Понятие и виды свободных экономических зон. Специальный правовой режим в СЭЗ

Одним из способов привлечения денежных средств в экономику страны является создание на ее территории свободных экономических зон (СЭЗ). Они обеспечивают благоприятные условия для развития экономики отдельных территорий и регионов, в том числе способствуют ускорению научно-технического прогресса, формированию новых рабочих мест и т.д.

В Республике Беларусь предпосылки создания СЭЗ возникли в 1991 году с появлением законодательства об инвестициях, но лишь 20 марта 1996 года был издан указ Президента № 114, давший определение СЭЗ, установивший органы, инициирующие создание СЭЗ и т.д. Этим же указом в Бресте была создана свободная экономическая зона «Брест». Основным документом, регулирующим правовые основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон, регулирования в них налоговых, таможенных, валютно-финансовых, трудовых отношений, стал Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах» (далее – Закон).

Согласно статье 1 Закона под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности

В Республике Беларусь уже создано шесть свободных экономических зон. Указом Президента от 2 марта 1998 г. N 93 была создана сроком на 50 лет СЭЗ "Гомель-Ратон".

В соответствии со статьей 2 Закона в СЭЗ действует специальный правовой режим - совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования. Такой режим устанавливается в целях:

1. создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

2. внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

3. содействия международной интеграции и сотрудничеству;

4. гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Тип каждой конкретной СЭЗ определяется целями ее создания и направлением инвестиционной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

Свободные экономические зоны могут быть комплексными, т.е. сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ. Все СЭЗ, действующие в Республике Беларусь, являются именно комплексными зонами. Например, СЭЗ "Гомель-Ратон" включает производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.

В СЭЗ допускается осуществление всех видов деятельности, кроме запрещенных законодательством Республики Беларусь, а также указанных в статье 7 Закона. Закон налагает запрет на осуществление в СЭЗ хозяйственно-коммерческой деятельности, связанной с производством, хранением и продажей оружия, взрывчатых веществ, опасных и радиоактивных материалов, наркотиков, иных сильнодействующих материалов; производство некоторых видов алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.

Закон установил, что территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны(СТЗ). Статья 17 Закона устанавливает, что при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СТЗ налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.

При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством республики.

Территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Налогообложение в СЭЗ осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством с учетом льгот, устанавливаемых для резидентов СЭЗ Президентом либо по его поручению – Правительством. Льготный налоговый режим – один из наиболее привлекательных стимулов для субъектов хозяйствования при регистрации в качестве резидентов СЭЗ. Значительное снижение налоговых ставок, вплоть до нулевых по некоторым видам налогов и сборов закреплено в положениях о каждой из существующих в Республике Беларусь СЭЗ.

Нормальный инвестиционный процесс предполагает установление не только налоговых и иных льгот, но и определенных государственных гарантий инвесторам. Соответственно, на территории СЭЗ гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности, не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования, не допускаются принудительные национализация, реквизиция, либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вызова инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

Наши рекомендации