Структура и принципы построения бюджетной системы российской федерации
ДЛЯ ГРУПП ФК-15
Составитель: к.э.н., доцент
Истомина Н.А.
2017
Осень
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и др.
Принцип самостоятельности бюджетов
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).
Бюджет | Отвечает за составление | Отвечает за рассмотрение и утверждение | Отвечает за подписание |
Федеральный бюджет | |||
Областной бюджет Свердловской области | |||
Бюджет Екатеринбурга |
Принцип эффективности использования бюджетных средств
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Расходы бюджета | Результат | |
Результативность | ||
Экономность |
Принцип прозрачности (открытости)
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;
обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы РФ (абзац введен федеральным законом от 07.05.2013 № 104-Ф.З.)
Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
1. установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
2. составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
3. установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
4. установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
5. установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
6. предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
7. осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ
Налоговые доходы
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА - доходы от федеральных налогов и сборов | |||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ | |||
- доходы от региональных налогов и сборов (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес) | - доходы от федеральных налогов и сборов, закрепленных за региональными бюджетами в соответствии с Бюджетным кодексом | ||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ | |||
- доходы от местных налогов и сборов (налог на имущество физических лиц, земельный налог) | - доходы от региональных налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами законом субъекта РФ | - доходы от федеральных налогов (в соответствии с Бюджетным Кодексом) - доходы от федеральных налогов, закрепленных за местными бюджетами законом субъекта РФ | |
Межбюджетные трансферты
|
дотации
субвенции
субсидии
|
дотации
субвенции
субсидии
Дотация | |
Субвенция | |
Субсидия |
Вид трансферта | Характер использования | Наличие долевого участия |
Дотация | ||
Субвенция | ||
Субсидия |
|
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
НАПРАВЛЕНИЕ | Из федерального бюджета | Из бюджетов субъектов РФ | Из местных бюджетов |
ФИНАНСИРУЮТСЯ | |||
Управление | |||
Образование | |||
Дорожное строительство | |||
Транспорт |
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций…., средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти…, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки …в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
| ||||||||||||||||||||||||
Дисбаланс доходов и расходов
ПРИЧИНЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА: |
ВИДЫ ДЕФИЦИТА
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА (РФ) И СУБЪЕКТОВ РФ
Механизм межбюджетных отношений:
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Бюджет | Срок, на который составляется | |
Федеральный | 3 года | |
Бюджет субъекта РФ | 3 года | |
Местный | 1 год | 3 года |
В соответствии с муниципальными правовыми актами |
Бюджетный прогноз | Срок, на который составляется |
РФ | Каждые 6 лет на 12 и более лет |
Субъекта РФ | |
Муниципального образования | Каждые 3 года на 6 и более лет |
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Составление Рассмотрение Исполнение Подготовка
проекта и утверждение бюджета отчета об
бюджета бюджета исполнении
бюджета
Минфин РФ | Федеральное Собрание РФ | Федеральное казначейство | Минфин РФ |
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Составление проекта бюджета основывается на:
· положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике РФ);
· основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
· прогнозе социально-экономического развития;
· бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
· государственных (муниципальных) программах (проектах программ).
(в ред. федерального закона от 04.10.2014 № 283-Ф.З.)
РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 ОКТЯБРЯ (изменения внесены федеральным законом от 27 июля 2010 года) текущего года.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении.
Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
· прогнозируемый объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;
· общий объем расходов;
· условно утверждаемые расходы;
· верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга
· нормативная величина Резервного фонда;
· дефицит (профицит) федерального бюджета.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:
· передать указанный законопроект в согласительную комиссию
· вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;
· поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении.
Предметом рассмотрения являются:
бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам РФ), группам видов расходов классификации расходов;
распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов
программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации
программа государственных внешних заимствований Российской Федерации
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете.
При рассмотрении в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета.
Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется ПрезидентуРоссийской Федерации для подписания и обнародования.
ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РФ
ДЛЯ ГРУПП ФК-15
Составитель: к.э.н., доцент
Истомина Н.А.
