Направления внешнеэкономической политики РеспубликиБеларусь
В среднесрочной и долгосрочной перспективерост мировой экономики будет определяться темпами научно-технического прогресса, а также возможностями использования капитальных и человеческих ресурсов. В развитых странах в условиях демографических и экологических ограничений рост экономики будет опираться на рост производительности труда под влиянием научно-технического прогресса. Усиление глобализации будет способствовать возможностям догоняющего роста в развивающихся странах, расширяя доступ к достижениям мирового технологического развития путем улучшения восприимчивости к передовым технологическим достижениям и предпринимательского климата.
Основными тенденциями мирового развития станут:
1) восстановление сбалансированности экономик и поддержание относительно высоких темпов технологического прогресса и роста производительности труда;
2) уменьшение дисбалансов международной торговли и платежей, более быстрая динамика потребления в странах с высоким уровнем сбережения, сокращение уровня избыточных трудовых ресурсов в развивающихся странах;
3) распространение современных технологий и стандартов потребления в развивающихся странах и превращение группы ведущих развивающихся стран в лидеры мирового экономического роста;
4) развитие глобальных коммуникаций и экспансия относительно молодых рынков в Азии, Африке и Латинской Америке;
5) трансформация мировой валютно-кредитной системы и приведение ее в соответствие изменяющимся соотношениям уровней и динамики экономического развития отдельных стран и регионов, появление новых мировых резервных валют.
Внешнеторговая политика Республики Беларусь осуществляется в целях создания благоприятных условий для резидентов Республики Беларусь - участников внешнеторговой деятельности, производителей и потребителей товаров, заказчиков и исполнителей услуг.
Отношения Республики Беларусь с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе Конституции Республики Беларусь, Закона о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности, иного законодательства Республики Беларусь, а также общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципов суверенного равенства государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств, принятых Республикой Беларусь, а также недискриминации и взаимности.
Республика Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и нормами международного права может на добровольной основе участвовать в зонах свободной торговли, таможенных союзах, иных межгосударственных образования[6].
Правом на осуществление внешнеторговой деятельности обладают все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.
В числе основных задач для Беларуси на современном этапе выделяются повышение уровня национальной конкурентоспособности и восстановление темпов роста объемов внешней торговли. В условиях нестабильности мировой экономики трудно решать эти задачи, поэтому требуется обдуманно и всесторонне подходить к принятию решений в области внешнеэкономической деятельности. Индикатором положительных последствий реализации внешнеторговой политики Беларуси будет выступать достижение запланированных прогнозных показателей и сдвиги как в товарной, так и в географической структуре внешней торговли.
В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути догоняющего развития. Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную политику.
Экспортная политика – это мероприятия правительства, нацеленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых, при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса. Концептуальной основой формирования экспортной политики является Национальная программа развития экспорта[7].
Импортная политика – это мероприятия правительства, направленные на стимулирование развития отраслей, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса[7].
Правительство Республики Беларусь в целях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь, создания благоприятных условий для доступа резидентов Республики Беларусь на рынки других государств и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Беларусь по международным договорам, осуществляет мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе: разработку программ развития внешнеторговой деятельности; принятие мер по обеспечению кредитования участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхования рисков, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности; организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; организацию рекламных кампаний и кампаний по развитию внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности; создание и обеспечение развития системы внешнеторговой информации и информационно-консультационных служб; ведение государственной системы каталогизации продукции; реализацию различных форм стимулирования и поощрения внешнеторговой деятельности[6].
Объединения участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединения, представления их общих интересов, повышения эффективности и упорядочения внешней торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешнеторговых связей с нерезидентами Республики Беларусь и их объединениями.
Не допускаются использование данных объединений для монополизации и раздела внутреннего рынка, ограничения условий конкуренции для участников внешнеторговой деятельности, не входящих в эти объединения, дискриминация в любой форме резидентов и нерезидентов Республики Беларусь в зависимости от участия в объединениях, использование таких объединений для ограничения деловой практики на внутреннем и внешнем рынках, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь[6].
Сегодня практически все отрасли нашей страны открыты для иностранных инвестиций. Из наиболее привлекательных можно отметить новые высокотехнологичные производства, такие как нано- и биотехнологии, атомную энергетику, информационные и космические технологии. Перспективным является сотрудничество в сфере услуг. Мы также заинтересованы в модернизации традиционных отраслей экономики, в особенности промышленности.
Рисунок – Иностранные инвестиции в Республику Беларусь в 2015 году
Примечание – Источник: собственная разработка на основе[5].
Всего в 2015 г. в реальный сектор Республики Беларусь поступило 11,3 млрд долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 7,2 млрд долларов (63,8% от общего объема), портфельных – 0,005 млрд долларов, прочих – 4,1 млрд долларов. Топ-10 по итогам 2015 г. стран-доноров прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь: Россия – 45,1%, Соединенное Королевство – 30,3%, Кипр – 9,0%, Польша - 2,6%, Литва – 1,9%, Украина – 1,2%, Китай – 1,1%, Германия – 1,0%, Австрия – 1,0%, Латвия – 0,8%, На долю прочих стран-доноров приходится – 6,0%.
В нашей стране предпринимаются значительные усилия по реформированию и либерализации экономики, которые получают позитивную оценку со стороны международных структур и формируют привлекательную инвестиционную среду. Так, по данным доклада Всемирного банка Беларусь занимает 57-ю позицию среди 185 стран. На фоне стран региона Беларусь по-прежнему выглядит более привлекательно по сравнению с Россией (62-е место), Казахстаном (77-е место) и Украиной (96-е место), хотя и уступает своему партнеру ближайшему «западному» соседу — Польше (32-е место).
Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь направлена на укрепление сотрудничества с другими государствами, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, привлечение иностранных инвестиций для модернизации экономики, производство и экспорт наукоёмкой и высокотехнологичной продукции.