Национальный банк Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь представляет собой 1 уровень банковской системы страны. Как центральный банк любой страны он занимается разработкой и проведением совместно с правительством денежно кредитной политики государства и в своей деятельности подотчётен президенту РБ.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь в том числе означает:
1) утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;
2) назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
3) определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Национального банка;
4) утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
a) поддержание ценовой стабильности;
b) обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь;
c) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Для выполнения своих целей НБРБ выполняет следующие функции:
1) разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
2) осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
3) является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
4) осуществляет эмиссию денег;
5) осуществляет эмиссию (выдачу) ценных бумаг Национального банка;
6) формирует золотой запас и фонд драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление ими в пределах своей компетенции;
7) создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
8) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
9) устанавливает порядок выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, выдает разрешения, необходимые для целей валютного регулирования;
10) регулирует кредитные отношения;
11) регулирует и организует денежное обращение;
12) выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
13) устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;
14) дает в установленном им порядке согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
15) согласовывает в установленном им порядке эмиссию ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
16) организует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
17) осуществляет депозитарную деятельность в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь;
18) устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами;
19) регулирует отношения, возникающие при объединении денежных средств и (или) ценных бумаг в фонд банковского управления на основании договоров доверительного управления фондом банковского управления, а также при функционировании данного фонда, в том числе определяет существенные условия, порядок заключения указанных договоров, права, обязанности и ответственность его сторон;
20) определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах, в том числе размер расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
21) организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
22) осуществляет расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, указанных в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
23) устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;
24) определяет порядок осуществления денежных переводов через системы этих переводов, запрашивает у банков – участников систем денежных переводов правила функционирования данных систем, договоры на участие в них, иную информацию о деятельности систем денежных переводов, проводит сбор, систематизацию, анализ информации об отправленных и выплаченных денежных переводах, условиях и способах их осуществления, другой необходимой информации в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
25) регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
26) осуществляет банковский надзор;
27) осуществляет надзор за деятельностью открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь";
28) устанавливает в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь порядок государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и осуществляет их государственную регистрацию;
29) осуществляет лицензирование банковской деятельности;
30) осуществляет мониторинг финансовой стабильности;
31) организует функционирование платежной системы Республики Беларусь и осуществляет надзор за ней, обеспечивает функционирование автоматизированной системы межбанковских расчетов, а также устанавливает способы и порядок обеспечения исполнения обязательств, возникающих при межбанковских расчетах по операциям с использованием банковских платежных карточек, эмитированных банками;
32) осуществляет формирование и развитие единого расчетного и информационного пространства, определяет порядок функционирования единого расчетного и информационного пространства, в том числе устанавливает права и обязанности его участников;
33) обеспечивает развитие межбанковской системы идентификации (далее – система идентификации), принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок функционирования системы идентификации, права и обязанности участников системы идентификации и порядок их подключения к системе идентификации, порядок взаимодействия участников системы идентификации по представлению информации в системе идентификации, получению информации из системы идентификации и использованию такой информации, принимает иные меры, направленные на обеспечение функционирования системы идентификации;
34) обеспечивает проведение единой государственной политики в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности для банковских групп, банковских холдингов;
35) осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, бухгалтерской (финансовой) отчетностью в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, открытом акционерном обществе "Банк развития Республики Беларусь", консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетностью в банковских группах, банковских холдингах, иные полномочия в области бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
36) разрабатывает и утверждает национальные стандарты бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе определяющие правила бухгалтерского учета совершаемых операций и формирования индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательные для исполнения Национальным банком, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь", банковскими группами, банковскими холдингами (за исключением индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями);
37) устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" порядок составления и формы отчетности об их деятельности;
38) ведет банковскую, денежно-кредитную статистику, статистику финансового рынка, платежного баланса, международной инвестиционной позиции, валового внешнего долга Республики Беларусь, финансовой устойчивости и размещает официальную статистическую информацию на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;
