Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации

В 2018 – 2020 годах будет продолжено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе:

на предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 12 127,6 млн. рублей, в 2019 году – 12 465,7 млн. рублей, в 2020 году – 10 496,9 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на предоставление единой субвенции в 2018–2020 годах определен исходя из общих подходов к формированию объемов бюджетных ассигнований. Уменьшение бюджетных ассигнований в 2020 году по сравнению с 2019 годом обусловлено завершением в 2019 году мероприятий по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Единая субвенция в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 1309–р, сформирована из 8 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и направлена на финансовое обеспечение осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации:

в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов;

в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов);

на государственную регистрацию актов гражданского состояния;

по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств – участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций;

в отношении объектов культурного наследия;

в области охраны и использования охотничьих ресурсов;

в сфере охраны здоровья граждан;

в сфере образования.

Общий объем единой субвенции рассчитан как сумма объемов единых субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. В свою очередь, объем единой субвенции, предоставляемой бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, рассчитан как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения этих субвенций.

При этом объем расходов регионального бюджета на каждое из переданных федеральных полномочий, финансово обеспечиваемых за счет единой субвенции, в соответствии с абзацем первым пункта 14 Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 275, определяется законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;

на оплату жилищно–коммунальных услуг отдельным категориям граждан бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 106 663,6 млн. рублей, в 2019–2020 годах – 108 840,4 млн. рублей ежегодно.

Уменьшение бюджетных ассигнований в 2018 году осуществлено в соответствии с общими подходами по формированию бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 год.

Объем субвенций на оплату жилищно–коммунальных услуг отдельным категориям граждан сформирован исходя из численности граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилищно–коммунальных услуг, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м на 1 человека, стоимости жилищно–коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м площади жилья за отчетный год по соответствующему субъекту Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики, с учетом благоустроенности жилых помещений, и минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных субъектами Российской Федерации;

на социальные выплаты безработным гражданам бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 39 212,6 млн. рублей, в 2019 году – 40 484,9 млн. рублей, в 2020 году – 41 261,7 млн. рублей.

Уменьшение объемов субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные выплаты безработным гражданам по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году на 3 559,1 млн. рублей, в 2019 году на 2 997,7 млн. рублей обусловлено снижением численности безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости населения.

Увеличение в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 776,8 млн. рублей связано с прогнозируемым ростом размеров пособий по безработице, зависящих от заработной платы.

За счет указанной субвенции планируется осуществлять, в том числе, следующие выплаты безработным гражданам:

пособия по безработице;

стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости;

пенсии, назначенные по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости.

на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 82 472,7 млн. рублей, в 2019 году – 86 307,8 млн. рублей, в 2020 году – 89 760,1 млн. рублей. Увеличение объема субвенции по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году на 2 808,3 млн. рублей, в 2019 году на 6 394,6 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 3 472,4 млн. рублей связано с индексацией размеров выплат ежегодно на фактический уровень инфляции предыдущего года.

За счет указанной субвенции планируется осуществлять следующие выплаты незастрахованным гражданам:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 2 434,1 млн. рублей, в 2019–2020 годах – 4 000,0 млн. рублей ежегодно с учетом приоритизации мероприятий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Уменьшение объема в 2018 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, на 2 602,4 млн. рублей связано с уточнением численности получателей.

Указанные средства федерального бюджета будут направлены на обеспечение жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей–инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 1 965,9 млн. рублей. В 2018 году планируется за счет указанной субвенции завершить данное мероприятие;

на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 693,8 млн. рублей, что позволит завершить реализацию данного мероприятия в 2018 году;

на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 15 995,8 млн. рублей, в 2019 году – 16 697,3 млн. рублей, в 2020 году – 17 400,8 млн. рублей.

Уменьшение объема по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году на 389,7 млн. рублей связано с уточнением численности получателей, увеличение объема в 2019 году на 311,8 млн. рублей, в 2020 году на 703,5 млн. рублей связано с индексацией размеров выплат ежегодно на фактический уровень инфляции предыдущего года.

За счет указанной субвенции планируется осуществлять предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, включая выплату пособия по уходу за ребенком;

на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 23 448,4 млн. рублей, в 2019 году – 24 194,5 млн. рублей, в 2020 году – 23 897,2 млн. рублей.

За счет указанных субвенций в 2018–2020 годах будут осуществляться мероприятия по организации использования лесов, их охране (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защите и воспроизводству (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на землях лесного фонда;

бюджету города федерального значения Севастополя на осуществление части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2018–2020 годах в объеме 4,5 млн. рублей ежегодно;

на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018–2020 годах в объеме 1 759,3 млн. рублей ежегодно.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований на предоставление указанных субвенций по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, обусловлено общими подходами к формированию Законопроекта.

