Структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации

ДЛЯ ГРУПП ФК-15

Составитель: к.э.н., доцент

Истомина Н.А.

2017

Осень

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и др.

Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Бюджет Отвечает за составление Отвечает за рассмотрение и утверждение Отвечает за подписание
  Федеральный бюджет      
Областной бюджет Свердловской области      
  Бюджет Екатеринбурга      

Принцип эффективности использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

  Расходы бюджета Результат
  Результативность    
  Экономность    

Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;

обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы РФ (абзац введен федеральным законом от 07.05.2013 № 104-Ф.З.)

Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

1. установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации

2. составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации

3. установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

4. установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

5. установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

6. предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

7. осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Налоговые доходы

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - доходы от федеральных налогов и сборов
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
- доходы от региональных налогов и сборов (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес) - доходы от федеральных налогов и сборов, закрепленных за региональными бюджетами в соответствии с Бюджетным кодексом
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
- доходы от местных налогов и сборов (налог на имущество физических лиц, земельный налог) - доходы от региональных налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами законом субъекта РФ - доходы от федеральных налогов (в соответствии с Бюджетным Кодексом) - доходы от федеральных налогов, закрепленных за местными бюджетами законом субъекта РФ
       

Межбюджетные трансферты

Расходы регионального бюджета «Межбюджетные трансферты» / ЛЮБОЙ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

дотации

 
  структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru

субвенции

 
  структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru

субсидии

       
    структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru
 
 
Расходы федерального бюджета «Межбюджетные трансферты» / ЛЮБОЙ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

дотации

 
  структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru

субвенции

структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru

субсидии

структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru


Дотация    
Субвенция    
Субсидия    
Вид трансферта Характер использования Наличие долевого участия
Дотация    
Субвенция    
Субсидия    
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru


НАПРАВЛЕНИЕ Из федерального бюджета Из бюджетов субъектов РФ Из местных бюджетов
ФИНАНСИРУЮТСЯ
Управление      
Образование      
Дорожное строительство      
Транспорт      

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций…., средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти…, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки …в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

1. Выборы депутатов Государственной Думы – из какого денежного фонда финансируются?  
2. В какой бюджет поступят средства от арендной платы части здания казенного учреждения, которое обозначается как «ФГБУ ВО РФ»?  
3. Расходы на обслуживание государственного долга РФ – из какого денежного фонда финансируются?  
4. Из какого бюджета финансируется проект, который имеет межмуниципальное значение?  
5. Из какого бюджета финансируется проект, который имеет межрегиональное и межотраслевое значение?  
6. Из какого бюджета в Курской области финансируется проект, который имеет региональное значение?  
7. Какие из данных структур: МБУК, МИД, МО, МАУ ДО – финансируются из местных бюджетов и из какого (каких) бюджетов финансируются остальные?  
8.    
Дисбаланс доходов и расходов
Дефицитный бюджет: Доходы < Расходы
Способ достижения баланса Привлечение источников покрытия дефицита бюджета (займы, средства от эмиссии ценных бумаг) + ∆ Доходы
Результат (баланс) Доходы + ∆ Доходы = Расходы
Способ достижения баланса Сокращение расходной части бюджета (оптимизация расходов) - ∆ Расходы
Результат (баланс) Доходы = Расходы - ∆ Расходы
Профицитный бюджет: Доходы > Расходы
Способ достижения баланса Отвлечение части доходов в особый резервный фонд / снижение налогов - ∆ Доходы
Результат (баланс) Доходы - ∆ Доходы = Расходы
Способ достижения баланса Увеличение расходов бюджета + ∆ Расходы
Балансировка в течение финансового года Доходы = Расходы + ∆ Расходы

ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА:

ВИДЫ ДЕФИЦИТА

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА (РФ) И СУБЪЕКТОВ РФ

Механизм межбюджетных отношений:

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Бюджет Срок, на который составляется
Федеральный 3 года
Бюджет субъекта РФ 3 года
Местный 1 год 3 года
В соответствии с муниципальными правовыми актами
Бюджетный прогноз Срок, на который составляется
РФ Каждые 6 лет на 12 и более лет
Субъекта РФ
Муниципального образования Каждые 3 года на 6 и более лет

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru

Составление Рассмотрение Исполнение Подготовка

проекта и утверждение бюджета отчета об

бюджета бюджета исполнении

бюджета

Минфин РФ Федеральное Собрание РФ Федеральное казначейство Минфин РФ

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Составление проекта бюджета основывается на:

· положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике РФ);

· основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

· прогнозе социально-экономического развития;

· бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

· государственных (муниципальных) программах (проектах программ).

(в ред. федерального закона от 04.10.2014 № 283-Ф.З.)

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 ОКТЯБРЯ (изменения внесены федеральным законом от 27 июля 2010 года) текущего года.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

· прогнозируемый объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;

· общий объем расходов;

· условно утверждаемые расходы;

· верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга

· нормативная величина Резервного фонда;

· дефицит (профицит) федерального бюджета.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:

· передать указанный законопроект в согласительную комиссию

· вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;

· поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении.

