Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы»
Расходы федерального бюджета в 2017–2020 годах на реализацию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» представлены в таблице 4.2.30.
Таблица 4.2.30
млн. рублей
Наименование | 2017 год* | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
Закон № 415–ФЗ | Законо– проект | Δ к закону, % | Закон № 415–ФЗ | Законо– проект | Δ к закону, % | Законо– проект | Δ к Законопроекту на 2019 год, % | ||
5=4/3*100 | 8=7/6*100 | 10=9/7*100 | |||||||
Всего | 59 712,6 | 58 400,6 | 59 105,8 | 101,2 | 40 542,1 | 40 340,9 | 99,5 | 40 574,1 | 100,6 |
в том числе: | |||||||||
Подпрограмма «Самолетостроение» | 33 199,9 | 29 999,9 | 31 815,7 | 106,1 | 18 111,1 | 18 964,1 | 104,7 | 19 061,6 | 100,5 |
Подпрограмма «Вертолетостроение» | 1 897,5 | 1 550,3 | 2 100,3 | 135,5 | 1 011,1 | 1 661,1 | 164,3 | 1 711,1 | 103,0 |
Подпрограмма «Авиационное двигателестроение» | 11 159,2 | 13 604,3 | 12 604,3 | 92,6 | 8 263,3 | 7 263,3 | 87,9 | 6 193,6 | 85,3 |
Подпрограмма «Авиационные агрегаты и приборы» | 2 321,4 | 2 620,5 | 254,8 | 9,7 | 2 591,5 | 249,2 | 9,6 | 249,2 | 100,0 |
Подпрограмма «Авиационная наука и технологии» | 8 246,1 | 7 792,1 | 9 497,2 | 121,9 | 7 631,8 | 9 122,9 | 119,5 | 10 274,1 | 112,6 |
Подпрограмма «Комплексное развитие отрасли» | 2 581,3 | 2 833,4 | 2 833,4 | 100,0 | 2 933,4 | 3 080,4 | 105,0 | 3 084,5 | 100,1 |
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года» | 307,2 | 0,0 | 0,0 | – | 0,0 | 0,0 | – | 0,0 | – |
* – показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», в 2018 году составят 59 105,8 млн. рублей, в 2019 году – 40 340,9 млн. рублей, в 2020 году – 40 574,1 млн. рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году увеличены на 705,2 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 201,2 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2019 год, увеличены на 233,2 млн. рублей.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» представлены в таблице 4.2.31.
Таблица 4.2.31
млн. рублей
Структурный элемент | Δ (2018 Законопроект – 2018 Закон № 415–ФЗ) | Δ (2019 Законопроект – 2019 Закон № 415–ФЗ) | Δ (2020 Законопроект – 2019 Законопроект) |
Всего | 705,2 | –201,2 | 233,2 |
в том числе: | |||
Подпрограмма «Самолетостроение» | 1 815,8 | 853,0 | 97,5 |
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения» | 2 275,3 | 1 118,5 | 2 166,7 |
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области самолетостроения» | –459,5 | –265,5 | –2 069,2 |
Подпрограмма «Вертолетостроение» | 550,0 | 650,0 | 50,0 |
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских организаций вертолетостроения» | 550,0 | 650,0 | 50,0 |
Подпрограмма «Авиационное двигателестроение» | –1 000,0 | –1 000,0 | –1 069,7 |
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских организаций отрасли авиационного двигателестроения» | –1 293,7 | –1 293,7 | –776,0 |
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационного двигателестроения» | 293,7 | 293,7 | –293,7 |
Подпрограмма «Авиационные агрегаты и приборы» | –2 365,7 | –2 342,3 | 0,0 |
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов» | –2 365,7 | –2 342,3 | 0,0 |
Подпрограмма «Авиационная наука и технологии» | 1 705,1 | 1 491,1 | 1 151,2 |
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских научных организаций, осуществляющих исследования в области развития авиации и авиационной деятельности» | 1 705,1 | 1 491,1 | 5 644,9 |
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских работ в целях развития науки и технологий в авиастроении и технологической и инженерной инфраструктуры, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров» | 0,0 | –0,1 | –4 493,7 |
Подпрограмма «Комплексное развитие отрасли» | 0,0 | 147,0 | 4,2 |
Основное мероприятие «Государственная поддержка авиационной промышленности» | 0,0 | 147,0 | 4,2 |
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Самолетостроение» обусловлено:
по основному мероприятию «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения» – перераспределением финансирования в рамках приоритизации мероприятий, в том числе за счет:
направления дополнительных бюджетных ассигнований на взнос в уставный капитал публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, на финансовое обеспечение затрат в рамках реализации проекта по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета в 2018 году в сумме 2 000,0 млн. рублей;
увеличения объемов финансового обеспечения мероприятия по предоставлению субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2018 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2018 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1073)» (на 1 192,1 млн. руб. в 2018 году, на 2 094,9 млн. руб. в 2019 году к параметрам Закона № 415–ФЗ и на 2 437,1 млн. руб. в 2020 году по сравнению с уровнем Законопроекта на 2019 год в связи с ростом объемов производства самолетов «Сухой Суперджет 100» и выводом на рынок самолета МС–21);
увеличения бюджетных ассигнований в рамках объединенного мероприятия по предоставлению субсидии российским компаниям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по созданию сети авиационных сервисных центров, оказывающих поддержку по системе 24/365 на глобальном уровне, а также изготовителям воздушных судов на возмещение части затрат на формирование первоначального склада запасных частей покупателей воздушных судов, обеспечение средствами наземного обслуживания, переподготовку авиационного персонала для воздушных судов нового типа, поставленных в 2016–2022 годах на 103,2 млн. руб. в 2018 году, на 201,8 млн. руб. в 2019 году относительно параметров Закона № 415–ФЗ и на 1 184,4 млн. руб. в 2020 году по сравнению с уровнем Законопроекта на 2019 год;
