Классификация международного кредита
Признак | Форма кредита |
По назначению | 1. Коммерческий кредит, обслуживающий международную торговлю товарами и услугами. 2. Финансовый кредит, используемый для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком. 3. Промежуточный кредит для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров и услуг. |
По технике предоставления |
|
По срокам |
|
По видам |
|
По валюте кредита |
|
По обеспечению |
|
По категории кредитора |
|
Международные финансовые институты
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации – это организации, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и некоторые другие структуры.
Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Своеобразное место среди международных финансовых институтов занимает Европейский банк реконструкции и развития - по названию региональный, а по существу международный, созданный в 1990 г. в целях содействия переходу постсоциалистических стран к рыночной экономике.
Специфическими причинами создания международных региональных банков развития явились:
- завоевание политической независимости развивающимися странами; повышение их роли в мировом развитии;
- тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.
К международным региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
• совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как применяется система «взвешенных голосов».
Банк международных расчетов
Это первый межгосударственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле в качестве международного банка центральных банков. Его организаторами выступали эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии, а также группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной из основных задач Банка международных расчетов было упростить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам; другой – содействие сотрудничеству центральных банков и осуществлению взаимных расчетов между ними.
Международный валютный фонд
Это международная валютно-кредитная организация, которая имеет статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд создан на Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции (США) в 1944 г. и начал функционировать с марта 1947 г.
Официальными целями МВФ являются:
1) «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
2) «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
3) «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
5) предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».
При этом капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов МВФ в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны, а также ее роли в мировой экономике международной торговле. Исходя из размеров данных квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ.
Руководящим органом Фонда является Совет управляющих, который созывается один раз в год в составе представителей всех государств – участников МВФ.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказыватьвоздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения официальных валютных резервов, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран. В 1980-х гг. он выработал собственный подход к проблеме погашения международных долгов. Фонд взял на себя оказание финансовой поддержки операций по сокращению задолженности развивающихся стран иностранным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслуживанию. В 1989 г. МВФ принял специальные «руководства» - совокупность целевых установок и правил, которые определяли объем и формы финансовой поддержки этим операциям. Однако практика прямого финансового участия Фонда в мероприятиях по сокращению долга развивающихся стран частным банкам на индивидуальной основе не получила распространения, и в 2000 г. он от нее отказался.
Что касается государственной задолженностистран-членов МВФ, то проблемы ее урегулирования решаются в основном Парижским клубом. Роль МВФ состоит в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников с выполнением ими одобренных Фондом стабилизационных программ. При выработке соглашений о пересмотре задолженности страны-кредиторы - члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.
Различают несколько видов кредитов МВФ:
- кредиты, которые предоставляются в пределах резервной позиции (квоты) страны МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до 3 – 5 лет. В пределах 25% своей квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, которые были предоставлены ранее Фонду. Однако такой кредит не должен превышать квоту более чем в 2 раза;
- кредиты, которые предоставляются сверх резервной доли. Эти ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.
Стабилизационные программы Фонда предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы. Страны – члены МВФ обязаны предоставлять Фонду информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения и .п.