Характеристика деятельности международных финансовых центров
Международные финансовые центры (МФЦ) — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами, деривативами.
Деятельность МФЦ служит средством управления мировыми финансовыми потоками, движение которых осуществляется по следующим основным каналам: валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров иуслуг, зарубежные инвестиции восновной и оборотный капитал,операции с ценными бумагами иразличными финансовыми инструментами, валютные операции, перераспределение части национального дохода через бюджет вформе помощи развивающимсястранам и взносов государств вмеждународные организации.Само понятие международного (мирового) финансового центра производно от понятия международного рынка ссудных капиталов, так как формирование международных финансовых центров означает обособление относительно небольшого числа международных финансовых рынков, на которых осуществляется интернациональная финансово-кредитная деятельность, мобилизуются и перераспределяются кредитные ресурсы и совершаются разнообразные валютные операции.
Ключевые позиции в МФЦ занимают биржи, национальные и международные банки и их филиалы, транснациональные корпорации, инвестиционные и пенсионные фонды, иные финансовые институты. Не менее важным элементом МФЦ являются компании, оказывающие деловые услуги: юридические, аудиторские, консалтинговые, рекламные, бухгалтерские, фирмы, работающие в области медиатехнологийи телекоммуникаций. МФЦ привлекают широкий круг экспертов, которые осуществляют анализ состояния и перспектив мировой финансовой системы, проводят мониторинг основных макроэкономических индикаторов государств, формируют институциональные условия функционирования финансовых рынков.
Большое значение имеют аналитические центры, способные обеспечить проведение междисциплинарных исследований, расчет международных индексов и рейтингов.
Формирование МФЦ на территории страны способствует значительному притоку капиталов, увеличению налоговых поступлений, росту занятости, улучшению состояния платежного баланса.
Существует несколько способов классификации мировых финансовых центров:
1) по принципу историко-экономического развития:
- «старые» центры;
- «новые» центры;
2) по масштабу:
- глобальные;
- зональные;
- региональные центры;
3) в зависимости от специализации центров:
- центры, специализирующиеся на рынках золота;
- центры, специализирующиеся на фондовых рынках;
- центры, специализирующиеся на рынках евровалютных операций и др.
Становление «старых» центров было обусловлено, прежде всего, рядом исторических и геополитических причин (примеры:Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне). Развитие «новых» центров началось сравнительно недавно (10–20 лет назад) и их рост основан преимущественно на искусственном создании условий для стимулирования местной экономики (Сингапур, Гонконг, Дубай).
Для конкурентоспособного финансового центра решающими являются три фактора:
1) интеграция в эффективное хозяйство страны, демонстрирующей постоянный рост на основе стабильной валюты и четкости финансовой политики;
2) либеральные налоговые и правовые условия, не препятствующие финансовым операциям и инвестициям и дающие возможность эффективно распределить средства;
3) действующая развитая банковская, биржевая и страховая система с четким рыночным надзором.
Также ранеек одним из условий для возникновения международного финансового центра можно было выделить необходимость как наличия крупной фондовой биржи, так и развитой системы национальных банков со стабильной валютой. Однако сейчас существует множество примеров демонстрирующих, что достаточно лишь гибкое финансовое законодательство. К этим примерам относятся Сингапур, Бахрейн, Кипр и многие другие финансовые центры.
Таблица – Характеристика основных мировых финансовых центров
Характеристика | Лондон | Нью-Йорк | Гонконг | Для сравнения: Минск |
Место в рейтинге | - | |||
Доступ иностранных участников к национальному финансовому рынку | Свободный | свободный | свободный | ограниченный |
Финансовая грамотность населения | Высокая | Высокая | Средняя | Средняя |
Объем привлеченных на IPO средств в 2010 г., млрд. долл. | 14,3 | 31,3 | 59,5 | - |
Место в рейтинге Doing-Busieness-2012 | ||||
Место в рейтинге городов мира, привлекательных для проживания (2011 г.) |
Центральными вопросами привлекательности любого финансового центра являются его техническое и организационное оформление и создание актуальной правовой базы. Важнейшие мировые финансовые центры осуществляют валютные, кредитные, страховые и другие операции. К ним относят Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Милан, Токио, Лондон, Париж и другие центры. Сегодня существует большая конкурентная борьба между Лондоном и Нью-Йорком за звание первого мирового финансового центра. Спустя не один десяток лет Лондону все-таки удалось занять первую позицию, однако некоторые изменения в Британской экономике, такие как значительное увеличение налоговой нагрузки, могут изменить данную ситуацию.
Все мировые финансовые центры можно сравнивать по различным критериям, начиная от позиций в мировых рейтингах, заканчивая уровнем развития необходимой инфраструктуры. В таблице предоставлена сравнительная характеристика наиболее развитых мировых финансовых центров по некоторым критериям. Также можно наглядно увидеть, насколько далек или близок Минск от рассматриваемыхмеждународных финансовых центров.