За счет предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в 2018–2020 годах будут осуществляться мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, по охране водных объектов, а также по предоставлению водных объектов в пользование;

на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 8 205,6 млн. рублей, в 2019 году – 8 529,7 млн. рублей, в 2020 году – 8 867,2 млн. рублей.

За счет указанной субвенции планируется осуществить финансовое обеспечение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату ежегодной денежной выплаты 589 938 гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», с учетом расходов на оплату услуг по доставке ежегодной денежной выплаты гражданам.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований обусловлено общими подходами к формированию Законопроекта, в связи с индексацией в 2018 году публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года;

на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 2 629,0 млн. рублей, в 2019 году – 2 657,5 млн. рублей, в 2020 году – 2 755,1 млн. рублей.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований обусловлено общими подходами к формированию Законопроекта, в связи с индексацией в 2018 году публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года;

на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 1 233,1 млн. рублей, в 2019 году – 1 337,5 млн. рублей, в 2020 году 1 391,0 млн. рублей.

Увеличение объемов по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году на 41,4 млн. рублей в 2019 году на 408,9 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 707,6 млн. рублей связано с индексацией размеров выплат ежегодно на фактический уровень инфляции предыдущего года.

За счет указанной субвенции планируется осуществить предоставление единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 40,0 млн. рублей, в 2019 году – 41,0 млн. рублей, в 2020 году – 42,0 млн. рублей.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований обусловлено прогнозируемым увеличением размеров выплат;

на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно–ортопедических изделий, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2018–2020 годах в объеме 2 819,1 млн. рублей ежегодно.

Уменьшение объемов по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 и 2019 годах на 2 349,4 млн. рублей ежегодно связано с сокращением количества субъектов Российской Федерации, которым предоставляется субвенция из федерального бюджета, в связи с переходом на предоставление технических средств реабилитации территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

За счет указанной субвенции планируется осуществлять предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включенных в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду;

на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 1 313,3 млн. рублей, в 2019 и 2020 годах – 1 340,1 млн. рублей ежегодно с учетом общих подходов по формированию Законопроекта.

За счет указанной субвенции планируется осуществить выплату единовременного пособия при устройстве 52 513 детей, лишенных родительского попечения, в семью;

на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157–ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 7,8 млн. рублей, в 2019 году – 8,1 млн. рублей, в 2020 году – 8,4 млн. рублей.

За счет указанной субвенции планируется выплатить пособия и денежную компенсацию: в 2018 году – 510 гражданам, в 2019 году – 515 гражданам, в 2020 году – 514 гражданам.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований обусловлено общими подходами к формированию Законопроекта, в связи с индексацией в 2018 году публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года;

на осуществление полномочий по составлению (изменению, дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2018 году в объеме 517,7 млн. рублей, в 2019 году – 34,7 млн. рублей, в 2020 году – 56,0 млн. рублей.

Увеличение объема в 2018 году по сравнению с объемом, утвержденным Законом № 415–ФЗ, связано с принятием Федеральных законов от 23 июня 2016 г. № 209–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и № 190–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», предусматривающих возможность рассмотрения дел, подсудных судам районного уровня, с участием присяжных заседателей, что потребует увеличения численности кандидатов в присяжные заседатели, а также составления новых списков кандидатов в присяжные заседатели;

на предоставление субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя на осуществление части переданных полномочий Российской Федерации:

в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в 2018 году в объеме 370,8 млн. рублей;

в области ветеринарного и фитосанитарного надзора в 2018 году в объеме 73,8 млн. рублей, в 2019–2020 годах – 19,6 млн. рублей ежегодно;

в области водных отношений в 2018 году в объеме 35,9 млн. рублей, в 2019 году – 36,0 млн. рублей, в 2020 году – 36,1 млн. рублей;

в сфере недропользования в объеме в 2018–2019 годах в объеме 50,7 млн. рублей ежегодно, в 2020 году – 51,4 млн. рублей;

в сфере трудового законодательства в 2018 году в объеме 25,7 млн. рублей, в 2019 году – 26,1 млн. рублей, в 2020 году – 26,7 млн. рублей;

в сфере государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений в 2018 году в объеме 16,7 млн. рублей, в 2019 году – 16,8 млн. рублей, в 2020 году – 17,4 млн. рублей;

в сфере охраны окружающей среды в 2018 году в объеме 4,3 млн. рублей, в 2019–2020 годах – 4,4 млн. рублей ежегодно;

в сфере управления федеральным имуществом в 2018–2019 годах в объеме 18,0 млн. рублей ежегодно, в 2020 году – 18,2 млн. рублей.

Наши рекомендации