Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы

Расходы федерального бюджета в 2017–2020 годах на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы представлены в таблице 4.2.46.

Таблица 4.2.46

млн. рублей

Наименование 2017 год* 2018 год 2019 год 2020 год
Закон № 415–ФЗ Законо– проект Δ к закону, % Закон № 415–ФЗ Законо– проект Δ к закону, % Законо– проект Δ к Законопроекту на 2019 год, %
5=4/3*100 8=7/6*100 10=9/7*100
Всего 242 148,3 197 957,8 222 273,5 112,3 194 055,9 222 218,4 114,5 222 224,3 100,0
в том числе:                  
Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 14 214,1 91,1 8 514,1 9 347,9 89,1 339,1 380,6 339,1 100,0
Подпрограмма «Управление реализацией государственной программы» 27 819,7 23 326,3 28 124,3 120,6 22 779,6 27 817,3 122,1 27 138,6 97,6
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» 16 104,2 15 825,1 0,0 0,0 16 072,3 0,0 0,0 0,0
Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы» 11 426,0 8 725,9 0,0 0,0 8 742,4 0,0 0,0 0,0
Подпрограмма «Развитие финансово–кредитной системы агропромышленного комплекса» 5 000,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» 58 330,1 53 485,3 39 004,6 72,9 52 178,7 39 004,6 74,8 39 004,6 100,0
Подпрограмма «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» 11 285,3 10 845,5 12 502,3 115,3 10 627,6 13 719,6 129,1 14 416,2 105,1
Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» 97 123,1 85 658,8 105 808,7 123,5 83 566,2 113 047,3 135,3 112 715,1 99,7
Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» 0,0 0,0 11 426,0 0,0 11 276,5 11 276,5 100,0
Подпрограмма «Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» 845,9 0,0 659,5 0,0 583,1 509,9 87,4
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» 0,0 0,0 16 234,0 0,0 16 430,9 16 824,3 102,4

* – показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы включена в перечень «пилотных» государственных программ.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, в 2018 году составят 222 273,5 млн. рублей, в 2019 году – 222 218,4 млн. рублей, в 2020 году – 222 224,3 млн. рублей.

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году увеличены на 24 315,7 млн. рублей, в 2019 году – на 28 162,5 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2019 год, увеличены на 5,8 млн. рублей.

Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы представлены в таблице 4.2.47.

Таблица 4.2.47

млн. рублей

Структурный элемент Δ (2018 Законопроект – 2018 Закон № 415–ФЗ) Δ (2019 Законопроект – 2019 Закон № 415–ФЗ) Δ (2020 Законопроект – 2019 Законопроект)
Всего 24 315,7 28 162,5 5,8
в том числе:      
Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 8 423,0 250,0 0,0
Основное мероприятие «Стимулирование обновления парка сельскохозяйственной техники» 8 000,0 0,0 0,0
Основное мероприятие «Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» 423,0 250,0 0,0
Подпрограмма «Управление реализацией государственной программы» 4 798,1 5 037,7 –678,7
Основное мероприятие «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы и подведомственных ему учреждений» 3 209,6 3 328,8 –0,3
Основное мероприятие «Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора» 1 597,9 1 696,5 –678,4
Иные основные мероприятия –9,5 12,4 0,0
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» –15 825,1 –16 072,3 0,0
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» 16 234,0 16 430,9 393,4
Основное мероприятие «Поддержка реализации мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами, осуществляемых в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий» 13 374,7 12 700,0 296,3
Основное мероприятия «Поддержка реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляемых в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий» 2 755,7 3 632,8 97,1
Иные основные мероприятия 103,6 98,2 0,0
Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы» –8 725,9 –8 742,4 0,0
Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» 11 426,0 11 276,5 0,0
Основное мероприятие «Поддержка реализации государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области мелиорации» 4 473,2 4 552,1 –1 080,6
Основное мероприятие «Проведение научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных мероприятий» 19,0 0,0 0,0
Основное мероприятие «Строительство и реконструкция объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации» 4 798,7 4 218,5 2 386,6
Основное мероприятие «Поддержание мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации в нормативном состоянии и предупреждение чрезвычайных ситуаций» 2 135,1 2 506,0 –1 306,0
Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» –14 480,7 –13 174,1 0,0
Основное мероприятие «Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей» –18 668,9 –18 212,8 0,0
Основное мероприятие «Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса» 4 188,2 5 038,8 0,0
Подпрограмма «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» 1 656,8 3 092,0 696,6
Основное мероприятие «Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» 2 302,8 3 404,5 0,0
Иные основные мероприятия –646,0 –312,5 696,6
Подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» 20 149,9 29 481,1 –332,2
Основное мероприятие «Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе» –4 677,7 0,0 0,0
Основное мероприятие «Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса» –11 150,4 –10 878,0 0,0
Основное мероприятие «Поддержка льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса» 35 978,0 40 359,0 –332,2
Подпрограмма «Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» 659,5 583,1 –73,3
Основное мероприятие «Содействие деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по расширению доступа на зарубежные рынки продукции российского агропромышленного комплекса» 480,7 462,6 –60,8
Основное мероприятие «Создание центра анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса и изучение потенциальных зарубежных рынков сбыта» 158,8 120,5 –12,5
Иные основные мероприятия 20,0 0,0 0,0


Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в рамках основного мероприятия «Стимулирование обновления парка сельскохозяйственной техники» 2018 году на 8 000,0 млн. рублей к уровню Закона № 415–ФЗ обусловлено необходимостью обновления парка сельскохозяйственной техники в Российской Федерации, что позволит приобрести сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственную технику в количестве 19 091 ед., из них 710 тракторов, 2 030 зерноуборочных комбайнов и 172 кормоуборочных комбайна.

Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Управление реализацией государственной программы» обусловлено:

по основному мероприятию «Реализация функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы и подведомственных ему учреждений» – увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 3 209,6 млн. рублей, в 2019 году на 3 328,8 млн. рублей к уровню Закона № 415–ФЗ в целях повышения оплаты труда научных сотрудников федеральных государственных бюджетных учреждений в соответствии с Указом от 7 мая 2012 г. № 597 обеспечения контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией электроустановок, оборудования зданий и сооружений в соответствии с обязательными требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ по противопожарной безопасности, а также в целях проведения модернизации системы вентиляции и кондиционирования, капитального ремонта системы отопления, реставрации зала конференций и оборудования системы пожаротушения в здании Минсельхоза России;

по основному мероприятию «Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора» – увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 1 597,9 млн. рублей, в 2019 году на 1 696,5 млн. рублей к уровню Закона № 415–ФЗ, в связи с необходимостью проведения лабораторных исследований ввозимой в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, предусмотренных п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206–ФЗ «О карантине растений», а также осуществления реализации полномочий Россельхознадзора по контролю за ввозом на территорию Российской Федерации генно–инженерно–модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и мониторинга воздействия на человека и окружающую среду ГМО.

Финансовое обеспечение федеральных целевых программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы» с 2018 года не предусматривается в связи с интеграцией их мероприятий в состав подпрограмм государственной программы.

При этом предусматривается увеличение параметров финансового обеспечения мероприятий новой подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» относительно предусмотренных Законом № 415–ФЗ параметров прекращаемой федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» в 2018 году на 279,1 млн. рублей, в 2019 году на 358,6 млн. рублей, в 2020 году к параметрам Законопроекта на 2019 год – на 393,4 млн. рублей. Это обусловлено необходимостью завершения в 2018 году строительства школ в сельской местности, начатого в рамках с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию в соответствии с постановлением Государственной Думы от 21 июня 2017 г. № 1766–7 ГД и необходимостью ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, 1,6 млн. кв. м, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – 1,14 млн. кв. м.

Увеличение параметров финансового обеспечения мероприятий новой подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» относительно предусмотренных Законом № 415–ФЗ параметров прекращаемой федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 – 2020 годы» в 2018 году на 2 700,1 млн. рублей в 2019 году на 2 534,1 млн. рублей обусловлено необходимостью проведения агрохимических работ по восстановлению почв для повышения их плодородия (известкование, фосфоритование), осушительных и других мелиоративных работ в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № Пр–1659.

Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» обусловлено:

по основному мероприятию «Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей» – уменьшением объема бюджетных ассигнований в 2018 году на 18 668,9 млн. рублей, в 2019 году на 18 212,0 млн. рублей к уровню Закона № 415–ФЗ, в связи с их перераспределением на обслуживание принятых Минсельхозом России обязательств федерального бюджета при реализации механизма льготного кредитования;

по основному мероприятию «Содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса» – увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 4 188,2 млн. рублей, в 2019 году на 5 038,8 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ на закладку и уход за многолетними насаждениями, что позволит осуществить формирование традиционных садов, включая хмельники, садов интенсивного типа, питомников, а также обеспечить уход за многолетними насаждениями до вступления в плодоношение, а также на возмещение части затрат на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования, что позволит увеличить охват застрахованных площадей и поголовья животных, сократив тем самым риск роста расходов федерального бюджета, возникающих при компенсации ущерба, понесенного сельскохозяйственными товаропроизводителями в результате чрезвычайных ситуаций, не застраховавшими урожай или поголовье животных.

Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» обусловлено:

по основному мероприятию «Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» – уменьшением бюджетных ассигнований в 2018 году на 2 302,8 млн. рублей, в 2019 году на 3404,5 млн. рублей к уровню Закона № 415–ФЗ на мероприятия по обеспечению обслуживания запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в объеме 2,5 млн тонн;

по иным основным мероприятиям – уменьшением бюджетных ассигнований в 2018 году на 516,2 млн. рублей, в 2019 году на 312,5 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ в связи с применением общих подходов по формированию Законопроекта, а также увеличением в 2020 году на 696,6 млн. рублей к параметрам Законопроекта на 2019 год в связи с необходимостью обеспечения завершения строительства объектов капитального строительства с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию.

Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» обусловлено:

по основному мероприятию «Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе» – сокращением бюджетных ассигнований в 2018 году на 4 677,7 млн. рублей в связи с окончанием срока действий кредитных договоров;

по основному мероприятию «Компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов агропромышленного комплекса» – уменьшением бюджетных ассигнований в 2018 году на 11 150,4 млн. рублей, в 2019 году на 10 878,0 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ в связи с их перераспределением на обслуживание принятых Минсельхозом России обязательств федерального бюджета при реализации механизма льготного кредитования;

по основному мероприятию «Поддержка льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса» – увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 35 978,0 млн. рублей, в 2019 году на 40 359,0 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ, за счет перераспределения с вышеуказанных основных мероприятия в связи с необходимостью обеспечения исполнения ранее принятых Минсельхозом России обязательств по субсидированию недополученных банками доходов по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам в целях сохранения темпов роста инвестиционной активности отрасли.

Изменение параметров финансового обеспечения приоритетного проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» обусловлено:

по основному мероприятию «Содействие деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по расширению доступа на зарубежные рынки продукции российского агропромышленного комплекса» – увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 480,7 млн. рублей, в 2019 году на 462,6 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ в связи с необходимостью приобретения оборудования для увеличения количества и качества проведения исследований, выполняемых лабораториями по показателям качества и безопасности зерна, установленных требованиями ВТО, в целях сохранения и наращивания лидирующих позиций на мировом зерновом рынке расширяя доступ к новым зарубежным рынкам, а также обеспечения проведения мониторинговых исследований в целях соответствия требованиям Международного эпизоотического бюро по заразным болезням животных;

по основному мероприятию «Создание центра анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса и изучение потенциальных зарубежных рынков сбыта» – увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 158,8 млн. рублей, в 2019 году на 120,5 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ в целях продвижения экспорта продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежных рынках;

по иным основным мероприятиям подпрограммы увеличение бюджетных ассигнований в 2018 году на 20,0 млн. рублей по отношению к параметрам Закона № 415–ФЗ обусловлено необходимостью формирования системы продвижения экспорта продукции российского агропромышленного комплекса на зарубежных рынках.

Наши рекомендации