39) проводит анализ платежного баланса, принимает участие в разработке органами государственного управления прогноза платежного баланса;
40) реализует государственную политику в сфере охранной деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь";
41) проводит анализ и прогнозирование тенденций в денежно-кредитной сфере и размещает соответствующие аналитические материалы на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет;
42) осуществляет мониторинг организаций, основанный на проведении регулярных опросов, для выявления тенденций экономических процессов, их анализа и прогноза во взаимодействии с инструментами денежно-кредитной политики;
43) устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" обязательные требования к безопасному функционированию объектов и безопасности оказания банковских услуг, защите информационных ресурсов и информации, распространение и (или) предоставление которых ограничено, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;
44) устанавливает требования к техническим возможностям банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", их филиалов, структурных подразделений и удаленных рабочих мест для проведения банковских операций, осуществляет техническое нормирование и стандартизацию в области банковской деятельности;
45) осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, открытом акционерном обществе "Банк развития Республики Беларусь", согласовывает кандидатуры руководителей служб безопасности и экономической безопасности, иных подразделений с аналогичными функциями (при их наличии) банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" и определяет порядок такого согласования;
46) устанавливает требования к воспроизведению изображений банкнот и монет;
47) формирует кредитные истории на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках и представляет кредитные отчеты пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй;
48) заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
49) осуществляет в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь регулирование лизинговой деятельности и контроль за соблюдением законодательства о лизинговой деятельности;
50) организует работу по повышению финансовой грамотности населения;
51) осуществляет регулирование отношений, возникающих при предоставлении и привлечении микрофинансовыми организациями микрозаймов;
52) осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в том числе путем проведения по месту нахождения Национального банка проверок на основании изучения документов, отчетности и иной информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от микрофинансовой организации иных документов (камеральные проверки);
53) рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями;
54) рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых лизинговыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения лизинговыми организациями;
55) рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь" при осуществлении банковских операций, в связи с нарушением прав таких потребителей и принимает меры по защите данных прав в порядке, им установленном;
56) определяет порядок продажи банками памятных банкнот, памятных и слитковых (инвестиционных) монет, являющихся законным платежным средством Республики Беларусь, а также футляров к ним;
57) определяет порядок проведения банками проверки подлинности банкнот по заявлению физического лица;
58) обеспечивает функционирование системы централизованного обмена межбанковской корреспонденцией;
59) определяет порядок формирования банками фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке;
60) осуществляет контроль за деятельностью банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа" в части осуществления данным обществом в соответствии с законодательными актами отдельных банковских операций, лизинговых, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
61) определяет для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" порядок использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты;
62) осуществляет в соответствии с законодательными актами регулирование деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);
63) осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке Форекс);
64) организует проведение научных исследований по вопросам деятельности Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь;
65) выполняет другие функции, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь [2].
Коммерческие банки РБ
Коммерческие банки составляют второй уровень банковской системы республики.
Свою деятельность они осуществляют в соответствии с Банковским кодексом РБ, нормативными документами НБ РБ, своим Уставом.
В соответствии с Банковским кодексом РБ банк - это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
a) привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
b) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
c) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Коммерческие банки играют исключительную роль в экономике:
1) обеспечивают аккумуляцию свободных денежных средств и перераспределение их между другими сферами и отраслями;
2) способствуют сокращению издержек обращения;
3) организуют расчеты;
4) играют важную роль в денежно-кредитной политике государства.
Основной задачей банков является удовлетворение в своих услугах потребностей субъектов хозяйствования.
Условно все коммерческие банки можно классифицировать по следующим признакам:
1) По территории деятельности:
a) международные;
b) национальные;
c) региональные.
2) По объему оказываемых услуг:
a) специализированные, обслуживают узкий круг клиентов;
b) универсальные, обслуживают разнообразных клиентов, предоставляя им различные виды услуг.
3) По отраслевому признаку:
a) сельскохозяйственные;
b) промышленные;
c) торговые.
4) По форме собственности:
a) государственные;
b) частные;
c) акционерные;
d) банки с участием иностранного капитала.
Государственный банк создается на основе государственной собственности и по решению исполнительной и законодательной власти.
Уставный фонд частного банка формируется за счет частной собственности физических и юридических лиц.
Акционерным считается банк, уставный фонд которого сформирован путем выпуска и продажи акций. Акционерами могут выступать юридические и физические лица кроме органов государственной власти.
Уставный фонд банка с участием иностранного капитала формируется за счет взносов учредителей данного государства и учредителей иностранного государства, при этом доля взноса иностранного учредителя в банковскую систему Республики Беларусь устанавливается НБ РБ.
