Основные особенности банковской системы РБ

Введение

Банковская система подразумевает под собой функционирование банков и кредитных учреждений как единого денежно-кредитного механизма. На ее развитие влияют законодательство, политика государства и межбанковская конкуренция. Сдерживающие факторы — значительный налоговый пресс на прибыль банков, нехватка ресурсов для успешного обслуживания операций, недостаток квалифицированных кадров.

Большинство стран придерживаются двухуровневой банковской системы. Ее простой аналог функционировал в Великобритании во второй половине XVII века. Суть в том, что один банк контролирует все иные банки (второго уровня), работающие в государстве. Центральный банк может быть государственным (таковы Банк Англии, Немецкий Федеральный банк), акционерным (Федеральная резервная система США), смешанной формы собственности (Банк Японии — государству принадлежит 55%).

Банковская система Беларуси была заложена 8 января 1870 года: в этот день в Гомеле учредили общественный банк. После революции 1917 года начал работу Народный банк РСФСР, с 1923 года реорганизованный в государственный банк СССР. С 1987 года начался переход к новой денежной системе. 1 апреля 1991 года Национальный банк Беларуси был окончательно сформирован[1].

Коммерческие банки РБ

Коммерческие банки составляют второй уровень банковской системы республики.

Свою деятельность они осуществляют в соответствии с Банковским кодексом РБ, нормативными документами НБ РБ, своим Уставом.

В соответствии с Банковским кодексом РБ банк - это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

a) привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

b) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

c) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Коммерческие банки играют исключительную роль в экономике:

1) обеспечивают аккумуляцию свободных денежных средств и перераспределение их между другими сферами и отраслями;

2) способствуют сокращению издержек обращения;

3) организуют расчеты;

4) играют важную роль в денежно-кредитной политике государства.

Основной задачей банков является удовлетворение в своих услугах потребностей субъектов хозяйствования.

Условно все коммерческие банки можно классифицировать по следующим признакам:

1) По территории деятельности:

a) международные;

b) национальные;

c) региональные.

2) По объему оказываемых услуг:

a) специализированные, обслуживают узкий круг клиентов;

b) универсальные, обслуживают разнообразных клиентов, предоставляя им различные виды услуг.

3) По отраслевому признаку:

a) сельскохозяйственные;

b) промышленные;

c) торговые.

4) По форме собственности:

a) государственные;

b) частные;

c) акционерные;

d) банки с участием иностранного капитала.

Государственный банк создается на основе государственной собственности и по решению исполнительной и законодательной власти.

Уставный фонд частного банка формируется за счет частной собственности физических и юридических лиц.

Акционерным считается банк, уставный фонд которого сформирован путем выпуска и продажи акций. Акционерами могут выступать юридические и физические лица кроме органов государственной власти.

Уставный фонд банка с участием иностранного капитала формируется за счет взносов учредителей данного государства и учредителей иностранного государства, при этом доля взноса иностранного учредителя в банковскую систему Республики Беларусь устанавливается НБ РБ.

Иностранные учредители могут создавать на территории республики банки со 100 % собственным капиталом.

Виды лицензий

Свою деятельность коммерческие банки могут начинать только после получения лицензии на совершение банковских операций. Вместе с выдачей лицензии производится регистрация банка и с момента регистрации банк приобретает статус юридического лица.

Органом, осуществляющим выдачу лицензий, является НБ РБ. Помимо основных видов банковских операций коммерческие банки могут осуществлять определенные виды деятельности, для выполнения которых необходимо получение лицензий в других государственных структурах (Государственный комитет по ценным бумагам, Государственная инспекция пробирного надзора Министерства финансов РБ, МВД).

Национальный банк выдает следующие лицензии на осуществление банковских операций:

a) общую;

b) внутреннюю;

c) генеральную;

d) разовую;

e) лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц;

f) лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Общая лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в белорусских рублях. Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации. За выдачу лицензии взимается плата в размере, эквивалентном 20 000 евро.

Внутренняя лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Внутренняя лицензия выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.

Генеральная лицензия дает банку право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Генеральная лицензия выдается по заявлению банка не ранее одного года после его государственной регистрации. Данная лицензия может быть выдана банку с иностранными инвестициями и дочернему банку иностранного банка ранее указанного срока в порядке, установленном Национальным банком.

Разовая лицензия дает банку право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте. Разовая лицензия выдается по заявлению банка в случае необходимости одноразового осуществления им отдельной банковской операции.

Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц дает банку право на осуществление следующих операций в белорусских рублях и иностранной валюте:

1) привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

2) открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

3) осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических лиц.

Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц может быть выдана по заявлению банка не ранее двух лет с даты его государственной регистрации. За выдачу лицензии взимается плата в размере, эквивалентном 6 000 евро.

Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями дает банку право осуществлять указанные в ней операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Данная лицензия выдается по заявлению банка не ранее трех лет с даты его государственной регистрации. За выдачу лицензии взимается плата в размере, эквивалентном 10 000 евро.

Общая лицензия на осуществление банковских операций выдается банку на основании документов, представляемых для государственной регистрации банка:

a) заявление о государственной регистрации;

b) устав банка;

c) выписка из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;

d) документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме;

e) копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также выданное налоговым органом подтверждение об исполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед бюджетом;

f) сведения об учредителях - физических лицах: копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства, а для неработающих - справка органа службы занятости;

g) справка налогового органа на суммы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

h) документ, подтверждающий право на размещение банка по его месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;

i) анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;

j) документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка, по определяемому Национальным банком перечню;

k) бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;

l) документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций, по определяемому Национальным банком перечню;

m) платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию банка.

Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества в Национальный банк дополнительно представляются следующие документы:

1. нотариально удостоверенный учредительный договор банка;

2. список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.

Срок рассмотрения документов, представленных для регистрации банка не может превышать 3-х месяцев со дня подачи ходатайства и учредительных документов в НБ РБ.

Лицензия выписывается в 2-х экземплярах: один направляется вместе с Уставом и уведомлением банку, второй хранится в юридическом деле банка в НБ, копия направляется в Главное управление НБ по месту расположения банка. Лицензия выдается банку только после ее оплаты, произведенной в установленном порядке. Лицензии, выданные НБ, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций.

В лицензии, выданной Национальным банком, указываются банковские операции, на осуществление которых данный банк имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

За выдачу лицензии на осуществление банковских операций взимается плата в размере, определяемом Национальным банком. Плата за выдачу лицензии на осуществление банковских операций поступает в доход республиканского бюджета [3].

Банковские операции

Круг операций, осуществляемых НБ РБ, определяется его функциями и целями, как центрально банка государства. Операции Национального банка подразделяются на 2 категории:

Пассивные – операции по созданию ресурсов банка – обеспечивают банку формирование ресурсов. В структуре банковских пассивов присутствуют собственные, заемные, привлеченные средства. Собственные средства, в отличии от заемных и привлеченных не обременены обязательствами по возврату. Собственный капитал является финансовой базой развития банка, обеспечивает покрытие рисков, возникающих в процессе работы. Формирование собственного капитала происходит за счет внешних источников (привлечение средств в уставной фонд) и внутренних (перераспределение прибыли).

Активные – операции по их размещению – операции, которые заключаются в размещении ресурсов в целях получения доходов без ущерба для ликвидности банка.

К основным пассивным операциям относят:

1) эмиссию банкнот;

2) прием вкладов кредитных учреждений, представителей иностранных правительств и банков;

3) операции по образованию собственного капитала

К основным активным операциям относятся:

1) Учетно-ссудные операции;

2) Ломбардные кредиты (ссуды под залог векселей, казначейских обязательств и других ценных бумаг);

3) Инвестиции в государственные ценные бумаги, что выступает основной формой кредитования государства.

В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь Национальный банк осуществляет следующие операции:

a. кредитование в порядке рефинансирования;

b. расчетное и кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь и иных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;

c. переучет векселей и других денежных обязательств;

d. операции на рынке ценных бумаг;

e. инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей;

f. управление золотовалютными резервами, а также операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

g. покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;

h. межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

Заключение

Развитие банковской системы является одним из важнейших направлений экономики Беларуси.

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные виды банковских операций и услуг.

Основная функция банковской системы – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям.

Национальная банковская система Республики Беларусь состоит из двух уровней.

Первый уровень образует Национальный банк Республики Беларусь, организованный в 1990 г. и выполняющий функции центрального банка страны: регулирование кредитных отношений и денежного обращения, определение порядка расчетов и обладание исключительным правом эмиссии денег.

Второй уровень составляют коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Коммерческие банки – это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады средств юридических и физических лиц и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях:

- по вертикали – это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками;

- по горизонтали – это отношения партнерства и конкуренции между коммерческими банками.

Двухуровневый характер банковской системы проявляется в том, что банки отделены от Национального банка и юридически ему не подчинены. Хотя их создание и деятельность напрямую зависит от него, то есть они находятся под его надзором.

В результате обеспечения выгодных условий для бизнеса, в Беларусь привлечен довольно существенный по масштабам страны зарубежный банковский капитал. Это также является фактором, объясняющим успешность белорусских банков, так как ресурсы, привлеченные белорусскими банками с иностранным капиталом за рубежом, как правило, дешевле белорусских.

