Правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций
Е.Е. ВЕСЕЛКОВА
В доктрине отмечается, что динамика развития современного российского общества наряду с расширяющейся сферой правовой регуляции общественных отношений объективно требует модернизации самого качества регулирования, создания оптимального порядка, позволяющего максимально эффективно и в строгом соответствии с законом разрешить ту или иную жизненную ситуацию (юридическое дело), обеспечить законность и правопорядок в целом. Именно таким специально организованным механизмом, отличающимся стабильностью и в то же время динамичностью, возможностью своевременно реагировать на отклонения в социальной ситуации и предотвращать сбои в правовом регулировании, выступает правовой режим.
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование общественных отношений, что особенно важно в период экономических, политических и социальных преобразований. Они олицетворяют функциональную характеристику права - определенный порядок правового регулирования, воплощаемый в комплексе правовых средств, с помощью которых и достигаются цели правового регулирования.
Сегодня понятие "правовой режим" активно используется как в нормативных правовых актах различного уровня, так и в научной литературе, являясь одной из важнейших и широко распространенных категорий в общей теории права и государства и в отраслевых науках.
В самом общем виде правовой режим определяется как комплексная система таких составляющих его элементов, как правовые средства и способы правового регулирования, правовые принципы и правовые гарантии, определяющих специфический порядок правового регулирования <1>.
Встречаются и другие понятия правового режима. Например, правовой режим - это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования <2>. Правовой режим - одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями <3>.
Расхождения во взглядах ученых, изучающих феномен правового режима как в определении понятия, так и в структуре правовых режимов и их функциях, показывают дискуссионность и неоднозначность восприятия данного правового явления ввиду его сложности и многоаспектности <4>.
Применительно к иностранным инвестициям также отсутствует единообразное понятие правового режима. В самом общем виде правовой режим деятельности иностранных инвесторов определяется как совокупность условий инвестиционной деятельности, комплекс льгот и гарантий прав и законных интересов иностранных инвесторов.
Однако в научной литературе общепризнанной является классификация правовых режимов в области иностранных инвестиций на абсолютные и относительные. Под абсолютным режимом понимается полная и абсолютная защита, гарантированность иностранных инвестиций. В отличие от абсолютного относительные режимы предоставляют иностранным инвесторам больший или меньший объем прав по сравнению с инвесторами из своей страны или какой-либо другой определенной в договоре страны или стран, т.е. относительно других инвесторов. Наиболее часто, как отмечают отдельные авторы, государства придерживаются следующих режимов иностранных инвестиций:
- национальный режим. При использовании данного режима иностранные инвесторы приравниваются в правах к инвесторам своей страны, т.е. одно государство предоставляет на своей территории другому государству такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются ее собственным физическим и юридическим лицам и торговым судам;
- режим наибольшего благоприятствования - предоставление одним государством инвесторам другого государства такого же широкого объема гарантий, прав, преимуществ и льгот, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого. То есть данный режим подразумевает предоставление максимально благоприятного для других стран режима и является наглядным воплощением принципа недискриминации;
- преференциальный режим - особый экономический режим, предоставленный одним государством инвесторам определенного другого государства, не распространяющийся на какие-либо третьи страны;
- специальный режим, являющийся договорным и устанавливаемый путем указания конкретных специальных прав, предоставляемых, как правило, на основе взаимности, договаривающимися государствами друг другу. Конкретные права, льготы и привилегии должны быть четко указаны в договоре;
- специальный и дифференцированный режим (более благоприятный), как правило предоставляемый развивающимся странам. В общей форме эти льготы выражаются в виде права использовать преференциальные ставки таможенных пошлин в развитых странах при экспорте своих товаров; обязательства развитых стран оказывать техническое содействие в деле приведения законодательных и иных инструментов развивающихся стран в соответствии с требованиями ВТО <5>.
Вопрос режима инвестиционной деятельности закреплен в подавляющем большинстве международных соглашений в рассматриваемой сфере, а также абсолютно во всех двусторонних договорах, включая двусторонние договоры Российской Федерации.
