Сущность и особенности страхования ВЭД, страхование при международных перевозках
Страхование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, таких как страхование экспортно-импортных грузов, перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов, международных торгово-промышленных выставок и иных выставок, создаваемых совместно с иностранными фирмами и др.
Страхователь-сторона в договоре страхования, страхующая свой имущественный интерес или интерес третьей стороны.
Страховщик-организация (юридическое лицо), производящая страхование, принимающая на себя за определенное вознаграждение обязательство возместить страхователю или другому лицу, в пользу которого заключено страхование, убытки, возникшие в результате наступления страхового случая, обусловленного в договоре, или выплатить страховую сумму.
Роль страхования ВЭД:
- аккумуляция валютных средств и создание внутренних инвестиционных резервов, необходимых для развития национальной экономики;
- распределение рисков и экономиясредств, как экспортёров, так и импортёров;
- стабилизация экономических процессов в валютно-финансовой хозяйственной деятельности.
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется как международными актами разного уровня, так и специальными нормативными актами Республики Беларусь.
Международными актами внешнеэкономической деятельности являются:
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, подписанная в Вене 11.04.1980;
- Конвенция ООН О договоре международной перевозки грузов (КДПГ), подписанная 19.05.1956;
- Таможенная Конвенция ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (14.11.1975);
- Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) (заключена в г. Женеве 01.03.1973) и др.
Специальными нормативными актами Республики Беларусь являются:
- Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 № 37-З (в редакции от 15.07.2008);
- Таможенный кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 № 204-З (в редакции от 15.07.2009);
- Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;
- Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-ХII «О таможенном тарифе» (в редакции от 13.11.2008) и др.
Организации, осуществляющие страхование ВЭД:
- ЗСАО «Белингосстрах»;
- Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация»;
- Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».
Особое значение в страховании ВЭД имеют следующие виды страхования:
- страхование грузов;
- страхование ответственности перевозчика;
- морское страхование;
- авиационное страхование;
- страхование финансовых рисков.
Страхование грузов –один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.
Правила транспортного страхования предусматривают три вида условий, на которых может быть заключён договор транспортного страхования, в зависимости от которых варьируется как объем ответственности страховщика, так и соответственно и размер страховой премии, уплачиваемой страхователем.
При страховании на условиях всех трех видов страховщик возмещает убытки, расходы и взносы по общей аварии, все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условию страхования.
Страхование ответственности экспедиторов грузов–вид страхования ответственности, предназначенный для обеспечения безопасности национальных экспедиторов и исключения рисков при выполнении ими своих обязанностей по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание.
Объектом страхованияявляются имущественные интересы страхователя (лица, чья ответственность застрахована), связанные с его ответственностью вследствие причинения вреда клиенту Страхователя при осуществлениитранспортно-эксплуатационной деятельности.
По договору страхования по соглашению сторон в каждом конкретном случае могут устанавливаться следующие лимиты ответственности:
- агрегатный лимит ответственности - максимальная сумма, которую страховщик выплачивает в целом по всем страховым случаям, произошедшим в течение срока страхования;
- лимит ответственности на один страховой случай - максимальная сумма, которую страховщик выплачивает по одному страховому случаю.
Страхование международных кредитов - разновидность имущественного страхования, направленного на уменьшение или устранение кредитного риска. Страхование и гарантирование международных кредитов осуществляют специальные организации (государственные или полугосударственные, а также частные).
Страхование кредитов во внешнеэкономических операциях включает страхование рисков непогашения кредита и страхование экспортных кредитов.
В соответствии с Правилами страхования экспортных контрактов (кредитов) объектом страхования являются имущественные интересы белорусских экспортеров, связанные с возникновением убытков из-за нарушения зарубежными покупателями своих обязательств. Это подразумевает возмещение убытков из-за частичной или полной неоплаты импортером поставленным ему на условиях отсрочки платежа товаров в случаях временной неплатежеспособности или банкротства.
Страхование экспортных кредитов предполагает часто долгосрочное сотрудничество страховой компании и экспортера, что в свою очередь подразумевает выдачу страховой компанией годовых генеральных полисов, которые обеспечивают страховое покрытие всех заключаемых контрактов в течение этого периода. При этом страхователь-экспортер по результатам предварительных переговоров с иностранным контрагентом сообщает страховой компании сумму, на которую контрагент готов приобрести товары и услуги, а страхователь имеет возможность осуществить поставкуна условиях коммерческого кредита. Страховщик проверяет платежеспособность иностранного партнера-экспортера и по результатам проверки выносит кредитное решение, которое может подтвердить запрошенную сумму, уменьшить ее до приемлемого для страхования уровня ли приравнять к нулю, т.е. отказать в страховании кредита.
Из страхового покрытия при страховании экспортных кредитов, как правило, исключаются:
- проценты за просрочку платежа, штрафы, неустойки по контракту, возмещения по рекламациям, судебные издержки, связанные с взиманием долгов по неоплаченным счетам, а также потери от курсовых разниц;
- суммы по счетам, выставленным получателю (государственным муниципальным организациям, физическим лицам, а также юридическим лицам, в капитале которых страхователь прямо или косвенно имеет преобладающее участие или на управление которыми он может оказывать решающее влияние)
- счета к получателю за товары и услуги, в отношении которых не получены необходимые лицензии и разрешения, и за товары и услуги, импорт которых противоречит действующим запрещениям и ограничениям в странах-импортерах;
- случаи убытка, в отношении которых страховщик в состоянии доказать, что они произошли в результате войны, вооруженного конфликта, забастовки, конфискации, валютных ограничений государственными и другими административными органами, стихийного бедствия или воздействия ядерной энергии.
При страховании риска неплатеж предусматривается собственное участие страхователя в убытках (франшиза), которое выражается в процентах к страховой сумме (устанавливается обычно на уровне 20-30%). Согласно принятой практике данного вида страхования страхователь обязан за свой счет предпринимать все соответствующие меры по избежанию или уменьшению убытка, в частности отстаивать свои права и получать максимально возможное обеспечение по кредиту. Страхователь обязан также представлять всю информацию и документы, которые, по мнению страховщика, являются необходимыми для определения факта несостоятельности и оценки величины убытка
Страхование иностранных инвестиций обеспечивает защиту интересов национальных и зарубежных инвесторов при проведении финансово-кредитных операций в виде компенсации ущерба в случае невыполнения договорных обязательств, национализации, реквизиции, конфискации и т.д.
Риски, которым подвержены прямые инвестиции, делятся на следующие группы:
- риски стихийных бедствий: ураган, шторм, землетрясение, наводнение, град и другие подобные события природного характера;
- риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного, так и техногенного происхождения;
- технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;
- политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;
- действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;
- хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры;
- другие риски, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше.
Большинство из этих групп инвестиционных рисков покрывается страхованием или иногда самострахованием, т.е. путем создания собственных резервных фондов.
Услуги по страхованию иностранных инвестиций предоставляет Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА).
Конечной целью МИГА является обеспечение экономического роста и развития, поэтому страхуемые проекты должны соответствовать жестким финансовым, экономическим и экологическим требованиям.
Таким образом страхование увеличивает экспортные возможности организаций в несколько раз, при этом оно является очень экономичным способом обеспечения надежности внешнеторговых операций.