Ii. основные характеристики проекта
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ
Законопроект сформирован на основе «базового» варианта прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Оценка макроэкономических параметров российской экономики пересмотрена в сторону улучшения по сравнению с параметрами прогноза, заложенного в основу для формирования Закона № 415–ФЗ в силу как более благоприятных, чем ожидалось, внешнеэкономических условий, так и более быстрого восстановления внутреннего спроса и инвестиционной активности.
Текущий прогноз макроэкономических показателей на период 2018–2020 годов предполагает продление антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствии геополитических потрясений и экономических шоков.
Прогноз основан на предположении о замедлении мирового экономического роста (до 2,8% к 2020 году) вследствие исчерпания возможностей посткризисного восстановительного роста и нарастающих структурных ограничений в развитых странах, а также за счет замедления темпов роста в развивающихся странах, вызванного более низкими ценами на сырьевые товары и ожидаемым ужесточением финансовых условий на глобальных финансовых рынках.
В основу прогноза заложена предпосылка о сохранении цен на нефть вблизи текущих уровней до окончания срока действия соглашения об ограничении добычи (март 2018 года). После окончания действия договора прогнозируется постепенное снижение цен на нефть под давлением роста добычи нефти (в том числе в странах не участвующих в соглашении об ограничении добычи) и низкого спроса на фоне невысоких темпов роста мировой экономики.
Прогноз предполагает, что Банк России будет продолжать проводить денежно–кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, что должно обеспечить нахождение инфляции вблизи целевого уровня в 4% на протяжении всего прогнозного периода, а бюджетная политика будет реализовываться в соответствии с новой конструкцией бюджетных правил.
Прогноз учитывает ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции, что в среднесрочной перспективе станет фактором снижения инфляционного давления, повышения инвестиционной активности частного сектора и инфраструктурных компаний.
Основные макроэкономические показатели на 2018 год и
на плановый период 2019 и 2020 годов
Таблица 2.1
Наименование | 2016 год (отчет) | 2017 год (оценка*) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
Закон № 415–ФЗ | Законо–проект | Δ к закону,% | Закон № 415–ФЗ | Законо–проект | Δ к закону,% | Законо–проект | Δ к законо–проекту на 2019 год,% | |||
6=5/4*100 | 9=8/7*100 | 11=10/8*100 | ||||||||
Цены на нефть Urals, долл./барр. | 41,7 | 49,9 | 40,0 | 43,8 | 109,5 | 40,0 | 41,6 | 104,0 | 42,4 | 101,9 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м | 157,4 | 174,6 | 153,5 | 168,9 | 110,0 | 160,6 | 156,0 | 97,1 | 156,0 | 100,0 |
ВВП, млрд. руб. | 86 044 | 92 224 | 92 296 | 97 462 | 105,6 | 98 860 | 103 228 | 104,4 | 110 237 | 106,8 |
Рост ВВП, % | –0,2 | 2,1 | 1,7 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | |||
Инвестиции, млрд. руб. | 14 640 | 15 914 | 16 766 | 17 436 | 104,0 | 17 817 | 19 230 | 107,9 | 21 176 | 110,1 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США | 182,3 | 216,7 | 200,2 | 223,4 | 111,6 | 206,9 | 226,4 | 109,4 | 229,3 | 101,3 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США | 285,7 | 341,5 | 289,7 | 329,3 | 113,7 | 297,3 | 328,6 | 110,5 | 336,9 | 102,5 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. | 19 637 | 20 572 | 18 853 | 21 416 | 113,6 | 20 707 | 23 051 | 111,3 | 25 010 | 108,5 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года | 5,4 | 3,2 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |||
Курс доллара, рублей за доллар США | 66,9 | 59,4 | 68,7 | 64,7 | 94,2 | 71,1 | 66,9 | 94,1 | 68,0 | 101,6 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. | 19 579 | 20 983 | 21 637 | 22 610 | 104,5 | 22 737 | 23 729 | 104,4 | 24 942 | 105,1 |
Объем экспорта нефти, млн. тонн | 254,9 | 255,7 | 275,3 | 256,7 | 93,2 | 277,6 | 264,7 | 95,4 | 266,7 | 100,8 |
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. | 198,7 | 209,6 | 195,1 | 197,4 | 101,2 | 195,1 | 202,4 | 103,7 | 206,4 | 102,0 |
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн | 156,4 | 154,0 | 147,1 | 156,0 | 106,1 | 145,5 | 150,0 | 103,1 | 151,0 | 100,7 |
Объем добычи нефти, млн. тонн | 545,6 | 547,0 | 553,0 | 547,0 | 98,9 | 553,0 | 553,0 | 100,0 | 553,0 | 100,0 |
Объем добычи газа, млрд. куб. м. | 640,7 | 673,4 | 648,3 | 663,0 | 102,3 | 652,0 | 672,0 | 103,1 | 685,0 | 101,9 |
* – на основании прогноза социально–экономического развития Российской Федерации
В первом полугодии 2017 года экономическая ситуация характеризовалась последовательным восстановлением экономической активности. Рост ВВП во II квартале ускорился до 2,5% г/г после 0,5% г/г в I квартале. Ожидается, что во втором полугодии экономика продолжит расти темпом чуть выше 2% в годовом выражении. В целом, по оценке Минэкономразвития России, за 2017 год рост ВВП составит 2,1%.