Большое значение в регулировании вопроса режима иностранных инвестиций имеют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которых отстаивается право государства на национализацию и предусматривается выплата компенсации собственнику национализированного имущества. В немалой степени рассмотрением этого вопроса занимаются международные организации, страны-участницы которых активно занимаются иностранным инвестированием. Сюда относятся Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР и Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций Международного банка реконструкции и развития.
В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций предусматривается, что "каждое государство сохраняет за собой право регулировать допуск иностранных частных инвестиций в национальную экономику и что открытым может признаваться допуск иностранных инвестиций в рамках списка отраслей, открытых для иностранных частных инвестиций (при существовании списка ограниченного числа отраслей, видов деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих оценки условий допуска, лицензирования)". Подобные приемы допуска иностранных инвестиций в национальную экономику кажутся максимально оправданными. Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций вполне резонно отмечает, что принимающее иностранные инвестиции государство должно избегать нагромождений и усложнений процедуры допуска иностранного капитала или закрепления в национальном законе запутанных условий, выполнение которых необходимо для выполнения допуска иностранного капитала. Руководство исходит из того, что равный режим инвесторов, работающих в равных условиях, свободная конкуренция между ними являются предпосылками для формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, принимающей инвестиции. В итоге, говоря обобщенно, Руководство по регулированию прямых иностранных инвестиций закрепляет национальный режим в качестве международного стандарта.
В научной литературе встречаются разные мнения относительно того, какой именно режим установлен в России для иностранных инвесторов. Зачастую высказывается мнение, что в российском законодательстве закреплен национальный режим в отношении иностранных инвесторов <6>. Эта позиция подвергается критике Т.Н. Нешатаевой. По ее мнению, а с ним следует согласиться, в законодательстве Российской Федерации для иностранных инвесторов последовательно регламентируется режим наибольшего благоприятствования <7>.
В своем современном международно-правовом толковании режим наиболее благоприятствуемой нации был закреплен в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Статья 1 ГАТТ озаглавлена "Общий режим наиболее благоприятствуемой нации" и предусматривает следующее правило: "Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и, безусловно, предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон" <8>.
Из текста ГАТТ следует, что режим наибольшего благоприятствования уравнивает всех иностранных граждан при введении действия какой-либо льготы или ограничения. Если в договаривающемся государстве была установлена преференция для инвесторов из какой-то одной страны, то после вступления в силу ГАТТ эта преференция должна касаться также инвесторов из всех других договаривающихся стран. При этом необходимо отметить, что вследствие приведенной статьи предполагаются в основном таможенные пошлины, сборы и расчеты за экспорт и импорт товаров.
Национальный режим закреплен в том же документе. Статья 3 ГАТТ "Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования" устанавливает, что товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними долгами или другими внутренними сборами любого рода, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. Следовательно, национальный режим для иностранцев означает их уравнивание в правах и обязанностях с резидентами. При этом следует отметить, что статья 3 ГАТТ охватывает внутренние налоги и сборы, не упоминая о таможенных пошлинах и режиме осуществления трансграничных коммерческих платежей.
Особо ГАТТ освещает вопросы преференций. Практически в каждой статье ГАТТ имеются оговорки по этим вопросам. Преференциальный режим отличается исключительностью. В случае предоставления преференциального режима не взимаются никакие таможенные пошлины, налоги и сборы. В большинстве случаев он назначается для продукции и товаров из развивающихся стран.
В научной литературе указывается на двусмысленность "записи о режиме иностранных капиталовложений в российском законодательстве", поскольку легальные формулировки содержат "элементы как режима наибольшего благоприятствования, так и национального режима" <9>. Однако при этом не обращается внимания на одновременное сочетание сразу трех режимов в самом ГАТТ, а именно: при совершении таможенных процедур на иностранцев распространяется режим наибольшего благоприятствования, при налогообложении - национальный, в исключительных случаях могут устанавливаться национальные преференции. Следовательно, и в одновременном существовании нескольких режимов для иностранных инвесторов в Российской Федерации нет ничего удивительного. Почти всегда для иностранных инвесторов государства предоставляют и льготы, и ограничения. Это вполне естественно, так как "внутреннее право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования" <10>.