уточнением объемов бюджетных ассигнований на осуществление взноса в уставный капитал ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в целях последующего взноса в уставный капитал специализированной компании – дочернего общества в целях реализации механизма гарантии остаточной стоимости» (уменьшение в 2018 году на 1 020,0 млн. руб., в 2019 году на 1 178,2 млн. руб. по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ и увеличение в 2020 году на 391,3 млн. руб. по сравнению с параметрами Законопроекта на 2019 год);
уменьшением объемов финансового обеспечения мероприятия по предоставлению субсидии организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области самолетостроения, на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным с предоставлением в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации» в 2020 году на 1 846,1 млн. рублей по сравнению с параметрами Законопроекта на 2019 год в связи с уточнением потребности организаций авиационной промышленности в уплате купонного дохода по облигационным займам.
по основному мероприятию «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области самолетостроения» приоритизацией финансирования НИОКР в рамках государственной программы (сокращение на 459,5 млн. руб. в 2018 году, на 265,5 млн. руб. в 2019 году по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ и на 2 069,2 млн. руб. в 2020 году к уровню Законопроекта на 2019 год).
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Вертолетостроение» на 550,0 млн. руб. в 2018 году, на 650,0 млн. руб. в 2019 году относительно параметров Закона № 415–ФЗ и на 50,0 млн. руб. в 2020 году по сравнению с параметрами Законопроекта на 2019 год обусловлено началом реализации мероприятия по предоставлению субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2016–2019 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2016–2018 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов в рамках основного мероприятия «Государственная поддержка российских организаций вертолетостроения» за счет перераспределения с основного мероприятия «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов» подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы».
Сокращение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Авиационное двигателестроение» обусловлено:
по основному мероприятию «Государственная поддержка российских организаций отрасли авиационного двигателестроения» перераспределением финансирования:
на иные приоритетные направления развития авиастроения в связи с отсутствием потребности в финансированиимероприятия по предоставлению субсидии российским организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области авиационного двигателестроения, на компенсацию процентов по долгосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на рефинансирование ранее привлеченных кредитов (уменьшение в 2018–2019 годах по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ на 1 000,0 млн. рублей ежегодно);
с мероприятия по предоставлению субсидии организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области двигателестроения, на возмещение затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным в 2015–2016 годах с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации» на основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационного двигателестроения» (в объеме 293,7 млн руб. в 2018 году и в 2019 году по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ), а также на иные приоритетные направления развития авиастроения (уменьшение в 2020 году на 776,0 млн. рублей относительно параметров Законопроекта на 2019 год).
Сокращение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» обусловлено перераспределением финансирования с основного мероприятия «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов» в целях перехода на новую форму доведения средств исполнителям в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии», а также в целях обеспечения источниками финансирования вышеназванного нового мероприятия по поддержке реализации вертолетной техники в рамках подпрограммы «Вертолетостроение».
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Авиационная наука и технологии» связано с началом реализации нового мероприятияпо предоставлению субсидии российским организациям на возмещение части затрат на выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности» (с объемами финансирования 1 705,1 млн. руб. в 2018 году, 1 491,2 млн. руб. в 2019 году и 7 136,1 млн. руб. в 2020 году) в целях изменения механизма финансирования НИОКР (в форме субсидий) за счет перераспределения с основного мероприятия «Выполнение научно–исследовательских работ в целях развития науки и технологий в авиастроении и технологической и инженерной инфраструктуры, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров», а также с мероприятий по выполнению НИОКР в рамках подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» и других подпрограмм.
Увеличение объемов финансирования подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» обусловлено ростом потребности в финансировании мероприятия по предоставлению субсидии российским производителям самолетов, вертолетов и авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2011 годах на техническое перевооружение, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 91)» за счет менее приоритетных направлений развития авиастроения.