Наблюдаемой рост экономики обеспечивался преимущественно расширением внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного. Восстановление инвестиций (+4,8%г/г в I полугодии 2017 года) происходило опережающими темпами благодаря снижению общей макроэкономической неопределенности, смягчению финансовых условий, а также значительному объему собственных средств, накопленных компаниями реального сектора. Оживлению потребительской активности способствовала ситуация на рынке труда: безработица оставалась на исторически минимальных уровнях, сохранялись высокие темпы роста заработных плат как в реальном, так и в номинальном выражении (+2,8% г/г и + 7,3% г/г в I полугодии 2017 года соответственно). Во втором полугодии ожидается сохранение отмеченных позитивных тенденций: инвестиционная активность дополнительно будет поддерживаться началом нового кредитного цикла, что по итогам года обеспечит рост инвестиций на 4,1%; рост реальных заработных плат в 2017 году прогнозируется на уровне 3,2% (номинальных заработных плат – на 7,2%).
Начиная с апреля 2017 года инфляционная динамика находилась вблизи целевого уровня Банка России. Несмотря на ускорение цен в начале лета под влиянием нетипично холодной погоды и задержек в поступлении нового урожая плодоовощной продукции, после нормализации погодных условий в августе рост цен замедлился до исторически минимальных за новейшую историю России 3,3% г/г. По итогам 2017 года инфляция прогнозируется на уровне 3,2 процента. В дальнейшем ожидается приближение индекса потребительских цен к целевому уровню по мере восстановления потребительского спроса и исчерпания действия временных факторов, связанных с динамикой цен на плодоовощную продукцию.
Благодаря улучшению конъюнктуры рынка нефти по сравнению с началом прошлого года в I полугодии 2017 года возросло положительное сальдо счета текущих операций (23,0 млрд. долл. США против 14,9 млрд. долл. США за аналогичный период предыдущего года). По оценке Минэкономразвития России, во втором полугодии показатель останется ниже прошлогодней динамики: ожидаемое сохранение цен на нефть вблизи текущих уровней до конца года будет оказывать поддержку экспорту, однако, на фоне восстановления российской экономики, опережающими темпами будет расти импорт.
В среднесрочном периоде прогнозируется постепенное ускорение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2017 году до 2,3% к 2020 году преимущественно за счет опережающего роста инвестиций в основной капитал, как реакции на реализацию ряда стимулирующих мер Правительства Российской Федерации. Ожидается, что средний темп роста инвестиций в 2018–2020 годах составит около 5,3%.
Сокращение численности населения трудоспособного возраста и уверенное восстановление экономической активности продолжат оказывать давление на рынок труда: прогнозируется снижение уровня безработицы с 5,2% в 2017 году до 4,7% в 2020 году. В то же время за счет изменения возрастной структуры населения и сокращения времени поиска работы будет происходить снижение естественного уровня безработицы (до уровня 4,5–4,7% к 2020 году). Таким образом, давление на заработные платы будет ограниченным.
В части оплаты труда определяющую роль будет играть выполнение в 2018 году обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации. В результате наибольший рост реальной заработной платы ожидается в 2018 году (4,1 %) с последующим замедлением (до 1,3–1,5% в 2019 – 2020 годах).
Рост реальных заработных плат в 2018–2020 годах, наряду с восстановлением потребительского кредитования, продолжит оказывать поддержку потребительскому спросу, который будет уверенно расти в течение всего прогнозного периода. Вместе с тем, производительность труда будет увеличиваться темпами, опережающими рост заработных плат. В результате, существенного повышательного давления на инфляцию не ожидается, и рост цен прогнозируется вблизи целевого уровня 4% на протяжении всего прогнозного горизонта.