Очевидно, что в России для иностранного инвестирования одновременно существуют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Было бы неправильно заявлять, что существует только один из них.
В отдельных сферах хозяйственной деятельности закон не разграничивает субъекты разной национальности, даже напротив, указывает на их равенство. В таких случаях речь идет о национальном режиме. В других случаях прямо указывается на различие между деятельностью национальных и иностранных лиц. Тогда говорится о режиме наибольшего благоприятствования. Но изъятия ограничивающего характера устанавливаются одинаково для всех иностранных граждан независимо от страны происхождения инвестора, либо в нормативном документе напрямую фиксируется правило о режиме наибольшего благоприятствования.
Таким образом, применительно к иностранным инвестициям понятие "правовой режим иностранных инвестиций" можно определить как совокупность правовых средств и методов правового регулирования инвестиционных правоотношений, включающую правовые начала и правовое обеспечение, определяющие специальный регламент деятельности иностранных инвесторов.
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.Г. ТЮТЮННИК
В статье проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих привлечение иностранных инвестиций. Сегодня доля иностранных инвестиций в экономику России существенно уменьшается. И в связи с этим необходимо на законодательном уровне сформулировать положения, позволяющие стимулировать привлечение иностранного капитала. Одним из правовых инструментов решения поставленной проблемы является оптимизация налогового, гражданского законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также принятие отдельных законов, регулирующих реализацию международных обязательств.
По данным Росстата, по сравнению с докризисным 2007 г. приток инвестиций в российскую экономику сократился на 14,2%. Имеет место устойчивая тенденция снижения уровня прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в последующие годы. Так, в 2010 г. доля прироста иностранных инвестиций к 2009 г. снизилась еще на 5,5% <1>.
Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Конституцией (ч. 4 ст. 15), Гражданским кодексом (ч. 1 ст. 7), Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами России <2>.
Отдельно следует отметить ряд существенных недостатков, присущих действующей в настоящее время нормативной базе в данной области. Во-первых, это несоответствие ряда положений правовых актов провозглашенному либеральному курсу на привлечение иностранных инвестиций в страну. Имеющиеся противоречия налоговых норм общероссийских инвестиционных законов и норм, касающихся непосредственно налогообложения иностранных инвестиций, недостаточная проработанность и частая смена различного рода правовых норм в области инвестирования иностранного капитала, несоответствие ряда положений российских актов действующим за рубежом положениям в области регулирования иностранных инвестиций, в частности применения административно-правовых методов регулирования, не позволяют привести в некое соответствие действия участников рыночных отношений в условиях конкуренции, в том числе обеспечение свободного доступа на национальный рынок иностранных товаров и капиталов, свободное перемещение ресурсов из одного государства в другое. Сюда же можно отнести либерализацию режима иностранных инвестиций, запрещение различных проявлений монополизма с целью защиты условий конкуренции на национальном рынке, введение разумных ограничений в отношении иностранных инвесторов в виде установления контроля за действиями иностранных лиц - инвесторов, наложение определенных запретов и ограничений на инвестиции, обеспечение "легальности" ограничений за счет соответствующих нормативных актов и т.д. <3>.
В 1999 г., так же как и в 1991-м, практически одновременно принимаются два закона об инвестициях. Сначала вводится в действие Закон об инвестиционной деятельности, а потом - Закон об иностранных инвестициях, в котором содержатся новые понятия: "инвестиционный проект" и "приоритетный инвестиционный проект". Понятийный аппарат Закона об иностранных инвестициях недолго нес в себе знаки отличия от понятийного аппарата Закона об инвестиционной деятельности. Сразу после принятия Закона об иностранных инвестициях принимаются дополнения и изменения в только что принятый Закон об инвестиционной деятельности, в котором не только введены новые понятия, но и воспроизводится в редакции принятого Закона об иностранных инвестициях норма о так называемой дедушкиной оговорке. Она устанавливается на срок от 3 до 5, реже до 7 - 10 лет.
