Финансовые отношения и финансовая система
Мы на раз упоминали, что финансы подразумевают наличие финансовых отношений между субъектами.
Выделяются следующие виды финансовых отношений:
1. Отношения «государство - предприятия» по поводу:
- платежей предприятий государству в форме налогов, арендных и рентных платежей, пошлин, процентов за государственные кредиты и т.д.;
- государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов и т.д. предприятиям.
2. Отношения «государство - население» по поводу:
- налогов государству (подоходных, на собственность, на наследство и т.д.), платежей за государственные услуги, социальное и имущественное страхование
и т. д.;
- социальных выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны государства.
3. Отношения «предприятия - население» по поводу:
- выплат заработной платы, пособий, социальных выплат, страховых сумм, кредитов;
- процентных, арендных и рентных платежей, страховых взносов, погашений взятых ранее займов.
4. Отношения «государство - государство» по поводу:
- перечислений из местных финансовых органов в центральные бюджеты;
- дотаций, субсидий, субвенции из центрального бюджета в местные.
5. Отношения «предприятия - предприятия» по поводу:
- платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг;
- выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.
6. Отношения «население - население» по поводу:
- возврата долгов, предоставления денег в долг, передачи средств по наследству, дарений и т.д.
Указанные денежные потоки большей частью проходят через банки. Поэтому банки предстают как отдельный (четвертый) субъект финансовой системы.
Частью финансовой системы являются финансовые рынки как совокупность отношений купли-продажи финансовых средств в целях финансирования инвестиций и государственного бюджета. К этим рынкам относятся главным образом фондовые рынки.
Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятие «финансы» определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов.
Финансы – это система образования, распределения и использования денежных ресурсов (фондов денежных средств) в процессе общественного воспроизводства.
Фонды денежных средств бывают:
- централизованные (принадлежат государству: федеральный бюджет, Пенсионный фонд и пр.);
- децентрализованные (принадлежат отдельным производителям, организациям, учреждениям).
Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий и финансы физических лиц.
Государственные финансы– это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.
Финансы предприятий – это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Финансы населения – это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.
Главным материальным источником формирования денежных фондов является национальный доход страны– вновь созданная стоимость в производстве.
Финансовые ресурсы на уровне государства включают:
- налоги, формирующие федеральный бюджет;
- средства социальных внебюджетных фондов;
- средства фондов НИОКР;
- средства прочих фондов;
- амортизационные отчисления;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от приватизации и коммерческого использования государственной собственности.
Финансовые ресурсы на уровне предприятия это:
- прибыль;
- амортизация;
- кредиторская задолженность;
- средства от продажи ценных бумаг;
- различные взносы;
- средства от реализации залога.
Функции финансов
В рыночной экономике финансы играют исключительно важную роль (функции). Рассмотрим ее по порядку.
1. Распределительная и перераспределительная функция. Именно через финансы идет распределение валового продукта и национального дохода по различным сферам экономики, отраслям, регионам и отдельным субъектам экономики. Через финансы происходит распределение трудовых, материальных, капитальных и природных ресурсов по сферам и отдельным производствам. Кроме того, они способствуют формированию вторичных доходов в виде пенсий, стипендий, пособий и т. п.
2. Воспроизводственная функция. Через финансы образуются необходимые обществу воспроизводственные фонды: фонд возмещения материальных затрат, фонд амортизации, фонд потребления, фонд накопления. Эти фонды создаются на различных уровнях национальной экономики, начиная от отдельных предприятий. Через финансы устанавливаются необходимые народнохозяйственные пропорции: межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, общеэкономические.
3. Учетно-контролирующая функция. По движению финансов можно следить, как работают отдельные предприятия, отрасли, регионы, экономика в целом. Например, если предприятие задерживается с выплатой налогов или с выдачей заработной платы, то становится ясно - предприятие испытывает трудности. По размерам фонда заработной платы, по размеру налогов предприятия можно судить о его масштабах, объеме деятельности.
4. Стимулирующая функция.Эта роль финансов связана с финансовой дисциплиной, предполагающей обязательность платежей, перечислений в определенных объемах и в установленные сроки. Тем более что необходимость исполнения финансовых обязательств подкрепляется системой штрафов, пени и даже уголовных наказаний за их неисполнение. Уже по этой причине предприятиям необходимо работать эффективно, поддерживать необходимую производственную и расчетную дисциплину.
5. Регулирующая функция. Через финансы государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на отдельные предприятия, отрасли и регионы. Делается это путем повышения или понижения налогов, введения или отмены налоговых льгот, предоставлений из госбюджета субсидий, займов и т.п.
6. Социальная функция. Через фонды социального страхования, социального обеспечения, через финансовые льготы государство имеет возможность воздействовать на социальное положение различных категорий населения, на общий социальный климат в стране.
7. Наконец, финансы выполняют и политическую функцию. Финансы позволяют обеспечить успех (или неуспех) внутренней и внешней политики правительства. Благодаря финансам проводятся общенациональные и региональные выборы, итог которых в рыночной экономике во многом зависит от финансовой поддержки кандидатов. Финансы определяют обороноспособность страны, ее экономическую и политическую целостность. История СССР конца 80-х - начала 90-х гг., когда произошло отделение финансов РСФСР от финансов СССР, показывает, что через финансы можно не только укрепить, но и разрушить целое государство. Если брать международные финансы, то на их основе держится мощь такой державы, как США.