Характеристика и виды свободных экономических зон

Свободными экономическими зонами (СЭЗ)называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

Свободные экономические зоны можно классифицировать на типы в зависимости от территориального размещения или функционального назначения.

Территориальный тип предполагает предоставление льгот предприятиям, расположенным на ней. Если же государство выделяет определенный вид или виды предпринимательской деятельности для предоставления льготного режима, то можно говорить о свободной экономической зоне функционального типа.

Страной-примером организации СЭЗ территориального типа можно считать Китай. На его территории выделены целые административные районы, в которых действуют таможенные и налоговые льготы и которым присвоен статус «свободных».

При функциональной организации льготный режим предоставляется отдельным предприятиям. Их сущность выражена в наибольшей степени в существующих промышленных парках в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее, Мексике и др.

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

1. По характеру деятельности.

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

3. По отраслевому признаку.

4. По характеру собственности.

По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные или промышленно-производственные зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

3. Научно-промышленные парки или технико-внедренческие зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.

4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Характеристика и виды свободных экономических зон - student2.ru

Рисунок – Классификация СЭЗ по характеру деятельности

Примечание–Источник: собственная разработка на основе [1].

По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1. СЭЗ экстравертивного типа (ориентированы на внешний рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2. СЭЗ интровертивного типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем, что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

По характеру собственности выделяют СЭЗ:

государственные;

частные;

смешанные.

Что касается Республики Беларусь, то СЭЗ – часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.

РезидентомСЭЗ является юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель Республики Беларусь, зарегистрированные администрацией СЭЗ в качестве резидента СЭЗ.

СЭЗ создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях.

В Республике Беларусь могут создаваться СЭЗ функционального типа, который определяется целями создания свободной экономической зоны и характером планируемой в ней деятельности, а также комплексные СЭЗ для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам свободных экономических зон.

Резидент СЭЗ осуществляет свою деятельность в соответствии с:

- Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 №213-З «О свободных экономических зонах»;

- положением о свободной экономической зоне;

- иным законодательством;

- договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне заключается между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и администрацией свободной экономической зоны и определяет порядок и условия реализации резидентом свободной экономической зоны предложенного им инвестиционного проекта. Этот договор заключается на срок реализации инвестиционного проекта.

Деятельность, запрещенная в СЭЗ:

- производство, хранение, реализация, ремонт оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к оружию, взрывных устройств, а также производство, хранение, реализация взрывчатых веществ;

- производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;

- оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;

- посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих ядовитые вещества;

- производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

- производство табачных изделий;

- изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

- лотерейная деятельность;

- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

- лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;

- лечение животных с особо опасными заболеваниями;

- деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей.

- деятельность, запрещенная на территории Республики Беларусь законодательными актами, а также деятельность, запрещенная на территории свободных (специальных, особых) экономических зон государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

В Беларуси действуют шесть СЭЗ:«Брест» (1996), «Гомель-Ратон» (1998) «Минск» (1998) «Витебск» (1999), «Могилев» (2002), «Гродноинвест» (2002).

На 1 сентября 2016 г. в СЭЗ работает 419 предприятия-резидента, на которых занято свыше 124 тыс. человек.

Основные преференции, которые дает СЭЗ:

• освобождениеприбыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока - резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;

• освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования;

• освобождение от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 01.01.2012 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 01.01.2012, и с 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);

•освобождение от земельного налогана земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 01.01.2012, для строительства объектов ‒ на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 01.01.2012, вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 01.01.2017 и не более пяти лет с указанной даты;

•финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

Наши рекомендации