Целью "дедушкиной оговорки" является сохранение внутреннего законодательства принимающего инвестиции государства без изменений по состоянию на момент заключения инвестиционного соглашения, в результате чего изменения внутригосударственного права не будут применяться к инвестору в рамках его деятельности по инвестиционному соглашению. В результате инвестор защищен от риска, связанного с содержанием будущего одностороннего изменения государством, принимающим инвестиции, законодательства, так как в отсутствие такого положения суверенное государство вправе изменять свое законодательство любым образом, в том числе если это затрагивает интересы инвестора. Таким образом, стабилизационная оговорка направлена на защиту интересов инвестора от различных изменений, включая изменения в налогообложении, экологическом регулировании и других сферах.
Однако в связи с использованием "дедушкиной оговорки" возник вопрос о том, может ли положение соглашения ограничить законодательный суверенитет государства на продолжительный срок.
С точки зрения теории интернационализации "дедушкина оговорка" основана не на положениях внутригосударственного права, а действует в силу применимости к инвестиционному соглашению внешней системы права, обеспечивающей действительность как стабилизационной оговорки, так и соглашения в целом.
На ухудшение качества правового регулирования иностранных инвестиций после принятия Закона об иностранных инвестициях и Закона об инвестиционной деятельности, принятых в 1999 г., указывали известные специалисты в этой области правового регулирования <4>.
В Российской Федерации при определении режима деятельности иностранных юридических лиц в стратегически важных отраслях народного хозяйства страны применен критерий контроля. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <5> регулирует отношения, связанные с осуществлением инвестиций в форме приобретения акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение. Кроме того, названный Закон регулирует отношения, связанные с совершением сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами (ч. 1 ст. 2).
Указанный Закон устанавливает запрет на совершение сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами стратегического значения, не только для иностранных государств и международных организаций, но также и для организаций, находящихся под их контролем (ч. 2 ст. 2). Названные лица (иностранные государства, международные организации и организации, находящиеся под их контролем) не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля. В случае совершения сделок, результатом которых явится приобретение 25% голосов в хозяйственном обществе, имеющем стратегическое значение, либо иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, эти сделки подлежат согласованию в порядке, предусмотренном законом, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (ч. 3 ст. 2).
Принятие Закона о стратегических инвестициях означает применение метода регулирования, характерного для системы рыночных отношений. Этот метод антимонопольного регулирования использован и в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции" <6>.
Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций <7>.
При подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов по привлечению иностранных инвестиций в Российскую Федерацию они в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации <8>.
На зарубежных рынках
Реализация совместных инвестиционных проектов строится на совместной инвестиционной и предпринимательской деятельности. Для такой деятельности присущи различные организационные формы ее осуществления. Наиболее часто используются следующие организационные формы: контрактное производство, международный лицензинг, международный франчайзинг, совместное предприятие.
Контрактное производство (подрядное производство) имеет место тогда, когда зарубежная фирма в соответствии с заключаемым договором (контрактом) передает некоторому предприятию изготовление определенной продукции, которую фирма сама реализует на привлекательных для нее рынках <28>.
Международный лицензинг - передача фирмой (лицензиаром) права на обладание чем-либо зарубежному предприятию (лицензиату), что представляет для последнего некоторую ценность, за которую он согласен выполнять определенные работы или производить оговоренную плату <29>. Международные совместные предприятия - одна из форм организации предпринимательской деятельности двух или нескольких фирм из разных стран на основе долевого участия, распределения риска предпринимательской деятельности, заключения договорного соглашения <30>.
Международный франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Развитие международных экономических отношений через организацию международной кооперации производства, в том числе посредством отмеченных выше форм реализации совместного предпринимательства, приобретает все большее распространение. В условиях быстро меняющейся внешней среды, ориентации на глобализацию мирохозяйственных связей совместный бизнес способствует вхождению страны, на территории которой создается, в систему мирового экономического пространства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Например, для совместных предприятий характерны: более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача, высокий уровень заработной платы, что положительно влияет на национальную экономику. Они играют позитивную роль в привлечении в страну реальных (прямых) инвестиций: новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта.
