результатов практики учитывается и характеристика, данная студенту руководителям практики от организации или предприятия. Оценка производственной практики учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студент, не выполнивший программу организационно-экономической практикепрактики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при сдаче отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время.
Список литературы
1 Налоги / под ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Минск: БГЭУ, 2000. – 368 с.
2 Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: метод. пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 9-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд-во В.М. Скакун, 2002. – 454 с.
3 Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».
4 Положение о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь.
5 Положение о Министерстве по налогам и сборам
6 Заяц Н.Е. Теория налогов: учебник. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220 с.
7 Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Официальное издание. – Минск: Нац. центр правовой информации РБ, 2003. – 69 с.
8 Банковский кодекс Республики Беларусь. – Минск: Амалфея, 2001. – 192 с.
9 Технология автоматизированной обработки учетно-аналитической информации: учеб. пособие / Ю.Ю. Королев, Л.А. Попкова, Т.В. Прохорова и др. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2002. – 352 с.
10 Организация деятельности коммерческих банков / под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2001. – 512 с.
11 Основы банковского дела: учеб. пособие / под ред. Ю.М. Ясинского. – Минск: Тесей, 1999. – 448 с.
12 Теория финансов / под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Выш. шк., 1997. – 227с.
13 Финансы предприятий: учебник / И.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; под ред. проф. Н.В. Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 413с.
14 Шеремет А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 343 с.
15 Положение о производственной практике студентов высших учебных заведений РБ № 1823 от 30.11.2000 г.
16 Положение о порядке разработки и утверждения программ и методических указаний по различным видам практик: метод. указания / сост. В.И. Довженко, Т.В. Цыкунова. – Могилев: УО МГТУ, 2002. – 8 с.
17 Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие – Минск: Мисанта, 1996. – 263 с.
18 СТП СМК 4.2.3-01-2011.Общие требования и правила оформления текстовых документов. – Введ. 2011-04-07. – Могилев: УО МГУП, 2011. – 43 с.
Приложение А
Образец титульного листа
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский государственный университет продовольствия»
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
ОАО «МОГИЛЕВХЛЕБОПРОДУКТ»