Иностранные учредители могут создавать на территории республики банки со 100 % собственным капиталом.
Виды лицензий
Свою деятельность коммерческие банки могут начинать только после получения лицензии на совершение банковских операций. Вместе с выдачей лицензии производится регистрация банка и с момента регистрации банк приобретает статус юридического лица.
Органом, осуществляющим выдачу лицензий, является НБ РБ. Помимо основных видов банковских операций коммерческие банки могут осуществлять определенные виды деятельности, для выполнения которых необходимо получение лицензий в других государственных структурах (Государственный комитет по ценным бумагам, Государственная инспекция пробирного надзора Министерства финансов РБ, МВД).
Национальный банк выдает следующие лицензии на осуществление банковских операций:
a) общую;
b) внутреннюю;
c) генеральную;
d) разовую;
e) лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц;
f) лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации. За выдачу лицензии взимается плата в размере, эквивалентном 20 000 евро.
Внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.
Генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации. Данная лицензия может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностранного банка ранее указанного срока в порядке, установленном Национальным банком.
Разовая лицензия дает банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.
Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц дает банку право на осуществление следующих операций в белорусских рублях и иностранной валюте:
1) привлечение во вклады денежных средств физических лиц;
2) открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
3) осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических лиц.
Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации. За выдачу лицензии взимается плата в размере, эквивалентном 6 000 евро.
Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями дает банку право осуществлять указанные в ней операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Данная лицензия выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации. За выдачу лицензии взимается плата в размере, эквивалентном 10 000 евро.
Общая лицензия на осуществление банковских операций выдается банку на основании документов, представляемых для государственной регистрации банка:
a) заявление о государственной регистрации;
b) устав банка;
c) выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
d) документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;
e) копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом;
f) сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;
g) справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
h) документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
i) анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
j) документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;
k) бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
l) документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;
m) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:
1. нотариально удостоверенный учредительный договор банка;
2. список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.
Срок рассмотрения документов, представленных для регистрации банка не может превышать 3-х месяцев со дня подачи ходатайства и учредительных документов в НБ РБ.
Лицензия выписывается в 2-х экземплярах: один направляется вместе с Уставом и уведомлением банку, второй хранится в юридическом деле банка в НБ, копия направляется в Главное управление НБ по месту расположения банка. Лицензия выдается банку только после ее оплаты, произведенной в установленном порядке. Лицензии, выданные НБ, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций.
В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
За выдачу лицензии на осуществление банковских операций взимается плата в размере, определяемом Национальным банком. Плата за выдачу лицензии на осуществление банковских операций поступает в доход республиканского бюджета [3].
Банковские операции
Круг операций, осуществляемых НБ РБ, определяется его функциями и целями, как центрально банка государства. Операции Национального банка подразделяются на 2 категории:
Пассивные – операции по созданию ресурсов банка – обеспечивают банку формирование ресурсов. В структуре банковских пассивов присутствуют собственные, заемные, привлеченные средства. Собственные средства, в отличии от заемных и привлеченных не обременены обязательствами по возврату. Собственный капитал является финансовой базой развития банка, обеспечивает покрытие рисков, возникающих в процессе работы. Формирование собственного капитала происходит за счет внешних источников (привлечение средств в уставной фонд) и внутренних (перераспределение прибыли).
Активные – операции по их размещению – операции, которые заключаются в размещении ресурсов в целях получения доходов без ущерба для ликвидности банка.
К основным пассивным операциям относят:
1) эмиссию банкнот;
2) прием вкладов кредитных учреждений, представителей иностранных правительств и банков;
3) операции по образованию собственного капитала
К основным активным операциям относятся:
1) Учетно-ссудные операции;
2) Ломбардные кредиты (ссуды под залог векселей, казначейских обязательств и других ценных бумаг);
3) Инвестиции в государственные ценные бумаги, что выступает основной формой кредитования государства.
В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь Национальный банк осуществляет следующие операции:
a. кредитование в порядке рефинансирования;
b. расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
c. переучет векселей и других денежных обязательств;
d. операции на рынке ценных бумаг;
e. инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;
f. управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
g. покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
h. межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;