В условиях постепенного восстановления доходов, роста реальной заработной платы население будет продолжать отказываться от сберегательной модели поведения: ожидается снижение нормы сбережения населения с 8,1% в 2018 году до 5,5% в 2020 году. В результате среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в 2018 – 2020 годах составят 2,7%.
В 2018 году ожидается ослабление рубля (до 64,7 рублей за долл. США в среднем за год по сравнению с 59,4 в 2017 году) под воздействием ухудшения состояния счета текущих операций, которое будет происходить из–за снижения экспорта в результате падения цен на энергоносители и продолжающегося роста импорта на фоне восстановления экономики. К 2020 году ожидается стабилизация рубля в реальном выражении и его ослабление в номинальном выражении темпами, обусловленными инфляционным дифференциалом, до 68,0 рублей за долл. США.
Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов представлены в таблице 2.2.
Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год
и на плановый период 2019 и 2020 годов
Таблица 2.2
млрд. рублей
Наименование | 2016 год (отчет) | 2017 год (оценка) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
Закон № 415–ФЗ | Законо-проект | Δ к закону, % | Закон № 415–ФЗ | Законо-проект | Δ к закону, % | Законо- проект | Δ к Законопроекту на 2019 год, % | |||
6=5/4*100 | 9=8/7*100 | 11=10/8*100 | ||||||||
Доходы, всего | 13 460 | 14 720,3 | 14 028,5 | 15 257,8 | 108,8 | 14 844,8 | 15 554,6 | 104,8 | 16 285,4 | 104,7 |
%% к ВВП | 15.6 | 16,0 | 15,2 | 15,7 | 15,0 | 15,1 | 14,8 | |||
Расходы, всего | 16 416.4 | 16 728,4 | 16 039,7 | 16 529,2 | 103,1 | 15 987,0 | 16 373,7 | 102,4 | 17 155,3 | 104,8 |
%% к ВВП | 19.1 | 18,1 | 17,4 | 17,0 | 16,2 | 15,9 | 15,6 | |||
в том числе условно утвержденные | 428,9 | |||||||||
%% к общему объему расходов | 2,5 | |||||||||
Дефицит (–) / Профицит (+) | -2 956.4 | -2 008,1 | -2 011,2 | -1 271,4 | 63,2 | -1 142,2 | -819,1 | 71,7 | -869,9 | 106,2 |
%% к ВВП | 3,4 | 2,2 | 2,2 | 1,3 | 1,2 | 0,8 | 0,8 | |||
Ненефтегазовый дефицит | -7 800,4 | -7 803,3 | -7 125,0 | -6 751,0 | 94,8 | -6 490,0 | -6 066,6 | 93,5 | -6 310,2 | 104,0 |
%% к ВВП | 9,1 | 8,5 | 7,7 | 6,9 | 6,6 | 5,9 | 5,7 |
В 2017 – 2020 годах прогнозируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 18,1% ВВП в 2017 году до 15,6 % ВВП к 2020 году. При этом объем условно утверждаемых расходов составит 428,9 млрд. рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2020 году.
В 2017 – 2020 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 14 720,3 млрд. рублей в 2017 году до 15 257,8 млрд. рублей в 2018 году (+3,6% к предыдущему году), 15 554,6 млрд. рублей (+1,9 % к 2018 году) в 2019 году и 16 285,4 млрд. рублей (+4,7% к 2019 году) в 2020 году соответственно. По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 16,0% ВВП в 2017 году до 15,7% ВВП в 2018 году, 15,1% ВВП в 2019 году и 14,8% ВВП в 2020 году, в основном в результате снижения нефтегазовых доходов по отношению к ВВП в течение прогнозного периода, связанного с сокращением доли самого нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции, а также ожидаемого возвращения мировых цен энергоносителей на структурно сбалансированный уровень при сохранении стабильного в реальном выражении курса рубля к доллару США.
Структура доходов федерального бюджета в разрезе нефтегазовые –ненефтегазовые на период 2018 – 2020 годах представлена в таблице 2.3.