Приток прямых иностранных инвестиций в совместный бизнес может стать одним из возможных для любой страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств в направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технической модернизации. Также совместное создание производственных единиц с передовой техникой и технологией повышает конкурентоспособность компаний. Кроме этого, совместные фирмы играют важную роль в преодолении различного рода барьеров, затрудняющих развитие внешнеэкономических связей между странами. Осуществляя совместную деятельность с другими хозяйствующими субъектами, иностранный инвестор диверсифицирует свои риски. От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются новые производственные мощности <31>.
Оценка эффективности инвестиционного проекта
Инвестиционный проект - экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план), в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством страны и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
В практическом плане термин "инвестиционный проект" используется как собственно комплект документов, содержащий все необходимые сведения о конкретном варианте инвестирования (проектные материалы); комплекс действий, работ, услуг, сделок, управленческих операций, направленных на достижение поставленной цели. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством страны. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений <32>.
При анализе инвестиционных возможностей менеджер может воспользоваться одним из нескольких методов оценки инвестиционных проектов. Простейшими являются методы оценки по учетной доходности и периоду окупаемости <33>.
При использовании метода оценки по учетной доходности проект оценивается с помощью показателей среднего чистого дохода и среднего объема инвестиций. Этот метод не использует стоимость денег во времени и поток денежных средств. Такие методы, как определение внутренней доходности (internal rate of return - IRR), чистый дисконтированный доход (net present value - NPV), индекс прибыльности (index profitability - PI), отличаются большей точностью, поскольку принимают во внимание стоимость капитала и стоимость денег во времени (time value of money) <34>.
Необходимо обратить внимание, что, как правило, при выборе инвестиционного проекта производится комплексное рассмотрение нескольких, характеризующих его показателей, наиболее часто используемыми из которых являются: бухгалтерская норма прибыли (accounting rate of return - ARR), срок окупаемости проекта (payback period - PP), чистый дисконтированный доход (или иначе чистая текущая стоимость) (net present value - NPV), индекс прибыльности (profitability index - PI), внутренняя доходность (или иначе внутренняя норма рентабельности) (internal rate of return - IRR), модифицированная внутренняя норма рентабельности (internal rate of return - MIRR) <35>.
В том случае, если внутренняя норма рентабельности (IRR) или модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR) больше установленной для них ставки отсечения, индекс прибыльности (PI) высок, срок окупаемости проекта (PP) не является чрезмерно большим, а чистая текущая стоимость (NPV) положительна, то проект признается пригодным для реализации. Таким образом, безусловно привлекательным признается проект, у которого NPV > 0, а остальные показатели соответствуют заданным нормативам. Однако вполне возможна ситуация, когда выполняется не все приведенные выше условия.
Кроме того, при сравнении нескольких альтернативных проектов может оказаться, что один из них лучше по одной совокупности параметров, а другой - по другим из перечисленных показателей. В этом случае необходимы дополнительное исследование факторов, влияющих на реализацию каждого проекта, и оценка последствий, к которым приведет реализация этих проектов.
С формальной точки зрения реализация инвестиционного проекта приводит к изменению затрат и выручки. При этом эти изменения могут быть непропорциональными. Если долгосрочный инвестиционный проект приведет к существенному увеличению постоянных затрат, то это изменит положение точки безубыточности и повысит предпринимательский риск компании. В этом случае при неблагоприятном стечении обстоятельств формально прибыльный проект в реальности может ухудшить рыночное положение компании, ее устойчивость к неблагоприятным колебаниям конъюнктуры.
Кроме того, прибыль компании в расчете на одну акцию в определенные периоды реализации инвестиционного проекта может снизиться ниже допустимого порога, что потенциально может вызвать обвал стоимости ее акций, что недопустимо с точки зрения акционеров. Поэтому вполне благоприятный с точки зрения генерируемых денежных потоков инвестиционный проект потенциально может привести к катастрофическому увеличению рисков хозяйственной деятельности компании.
Вследствие этого при оценке инвестиционного проекта необходимо учитывать дополнительные ограничения, характеризующие финансовую устойчивость фирмы в процессе и по окончании осуществления проекта. В частности, может быть целесообразным потребовать выполнения заданного норматива финансовой прочности на все периоды осуществления проекта после достижения его окупаемости.
