Финансово-кредитные отношения во внешнеэкономической деятельности

Кредит подразумевает предоставление ссуды в денежной или товарной форме на условиях возвратности с уплатой определенного процента. В качестве кредиторов внешнеторговых сделок выступают экспортеры, импортеры, банки и другие финансово-кредитные учреждения и государство.

Коммерческая выгода кредитования для экспортера определяется: ускорением сбыта;степенью увеличения объема поставок товаров;стоимостью экспортных кредитов и возможностью покрытия расходов по кредитованию за счет полученной выручки.

Для импортеров частый и приемлемый вариант внешнеторговых сделок – сочетание покупки на условиях наличных расчетов и кредитования.

Кредиты классифицируются по различным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений их участников:

1) по срокам кредитования – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

2) по способу предоставления – авансы, отсрочка платежа, рассрочка платежа;

3) по способу покрытия – частичные и полные;

4) по способу погашения – вексельные, акцептные;

5) по целевому назначению – на завершение экспортного производства, на хранение, складирование;

6) по условиям реализации – наличные, акцептные;

7) по способу обеспечения – обеспеченные, необеспеченные (бланковые);

8) по целевой функции – традиционные и нетрадиционные;

9) традиционные – коммерческие, банковские, товарные, фирменные;

10) нетрадиционные – факторинг, форфейтинг;

11) по форме предоставления: экспортером импортеру – фирменные (вексельный, кредит по открытому счету), банковские (акцептный, акцептно-рамбурсный); импортером экспортеру – коммерческие (покупательские авансы, задаток), банковские (подтоварные ссуды, кредиты по контокоррентным счетам)[8].

Поскольку расчеты, проводимые нерезидентами в белорусских рублях и иностранной валюте на территории Республики Беларусь, относятся к валютным операциям в соответствии с Законом N 226-З, то согласно Закону N 226-З общим требованием к их проведению является безналичный порядок расчетов, за исключением разрешенных законодательством расчетов в наличной форме. Также на валютные операции резидентов с нерезидентами на территории Республики Беларусь распространяются формы контроля, определенные нормами Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций". Исключение составляют расчеты резидентов с представительствами нерезидентов, которые относятся к расчетам для собственных нужд нерезидентов. Следует отметить, что на банки контроль за законностью осуществления таких расчетов не возложен.

Какие валютные операции нерезидентов подлежат контролю, детализирует Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46. В частности, банки, выполняя функции агентов валютного контроля, осуществляют контроль за правомерностью проведения нерезидентами расчетов в наличных белорусских рублях. Контроль осуществляется на стадии снятия нерезидентом наличных белорусских рублей со счета и при внесении на счет. Валютному контролю подлежат и операции в наличной иностранной валюте.

При проведении валютных операций в наличной иностранной валюте или наличных белорусских рублях нерезидент обязан представить в банк документы, необходимые для выполнения банком контрольных функций в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы расчетов наличными на территории Республики Беларусь. Кроме того, нерезидент представляет в банк документы при проведении валютно-обменных операций. В остальных случаях банк согласно Инструкции N 46 не требует от нерезидента представления документов при проведении ими валютных операций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Нерезидент в силу режима счета в иностранной валюте и белорусских рублях имеет право на проведение валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь. В отличие от резидентов, специальный счет для хранения купленной валюты им не открывается. Все операции по покупке, продаже валюты осуществляются через текущие счета в порядке, определенном Инструкцией о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 N 112[9].

Государственные кредиты могут предоставляться как своим (национальным) экспортерам, так и странам-импортерам. В последнем случае они даются правительством одной (обычно развитой) страны правительству другой (развивающейся) страны с тем, чтобы создать для своих экспортеров благоприятные условия для реализации товаров на рынке данной (развивающейся) страны.

Государственные кредиты, как правило, относятся к категории льготных, и нередко помимо чисто коммерческих они преследуют и политические цели.

Как правило, целью государственного кредита является обеспечение более выгодных условий для реализации экспортируемых товаров на рынке страны-заемщика, или оказание помощи в экономическом развитии последней. Даже если специально в договоре не оговаривается, страна-заемщик предоставляет определенные преференции для всех экспортеров и импортеров, которые в рамках данной кредитной линии хотят заключить прямые контракты. Если речь идет о «револьверной» кредитной линии, то в масштабе возвращенных кредитов она может быть вновь использована (но в рамках срока, на который кредитная линия открывалась)[10, с. 27].

Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капиталам сфере международных экономических отношений. Выделяют 4 основные функции международного кредитования:

1) Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Ссудный капитал направляется в отрасли тех стран, где обеспечивается наибольшая прибыль. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.

2) Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.). Использование кредитных инструментов ведет к ускорению безналичных платежей, к увеличению скорости оборота капиталов и повышению производительного его использования, обеспечивая расширенное воспроизводство.

3) Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.

4) Регулирование экономики.

Выполняя эти взаимосвязанные функции, международный кредит играет двоякую роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.

В условиях обострения конкуренции на мировых рынках кредитование внешнеэкономической деятельности становится не только необходимым, но иногда и неизбежным условием реализации товаров, главным образом машин и оборудования. В полной мере это положение относится и к кредиту во внешнеэкономических связях Республики Беларусь.

Кредитование позволяет предприятию ускорить сбыт или получение товаров, способствует процессу воспроизводства, позволяет привлекать ресурсы в той валюте, в которой заключен контракт, что избавляет предприятие от рисков и издержек, связанных с конвертацией валют. Международный кредит способствует регулированию экономики, развитию прибыльных отраслей, укреплению позиций предприятий на рынках.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1 Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. – Минск: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.

2 Дайнеко, А.Е. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность Беларуси / А.Е. Дайнеко [и др.]. – Минск: НИИ Минэкономики Республики Беларусь, 2004. – 300 с.

3 Ковалев, М.П. Экспорт – основа благополучия нации / М.П. Ковалев // Финансы. Учет. Аудит. – Минск, 2010. – №3. – С.9-13.

4 Лизакова, Р. А.Внешнеэкономическая деятельность : курс лекций по одноим. дисциплине для студентов эконом. специальностей / Р.А. Лизакова. – Гомель : ГГТУим. П. О. Сухого, 2009. – 145 с.

5 Юрова, Н. Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях Евразийского экономического союза//журнал международного права и международных отношений [Электронный ресурс]– 2015. — № 3.– Режим доступа: http://www.evolutio.info/content/view/2428/235/ - Дата доступа: 30.10.2016.

6 Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. N 347-З о государственном регулировании внешнеторговой деятельности// Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 30.10.2016.

7 Назарук И.В Основные направлениявнешнеэкономической политики Республики Беларусь// Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 30.10.2016.

8 Бобкова О.В. Внешнеэкономическая деятельность// Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 30.10.2016.

9 Рабец Н.А. Расчеты нерезидентов на территории Республики Беларусь// Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 30.10.2016.

10 Дегтярева, О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие /Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С. В. – Минск: Дело, 2008. – 320 с.


Наши рекомендации