Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования
Форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов, но для него характерно несколько ограничений:
- экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев до 10 лет и дольше;
- экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;
- если импортер не является государственным агентом или международной компанией, возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.
Преимущества для экспортера:
- предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки;
- финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера;
- возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств;
- отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения;
- отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер);
- простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов;
- конфиденциальный характер данных операций;
- возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки;
- возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.
Недостатки для экспортера:
- необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.
- Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.
- Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.
Преимущества для импортера:
- простота и быстрота оформления документации;
- возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке;
- возможность воспользоваться кредитной линией в банке.
Недостатки для импортера:
- уменьшение возможности получить банковский кредит при пользовании банковской гарантией;
- необходимость платить комиссию за гарантию;
- более высокая маржа форфейтера;
- возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения экспортером каких-либо иных условий контракта.
Преимущества для форфейтера:
- простота и быстрота оформления документации;
- возможность легко реализовать купленные активы на вторичном рынке;
- более высокая маржа, чем при операциях кредитования.
Недостатки для форфейтера:
- отсутствие права регресса в случае неуплаты долга;
- необходимость знания вексельного законодательства страны импортера;
- ответственность за проверку кредитоспособности гаранта;
- необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей;
- невозможность совершить платеж раньше срока.
Недостатки, указанные в пунктах 2 и 3, характерны не только для форфейтера. Здесь они выделены по той причине, что для форфейтера не составляются дополнительные долговые соглашения, на которые он мог бы сослаться. Следует также помнить, что форфейтер несет политические и другие риски (риски трансферта, риски колебания валют). Они не отмечены как недостатки для форфейтера, поскольку присущи любой форме международного кредита.
Преимущества для гаранта:
- простота оформления сделки;
- получение комиссии за свои услуги.
Недостаток для гаранта - гарант принимает на себя абсолютное обязательство оплаты гарантируемого им векселя [4].
Общая схема форфейтинга представлена на рисунке ниже.
Рисунок – Общая схема форфейтинга
Указ президента № 69 "Об использовании векселей" принят в целях создания условий для усиления конкурентоспособности белорусских товаров на зарубежных рынках, констатирует Нацбанк.Александр Лукашенко 17 февраля 2015 подписал указ, усиливающий меры по повышению качества белорусской продукции и снижению себестоимость с помощью финансового механизма поддержки экспорта — форфейтинга.
"Предусмотренный указом финансовый механизм, с одной стороны, дает возможность экспортерам предоставлять покупателям-нерезидентам длительные отсрочки по оплате отгруженных товаров (сверх установленных сроков завершения внешнеторговых операций), с другой стороны — позволяет оперативно получать денежные средства за экспортируемую продукцию по факту отгрузки от финансирующих организаций", сообщили в пресс-службе Национального банка.
Указом определено, что помимо банков и небанковских кредитно-финансовых организаций учет векселей вправе осуществлять юридические лица, зарегистрированные в Беларуси, уставный фонд которых сформирован в размере не менее 50 тысяч евро на дату учета векселя. При этом если юридическое лицо намерено осуществлять операции по учету векселей на регулярной основе, оно обязано до проведения второй такой операции письменно уведомить об этом Национальный банк для рассмотрения вопроса о включении данного субъекта хозяйствования в реестр юридических лиц, осуществляющих учет векселей.
"Юридические лица, включенные в реестр, смогут при учете векселей рассчитываться с экспортерами в иностранной валюте", — сообщили в Нацбанке. Основанием для отказа во включении в реестр будет являться несоблюдение установленного указом требования о минимальном размере уставного фонда юридического лица. Информация о юридических лицах, включенных в реестр, а также об исключении их из реестра будет размещаться на официальном интернет-сайте Национального банка в день их включения в реестр или исключения из него.
"В целях обеспечения экономической целесообразности реализации данного финансового механизма указом предусматривается освобождение экспортеров, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и специализированных юридических лиц, осуществляющих операции по учету векселей, от уплаты гербового сбора (15%) за осуществление операций с векселями, выполняющими функцию расчетных документов по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт", — проинформировали в Нацбанке. Указ также предусматривает, что завершением внешнеторговой операции по экспорту будет являться поступление денежных средств (за вычетом дисконта) экспортеру от продажи векселя банку, небанковской кредитно-финансовой организации либо специализированному юридическому лицу, осуществляющему операции по учету векселей.
"Иностранная валюта, поступающая на счет экспортера от специализированного юридического лица, осуществляющего операции по учету векселей, признается выручкой, подлежащей обязательной продаже в установленных законодательством сумме и порядке", — подчеркнули в пресс-службе финансового регулятора. В Нацбанке отметили, что в совокупности нормы указа "Об использовании векселей" направлены на активизацию экспорта путем совершенствования существующих финансовых механизмов расчетов по нему при одновременном соблюдении экономических интересов государства [5].