В общем случае инвестиционный проект может генерировать денежный поток, имеющий положительную чистую текущую стоимость, но из-за заниженных значений нормативов его реализация может привести к тому, что совокупная балансовая прибыль компании снизится. Это может негативно сказаться на котировке ее акций. Такая ситуация маловероятна, но все-таки возможна. Вследствие этого при оценке инвестиционного проекта необходима проверка возможности превышения прогнозных значений величины балансовой прибыли компании в заданном временном периоде при условии реализации проекта над прогнозом величины балансовой прибыли компании в том же периоде времени при условии, что проект не реализуется. Если в результате осуществления инвестиционного проекта предприятие планирует не только увеличить прибыль, но и не снизить свою эффективность, то вполне естественным будет требование сохранения рентабельности затрат на уровне не менее чем существующий на момент начала проекта.
Таким образом, при оценке инвестиционных проектов может потребоваться исследование выполнения множества дополнительных условий, помимо тех, которые определяются критериями оценки проектов, принятыми в инвестиционном анализе. Еще сложнее задача становится в том случае, когда нужно сформировать пакет наиболее эффективных инвестиционных проектов из множества возможных. Оптимизационные алгоритмы, основанные на классической теории оптимизации финансовых портфелей, в большей степени ориентированы на портфели ценных бумаг. Вследствие того что в них не учитываются изменения в структуре затрат и выручки компании, их можно применять при формировании пакета инвестиционных проектов с определенными ограничениями <36>.
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Е.Е. ВЕСЕЛКОВА
Интегрируясь в экономику Российской Федерации, иностранный инвестор встает перед первым выбором - какими будут его инвестиции. Когда речь идет о том, какими будут инвестиции, имеется в виду прежде всего классификация иностранных инвестиций. Если частный инвестор намерен осуществить бессрочные прямые инвестиции, то их реализация целесообразна через организационно-правовые формы иностранных инвестиций. Если же частный инвестор, обладая ресурсами, не намерен формировать их в организацию, а осуществить срочные предпринимательские или ссудные (возможно, однократные) инвестиции, направленные на приращение собственного капитала, то инвестиции реализовываются через инвестиционные договоры.
Таким образом, первую группу правовых форм иностранных инвестиций составляют организационно-правовые формы.
Дифференцировать группу организационно-правовых форм иностранных инвестиций представляется возможным, избрав в качестве основания правовое положение организации.
Не все организации, учреждаемые организационно-правовыми формами иностранных инвестиций, обладают положением юридического лица, т.е. организация имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету. Из организационно-правовых форм по российскому законодательству, которые не обладают правами юридического лица, чаще всего используется представительство. Иностранный инвестор может осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации посредством создания филиала. Такой филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного лица (головной организации) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация непосредственно несет имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности обязательствам (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"). Согласно пункту 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях филиал иностранного юридического лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и до момента лишения его аккредитации. Правоспособность филиала не ограничивается представительскими функциями, а зависит от усмотрения юридического лица. Филиал осуществляет все функции или часть функций создавшего его юридического лица в отличие от представительства, которое представляет и защищает интересы юридического лица (ср.: п. 1 и п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации, является прямой иностранной инвестицией (ст. 2 Закона об иностранных инвестициях) <1>.
Основанием для выделения этого вида организационно-правовых форм иностранных инвестиций является то, что при учреждении организации последняя по своему правовому положению является юридическим лицом, т.е. отвечает признакам, изложенным в статье 48 ГК РФ.
В соответствии с главой IV ГК РФ юридическое лицо может быть создано в двух формах: коммерческой и некоммерческой организации. В целях настоящей статьи организационно-правовые формы иностранных инвестиций, относящихся к некоммерческим организациям, не рассматриваются ввиду их ограниченной предпринимательской дееспособности. Некоммерческие организации в соответствии с абзацем 2 ч. 3 ст. 50 ГК РФ и частью 1 ст. 6, частью 2 ст. 6.1, частью 2 ст. 7, частью 2 ст. 7.1, частью 2 ст. 8, частью 2 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп.) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Однако сама по себе предпринимательская д