Предметом рассмотрения являются:

бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам РФ), группам видов расходов классификации расходов;

распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов

программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации

программа государственных внешних заимствований Российской Федерации

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете.

При рассмотрении в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется ПрезидентуРоссийской Федерации для подписания и обнародования.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ

ДЛЯ ГРУПП ФК-15

Составитель: к.э.н., доцент

Истомина Н.А.

2017

Осень

СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По Бюджетному Кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Уровни власти (управления)     КОМПЕТЕНЦИИ   (выполняемые функции) ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ Бюджет, обеспечивающий финансирование
Федеральный Федеральный бюджет
Региональный Бюджет субъекта РФ
Местный     Муниципальный (местный) бюджет

Принцип финансового обеспечения установленных компетенций различных уровней власти (управления) в РФ

Структура бюджетной системы РФ

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

Регион Название бюджета
область
край
республика
автономный округ

3. местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов,

· бюджеты городских округов,

· бюджеты городских округов с внутригородским делением,

· бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

· бюджеты городских и сельских поселений,

· бюджеты внутригородских районов.

       
   
Муниципальное образование – городское, сельское поселение, городской округ или муниципальный район, внутригородской район городского округа…
 
  структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru
 
  структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации - student2.ru

ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Муниципальное образование ТИПА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Городское поселение 1 Сельское поселение 1
Сельское поселение 2 Городское поселение 2

Существует: бюджет муниципального района (обеспечивающий выполнение межмуниципальных функций) и БЮДЖЕТ У КАЖДОГО ПОСЕЛЕНИЯ!

********

Муниципальное образование ТИПА ГОРОДСКОЙ ОКРУГ С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ

Городской район 1 Городской район 2
Городской район 3 Городской район 4

Существует: бюджет ГОРОДСКОГО ОКРУГА (обеспечивающий выполнение ОБЩЕГОРОДСКИХ функций) и БЮДЖЕТ У КАЖДОГО внутригородского района!

РЕГИОН
ГОРОДСКИЕ ОКРУГА   (в Свердловской области на 1 января 2009 года – 68) МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ (в Свердловской области на 1 января 2009 года – 5)  
В совокупности в Свердловской области на 1 января 2009 года - 21
Сельские поселения Городские поселения

Муниципальные районы и поселения Свердловской области

Камышловский муниципальный район Байкаловский муниципальный район
"Восточное сельское поселение" "Галкинское сельское поселение" "Зареченское сельское поселение" "Калиновское сельское поселение" "Обуховское сельское поселение" Баженовское сельское поселение Байкаловское сельское поселение Краснополянское сельское поселение
Нижнесергинский муниципальный район Слободо-Туринский муниципальный район
рабочий поселок Атиг Городское поселение Верхние Серги Дружининское городское поселение Кленовское сельское поселение Михайловское муниципальное образование Нижнесергинское городское поселение Ницинское сельское поселение Слободо-Туринское сельское поселение Сладковское сельское поселение Усть-Ницинское сельское поселение
Таборинский муниципальный район
Кузнецовское сельское поселение
Таборинское сельское поселение
Унже-Павинское сельское поселение
Какой денежный фонд обеспечивает финансовое обеспечение функций регионального значения в Свердловской области?  
Из какого бюджета получает заработную плату Глава республики Северная Осетия-Алания?  
Какие денежные фонды обеспечивают финансовое обеспечение функций регионального значения?  
В субъекте РФ расположено 5 муниципальных районов, 4 городских округа (в каждом из которых расположено по 5 районов) и 10 поселений. Чему равно общее количество местных бюджетов в этом регионе?
Чему равно общее количество местных бюджетов в этом регионе?  
Сколько бюджетов входит в консолидированный бюджет региона?  
Сколько региональных бюджетов в этом регионе?  
В нашей стране реализуется комплекс реформ по изменению структуры внебюджетных фондов. Предполагается создание ОТДЕЛЬНЫХ территориальных дорожных фондов в субъектах РФ (кроме уже существующих ТФОМСов), полное зачисление средств, которые раньше поступали в ТФОМСы, напрямую в ФФОМС (но сами ТФОМСы при этом сохраняются как фонды), ликвидация Фонда социального страхования с передачей его доходов Пенсионному фонду РФ.
Как изменится с учетом всех этих реформ объем централизованных финансовых ресурсов?  
Чему будет равно общее количество централизованных целевых общегосударственных фондов в РФ?  
Чему будет равно общее количество территориальных целевых фондов?  
Как изменится объем финансовых ресурсов на втором уровне бюджетной системы?  
Чему будет равно общее количество денежных фондов на втором уровне бюджетной системы?  
     
 
В субъекте РФ расположено 80 муниципальных образований. Сколько в регионе местных бюджетов, если все муниципальные образования относятся к типу городских округов?  
В регионе 10 городских округов (в каждом из которых находится по 5 районов), 10 муниципальных районов, 10 сельских поселений и 10 городских поселений. Сколько всего в этом регионе местных бюджетов?  

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1. единства бюджетной системы Российской Федерации;

2. самостоятельности бюджетов;

3. эффективности использования бюджетных средств;

4. прозрачности (открытости);

5. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Наши рекомендации