На сегодняшний момент Республика Беларусь не имеет статуса международного финансового центра. Как писалось ранее, для того чтобы обладать преимуществами на международной «арене» следует иметь развитую систему фондовых рынков или как минимум достаточно гибкое и либеральное законодательство в финансовой сфере. Несмотря на большой потенциал республики, данные условия не соблюдены. Также на современном этапе развитияБеларуси существует насущнаянеобходимость диверсификациинациональной экономики, однимиз направлений которой может стать формирование конкурентоспособной финансовой отрасли и развитие рынка профессиональных финансовых услуг.
Помимо выше упомянутых проблем, одними из основных причин, препятствующими притоку прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь, являются: система валютного регулирования, высокая инфляция, нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса, система применения санкцийза нарушения условий и порядка ведения бизнеса, уровень налоговой нагрузки, снижение кредитных рейтингов Беларуси и др.
В качестве факторов, оказывающих положительное воздействие на инвестиционный климат в Беларуси, можноотметить такие, как квалифицированная рабочая сила, присутствие на рынке эффективных национальных компаний, наличиестимулов и льгот для инвесторов,территориальное расположение.
Для развитиябелорусской финансовой системынеобходимо добиться следующего:
1) сформировать Минск в качестве регионального финансового центра;
2) принимать участие в региональных валютно-финансовых системах.
Реализация такой стратегии возможна лишь в отдаленной перспективе при проведении структурных реформ в экономике, обеспечении макроэкономической стабилизации, значительной либерализации финансового рынка, улучшении делового и инвестиционного климата. Создав конкурентные условия для привлечения иностранного капитала, Республика Беларусь сможет заработать на финансовых транзакциях. Потенциальная опасность создания и развития регионального МФЦ в Беларуси заключается в возможности поглощения национальных финансовых институтов иностранными.Для предотвращения подобной угрозы целесообразноно предусмотреть механизмы по ограничению поглощений значимых системообразующих участников финансового рынка Беларуси иностранными финансовыми институтами.
Что касается второй цели, то в этом случае Беларусь может стать частью регионального финансового центра во главе с Москвой. Возможен вариант создания в Минске нишевого финансового центра со специализацией на одной или нескольких финансовых услугах.
Для того, чтобы данные цели были выполнены, необходима разработка долгосрочной стратегии, приоритетным направлением которой может быть формирование конкурентоспособной и высоко-технологичной финансовой инфраструктуры, позволяющей осуществлять финансовые транзакции на качественном уровне, расширять диапазон финансовых услуг и продуктов, требующих авторизации. Важными элементами стратегии являются совершенствование нормативно-правовой базы, внедрение новых, соответствующих международному уровню, стандартов регулирования, эффективных систем банковского риск-менеджмента, развитие современных информационных технологий управления. Немаловажным условием формирования МФЦ стало развитие человеческого потенциала и повышение уровня финансовой грамотности населения, подготовка высококвалифицированных кадров. Целесообразно разработать программу мероприятий по макроэкономической стабилизации, совершенствованию делового и инвестиционного климата, улучшению условий ведения бизнеса.
Однако стоит отметить, что Республика Беларусь постепенно занимает определенную позицию на мировой арене. Например, врейтинге«DoingBusiness» по состоянию на июнь 2016 г. Республика Беларусь заняла 37 местов категории «легкость проведения бизнеса» из 190 стран. Но иные показатели, которые значительно влияют на инвестиционный климат Республики Беларусь, такие как «получение кредитов», «налогообложение», «разрешение неплатежеспособности» оставляют желать лучшего. Тем не менее, эти показатели улучшаются с каждым годом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что Республика Беларусь, безусловно, обладает достаточным потенциалом, чтобы в будущем стать одним из международных финансовых центров, на данный момент таких возможностей нет, что связано, в первую очередь, с экономическими проблемами и недостаточно либерализованным законодательством.
Международные финансовые центры являются неотъемлемой частью развития внешнеэкономической деятельности, особенно, когда речь идет о построении «мировой экономики». Мировые финансовые центры позволяют развивать не только инфраструктуру самого города-центра, но и стран, с ним взаимодействующим. Деятельность МФЦ напрямую связана с функционированием рынков ценных бумаг, валютных рынков, зарубежными инвестициями, как в основной, так и оборотный капитал и т.д.
На сегодняшний день Республика Беларусь не является ни мировым, ни региональным финансовым центром. Несмотря на то, что у РБ есть все предпосылки для этого, государственное регулирование оставляет желать лучшего. Несмотря на давние планы и некоторые меры по либерализации экономики, нашу экономику нельзя назвать рыночной. Главным образом, в этом и состоит проблема, по которой наша Республика не может стать финансовым центром.