2017
Осень
СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По Бюджетному Кодексу РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Уровни власти (управления) | КОМПЕТЕНЦИИ (выполняемые функции) | ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ | Бюджет, обеспечивающий финансирование |
Федеральный | Федеральный бюджет | ||
Региональный | Бюджет субъекта РФ | ||
Местный | Муниципальный (местный) бюджет |
Принцип финансового обеспечения установленных компетенций различных уровней власти (управления) в РФ
Структура бюджетной системы РФ
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
Регион | Название бюджета |
область | |
край | |
республика | |
автономный округ |
3. местные бюджеты, в том числе:
· бюджеты муниципальных районов,
· бюджеты городских округов,
· бюджеты городских округов с внутригородским делением,
· бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
· бюджеты городских и сельских поселений,
· бюджеты внутригородских районов.
| |||
ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Муниципальное образование ТИПА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Городское поселение 1 | Сельское поселение 1 |
Сельское поселение 2 | Городское поселение 2 |
Существует: бюджет муниципального района (обеспечивающий выполнение межмуниципальных функций) и БЮДЖЕТ У КАЖДОГО ПОСЕЛЕНИЯ!
********
Муниципальное образование ТИПА ГОРОДСКОЙ ОКРУГ С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ
Городской район 1 | Городской район 2 |
Городской район 3 | Городской район 4 |
Существует: бюджет ГОРОДСКОГО ОКРУГА (обеспечивающий выполнение ОБЩЕГОРОДСКИХ функций) и БЮДЖЕТ У КАЖДОГО внутригородского района!
РЕГИОН | |
ГОРОДСКИЕ ОКРУГА (в Свердловской области на 1 января 2009 года – 68) | МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ (в Свердловской области на 1 января 2009 года – 5) |
В совокупности в Свердловской области на 1 января 2009 года - 21 | |
Сельские поселения | Городские поселения |
Муниципальные районы и поселения Свердловской области
Камышловский муниципальный район | Байкаловский муниципальный район |
"Восточное сельское поселение" "Галкинское сельское поселение" "Зареченское сельское поселение" "Калиновское сельское поселение" "Обуховское сельское поселение" | Баженовское сельское поселение Байкаловское сельское поселение Краснополянское сельское поселение |
Нижнесергинский муниципальный район | Слободо-Туринский муниципальный район |
рабочий поселок Атиг Городское поселение Верхние Серги Дружининское городское поселение Кленовское сельское поселение Михайловское муниципальное образование Нижнесергинское городское поселение | Ницинское сельское поселение Слободо-Туринское сельское поселение Сладковское сельское поселение Усть-Ницинское сельское поселение |
Таборинский муниципальный район | |
Кузнецовское сельское поселение | |
Таборинское сельское поселение | |
Унже-Павинское сельское поселение |
Какой денежный фонд обеспечивает финансовое обеспечение функций регионального значения в Свердловской области? | ||
Из какого бюджета получает заработную плату Глава республики Северная Осетия-Алания? | ||
Какие денежные фонды обеспечивают финансовое обеспечение функций регионального значения? | ||
В субъекте РФ расположено 5 муниципальных районов, 4 городских округа (в каждом из которых расположено по 5 районов) и 10 поселений. Чему равно общее количество местных бюджетов в этом регионе? | ||
Чему равно общее количество местных бюджетов в этом регионе? | ||
Сколько бюджетов входит в консолидированный бюджет региона? | ||
Сколько региональных бюджетов в этом регионе? | ||
В нашей стране реализуется комплекс реформ по изменению структуры внебюджетных фондов. Предполагается создание ОТДЕЛЬНЫХ территориальных дорожных фондов в субъектах РФ (кроме уже существующих ТФОМСов), полное зачисление средств, которые раньше поступали в ТФОМСы, напрямую в ФФОМС (но сами ТФОМСы при этом сохраняются как фонды), ликвидация Фонда социального страхования с передачей его доходов Пенсионному фонду РФ. | ||
Как изменится с учетом всех этих реформ объем централизованных финансовых ресурсов? | ||
Чему будет равно общее количество централизованных целевых общегосударственных фондов в РФ? | ||
Чему будет равно общее количество территориальных целевых фондов? | ||
Как изменится объем финансовых ресурсов на втором уровне бюджетной системы? | ||
Чему будет равно общее количество денежных фондов на втором уровне бюджетной системы? | ||
В субъекте РФ расположено 80 муниципальных образований. Сколько в регионе местных бюджетов, если все муниципальные образования относятся к типу городских округов? | ||
В регионе 10 городских округов (в каждом из которых находится по 5 районов), 10 муниципальных районов, 10 сельских поселений и 10 городских поселений. Сколько всего в этом регионе местных бюджетов? |
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1. единства бюджетной системы Российской Федерации;
2. самостоятельности бюджетов;
3. эффективности использования бюджетных средств;
4. прозрачности (открытости);
5. адресности и целевого характера бюджетных средств.