Тема 12. «Внебюджетные фонды»
Социальное страхование – это система социальной защиты, задача которой – обеспечить реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.
Самую раннюю форму социальной защиты представляет собой коллективное страхование. Оно появилось в Европе во второй половине 19 века вместе с профсоюзами, отстаивающих права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс и касс по безработице.
Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.
Смешанная форма социального страхования возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после 9 месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.
Начало российской системе социального страхования было положено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». Страховые взносы формировались из взносов рабочих (2 – 3% заработной платы) и взносов заводоуправления в размере, равном ежегодной сумме взносов рабочих. Собранные средства шли на выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.
В 1912 году Третья Государственная Дума приняла пакет законов, заложивших фундамент российского социального страхования: законы «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».
В соответствии с декретами 1918 года социальное страхование было заменено социальным обеспечением – «бесплатным» социальным страхованием трудящихся. Средства предполагалось взимать с предприятий и предпринимателей и из государственного бюджета.
В период НЭПа (1921 год) возникла необходимость вернуться к практике социального страхования – обеспечение выплат за счет государства было заменено выплатами из фондов, сформированных за счет взносов. С прекращением НЭПа система учета социальных рисков и соцстрахования была вновь максимально упрощена.
С 1933 г. социальное страхование переходит в ведение профсоюзов. К 1938 г. складывается модель социального страхования, в основе которой лежаит централизация денежных средств, которые собираются и тратятся по единым правилам. Медицинское страхование было выведено из системы социального страхования и получило финансирование только из бюджета.
12.1 Понятие и правовые основы образования внебюджетных фондов
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные экономические цели.
Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики.
Перевод экономики страны на рыночные отношения сопровождается негативными явлениями: спадом промышленного производства, инфляцией, снижением реальных доходов населения. За 90- гг. объем промышленного производства упал в 2 раза, объем ВВП сократился почти в 2 раза. Продолжает оставаться в значительных объемах внутренний и внешний долг.
В 2006 г. объем ВВП к уровню 1990 г. составлял в России 96%, соответственно объем промышленного и сельскохозяйственного производства – 78% и 75%.
По совокупному размеру ВВП Россия уступает Китаю в 5 раз, США – в раз. К началу 2007 г. доходы у 19 млн. россиян были ниже прожиточного минимума.
Задача общества – поддержать существование граждан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразности их концентрации на государственном и территориальном уровнях.
Правовой основой образования государственных внебюджетных фондов является Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетным кодексом установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:
- на социальное обеспечение по возрасту;
- на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
- на социальное обеспечение в случае безработицы;
- на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установлены законодательством РФ;
- налоговых доходов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- других доходов, предусмотренных законодательством.
В БК РФ определен состав государственных социальных внебюджетных фондов:
- Пенсионный фонд РФ;
- Федеральный фонд социального страхования;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.