Доходы федерального бюджета на 2018 год и на плановый период
2019 и 2020 годов
Таблица 2.3
млрд. рублей
Показатель | 2017 год (оценка) | Законопроект | ||
2018 год | 2019 год | 2020 год | ||
Доходы, всего | 14 720,3 | 15 257,8 | 15 554,6 | 16 285,4 |
в %% к ВВП | 16,0 | 15,7 | 15,1 | 14,8 |
в том числе: | ||||
Нефтегазовые доходы | 5 795,2 | 5 479,6 | 5 247,5 | 5 440,4 |
в %% к ВВП | 6,3 | 5,6 | 5,1 | 4,9 |
Ненефтегазовые доходы | 8 925,1 | 9 778,2 | 10 307,1 | 10 845,0 |
в %% к ВВП | 9,7 | 10,0 | 10,0 | 9,8 |
Доля в общем объеме доходов, % | ||||
в том числе: | ||||
Нефтегазовые доходы | 39,4 | 35,9 | 33,7 | 33,4 |
Ненефтегазовые доходы | 60,6 | 64,1 | 66,3 | 66,6 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % | 9,4 | 3,6 | 1,9 | 4,7 |
Завершение действия соглашения о заморозке добычи нефти странами ОПЕК будет способствовать снижению нефтяных котировок нефти марки «Юралс» и выходу на траекторию на уровне 40 долл. США за баррель (в ценах 2017 года) уже к концу 2018 года, что приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 39,4% в 2017 году до 33,4% в 2020 году. При этом прогнозируется снижение нефтегазовых доходов как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП: с 6,3% ВВП в 2017 году до 4,9% ВВП к 2020 году.
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2018 год прогнозируется в объеме 5 479,6 млрд. рублей (5,6% к ВВП), из них базовые доходы составят – 4 952,0 млрд. рублей, дополнительные нефтегазовые доходы – 527,6 млрд. рублей. В 2019 и 2020 годах прогнозируемый объем нефтегазовых доходов составляет 5 247,5 млрд. рублей (5,1% к ВВП) и 5 440,4 млрд. рублей (4,9% к ВВП) и соответствует базовому объему нефтегазовых доходов. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть – 40,8, 41,6 и 42,4 долл. США за баррель в 2018 – 2020 годах соответственно.
В части ненефтегазовых доходов в 2017 – 2020 годах прогнозируется небольшой рост с 9,7% к ВВП в 2017 году до 9,8% к ВВП в 2020 году.
Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов связано с ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль, акцизы) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, а также мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости. В рамках мобилизации доходов также были приняты отдельные решения, такие как увеличение ставки утилизационного сбора на колесные и самоходные транспортные средства и введение утилизационного сбора на средства производства, увеличение ставок акцизов на отдельные виды подакцизной продукции (бензин и дизельное топливо). Прогноз доходов на трёхлетний период сформирован с учётом направления на выплату дивидендов не менее 50% прибыли компаний с государственным участием.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 году будут являться государственные заимствования и средства Фонда национального благосостояния, в 2019–2020 годах – государственные заимствования (таблица 2.4).
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Таблица 2.4
млрд. рублей
Показатели | 2016 год (отчет) | 2017 год (Закон № 415–ФЗ) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||
Закон № 415–ФЗ | Законо–проект | Δ к закону, % | Закон № 415–ФЗ | Законо–проект | Δ к закону, % | Законо– проект | Δ к Законопроекту на 2019 год, % | |||
6=5/4*100 | 9=8/7*100 | 11=10/8*100 | ||||||||
Всего источников | 2 956,4 | 1 923,8 | 2 011,2 | 1 271,4 | 63,2 | 1 142,2 | 819,1 | 71,7 | 869,9 | 106,2 |
%% к ВВП | 3,4 | 2,1 | 2,2 | 1,3 | 1,2 | 0,8 | 0,8 | |||
в том числе: | ||||||||||
Государственные заимствования | 602,2 | 1 010,3 | 975,3 | 785,7 | 80,6 | 1 020,9 | 805,6 | 78,9 | 1 044,6 | 129,7 |
Средства ФНБ | 707,8 | 663,5 | 1 162,2 | 1 113,7 | 95,8 | 139,7 | 4,5 | 3,2 | 3,8 | 84,4 |
Средства Резервного фонда | 2 668,4 | 1 060,8 | 0,0 | – | 0,0 | – | – | |||
Иные источники | –1 022,0 | –810,8 | –126,3 | –628,0 | – | –18,4 | 9,0 | –178,5 | ||
%% к ВВП | 1,2 | 0,9 | 0,1 | 0,6 | 0,02 | 0,01 | 0,2 | |||
в том числе: | ||||||||||
приватизация | 406,8 | 42,1 | 13,6 | 13,0 | 95,6 | 13,9 | 12,2 | 87,8 | 11,4 | 93,4 |
прочие источники | –1 428,8 | –852,9 | –139,9 | –641,0 | – | –32,3 | –3,2 | –190,0 | – |