Подводя итог можно определенно сделать вывод о том, что банковская система стоит перед большими задачами. В будущем ей суждена ведущая роль в организации общества и в управлении им. Уходит время чиновников, приходит время банкиров и банковских машин. Это будет означать, фактически, переход на новую ступень цивилизационного развития всего человечества[5].

Введение

Банковская система подразумевает под собой функционирование банков и кредитных учреждений как единого денежно-кредитного механизма. На ее развитие влияют законодательство, политика государства и межбанковская конкуренция. Сдерживающие факторы — значительный налоговый пресс на прибыль банков, нехватка ресурсов для успешного обслуживания операций, недостаток квалифицированных кадров.

Большинство стран придерживаются двухуровневой банковской системы. Ее простой аналог функционировал в Великобритании во второй половине XVII века. Суть в том, что один банк контролирует все иные банки (второго уровня), работающие в государстве. Центральный банк может быть государственным (таковы Банк Англии, Немецкий Федеральный банк), акционерным (Федеральная резервная система США), смешанной формы собственности (Банк Японии — государству принадлежит 55%).

Банковская система Беларуси была заложена 8 января 1870 года: в этот день в Гомеле учредили общественный банк. После революции 1917 года начал работу Народный банк РСФСР, с 1923 года реорганизованный в государственный банк СССР. С 1987 года начался переход к новой денежной системе. 1 апреля 1991 года Национальный банк Беларуси был окончательно сформирован[1].

Основные особенности банковской системы РБ

Банковская система является составной частью кредитной системы и представляет собой совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период двух уровней. Банковская система РБ представлена двумя уровнями. На первом уровне находится Национальный банк Республики Беларусь, на втором - сеть коммерческих банков.
Двухуровневая банковская система сложилась в РБ в 1991г. Она предполагает наличие горизонтальных и вертикальных связей между банками.

По вертикали – это взаимодействие между Национальным банком как руководящим банком и низовыми звеньями, в качестве которых выступают коммерческие банки. Данное взаимодействие носит как правило административный характер. Коммерческие банки поднадзорны Национальному банку, их деятельность регулируется Центральным банком страны.

По горизонтали – это отношение между коммерческими банками как равноправными партнерами. Среди зарегистрированных коммерческих банков в РБ выделяют системообразующие коммерческие банки - т.е. крупные банки с подавляющей долей на рынке банковских услуг, участвующие в выполнении государственных программ и имеющие существенное значение для банковской системы.

Система нормативных актов, регулирующая осуществление банковской деятельности составляет банковское законодательство. В банковском законодательстве заложены основные принципы банковской деятельности, используемые в международной практике:

1) Регулирование деятельности коммерческих банков и реализация пруденциального надзора осуществляются Национальным банком
Банковская деятельность и осуществление отдельных операций подлежит обязательному лицензированию. Банки независимы в своей деятельности, и органы государственной власти не имеют права в неё вмешиваться
Государство не несет ответственности по обязательствам банка, а банки не несут ответственности по обязательствам государства, если между ними не заключено такое соглашение. Обязательное выполнение установленных нормативов безопасного ведения дела со стороны банков.

2) Обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка. Банки обеспечивают тайну по счетам, вкладам и операциям клиентов в установленных законом рамках.

3) Обеспечение возврата денежных средств вкладчикам.

В некоторых случаях данные принципы могут быть скорректированы законодательством страны в силу объективных экономических причин. Однако при игнорировании этих принципов невозможно построить полноценную банковскую систему, отвечающую международным стандартам.

В зависимости от функционального назначения все банки подразделяются на 2 основных вида:

1) эмиссионные;

2) неэмиссионные.

Эмиссионный банк - это банк, который имеет право выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения (эмисии). Как правило, таким правом государство наделяет лишь один банк - центральный. Поскольку предоставление подобного права многим банкам негативно бы сказывалось на денежной системе страны. Эмиссионная деятельность банка связана с тем, что он обладает исключительным правом эмиссии и контроля за денежным обращением страны, выступает в качестве расчетного и резервного центра коммерческих банков, управляет государственным долгом, следит за исполнением государственного бюджета, выполняет роль банка банков, занимается регулированием деятельности банков, определяет направления денежно-кредитной и валютной политики. В Республике Беларусь роль эмиссионного банка возложена на Национальный банк Республики Беларусь.

Неэмиссионные банки представлены коммерческими банками. Они выполняют все виды операций по кредитному, расчетному и кассовому обслуживанию клиентуры, а также проводят иные операции, не противоречащие законодательству РБ и предусмотренные их Уставом.


Наши рекомендации