Классификация международного кредита

Признак Форма кредита
По назначению 1. Коммерческий кредит, обслуживающий международную торговлю товарами и услугами. 2. Финансовый кредит, используемый для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком. 3. Промежуточный кредит для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров и услуг.
По технике предоставления
  1. Наличный кредит, зачисляемый на счет заемщика.
  2. Акцептный кредит в форме акцепта (согласия платить) или тратты импортером или банком.
  3. Депозитный сертификат.
  4. Облигационный займ.
По срокам
  1. Краткосрочный (от одного дня до одного года, иногда до 18 мес.).
  2. Среднесрочный (от 1 до 5 лет).
  3. Долгосрочный (свыше 5 лет).
По видам
  1. Товарный (при экспорте товаров с отсрочкой)ю
  2. Валютный (в денежной форме).
По валюте кредита
  1. Международный кредит в валюте страны-заемщика.
  2. Международный кредит в валюте страны-кредитора.
  3. Международный кредит в валюте третьей страны.
  4. Кредит в международных счетных единицах (евро).
По обеспечению
  1. Обеспеченный.
  2. Необеспеченный (бланковый).
По категории кредитора
  1. Фирменный (частный).
  2. Банковский.
  3. Брокерский.
  4. Правительственный.
  5. Смешанный, с участием частных предприятий и государства.
  6. Международных финансовых институтов.

Международные финансовые институты

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации – это организации, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и некоторые другие структуры.

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных рас­четов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предостав­ляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное ре­гулирование международных валютно-кредитных и финансовых от­ношений. Своеобразное место среди международных финансовых ин­ститутов занимает Европейский банк реконструкции и развития - по названию региональный, а по существу международный, созданный в 1990 г. в целях содействия переходу постсоциалистических стран к рыночной экономике.

Специфическими причинами создания международных региональ­ных банков развития явились:

- завоевание политической независимос­ти развивающимися странами; повышение их роли в мировом разви­тии;

- тенденция к региональному сотрудничеству и экономической ин­теграции в целях решения проблем национальной экономики.

К международным региональным валютным и кредитно-финансо­вым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимули­рования западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финан­совое регулирование;

• совместно разрабатывать и координировать стратегию и такти­ку мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных фи­нансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как применяется система «взвешенных голосов».

Банк международных расчетов

Это первый межгосударственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле в качестве международного банка центральных банков. Его организаторами выступали эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии, а также группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из основных задач Банка международных расчетов было упростить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам; другой – содействие сотрудничеству центральных банков и осуществлению взаимных расчетов между ними.

Международный валютный фонд

Это международная валютно-кредитная организация, которая имеет статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд создан на Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции (США) в 1944 г. и начал функционировать с марта 1947 г.

Официальными целями МВФ являются:

1) «способствовать международному со­трудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2) «содействовать рас­ширению и сбалансированному росту международной торговли» в ин­тересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3) «обеспе­чивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обес­ценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ог­раничений;

5) предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправ­лять нарушения равновесия в их платежных балансах».

При этом капитал МВФ образуется за счет взносов государств - членов МВФ в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития страны, а также ее роли в мировой экономике международной торговле. Исходя из размеров данных квот распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ.

Руководящим органом Фонда является Совет управляющих, который созывается один раз в год в составе представителей всех государств – участников МВФ.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказыватьвоздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от ве­личины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечи­вает решающее большинство голосов ведущим государствам.

МВФ предоставляет кредиты в иностран­ной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения офици­альных валютных резервов, во-вторых, для поддержки макроэконо­мической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

МВФ активно участвует в урегулировании внешней задолженности развивающихся стран. В 1980-х гг. он выработал собственный подход к проблеме погашения международных долгов. Фонд взял на себя оказание финансовой под­держки операций по сокращению задолженности развивающихся стран иностранным коммерческим банкам, а также выплат по ее обслужи­ванию. В 1989 г. МВФ принял специальные «руководства» - совокуп­ность целевых установок и правил, которые определяли объем и фор­мы финансовой поддержки этим операциям. Однако практика прямо­го финансового участия Фонда в мероприятиях по сокращению долга развивающихся стран частным банкам на индивидуальной основе не получила распространения, и в 2000 г. он от нее отказался.

Что касается государственной задолженностистран-членов МВФ, то проблемы ее урегулирования решаются в основном Парижским клу­бом. Роль МВФ состоит в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников с выполнением ими одобренных Фондом стабилизационных программ. При выработ­ке соглашений о пересмотре задолженности страны-кредиторы - чле­ны Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.

Различают несколько видов кредитов МВФ:

- кредиты, которые предоставляются в пределах резервной позиции (квоты) страны МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до 3 – 5 лет. В пределах 25% своей квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, которые были предоставлены ранее Фонду. Однако такой кредит не должен превышать квоту более чем в 2 раза;

- кредиты, которые предоставляются сверх резервной доли. Эти ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы Фонда предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы. Страны – члены МВФ обязаны предоставлять Фонду информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения и .п.

Наши рекомендации