Особенности бюджетной системы и бюджетного устройства России в разные исторические периоды (Российская Империя, СССР – свойства и отличия от современной бюджетной системы)

Понятие бюджета неразрывно связано с понятием государство. Изменения, связанные с политической системой и государственным устройством, находят отражение в бюджетной системе государства. Прообраз бюдж. государства существовал уже в Киевской Руси, наход-ся в распоряжении Великого князя. Начинает складываться унитарное государство. Состоит из великокняжеской казны и местных бюджетов. Оба уровня бюджетной системы имели собственные доходы и расходы. Так, местные бюджеты формировались частично за счет княжеских налогов (дать, подать, посошное обложение) и местных налогов и сборов (конское пятно – заклеймение, томга – за продажу товара, гостиное – за пользованием торговым помещением).Гос.бюджет находится в руках Великого князя, а местные бюджеты в руках его наместников и волостителей. Они были предназначены для выполнения административных и судебных функций и решения местных задач.

В 1551 г. Иван Грозный провел земскую реформу, в результате которой власть княжеских наместников была упразднена. В 16 веке с возникновением постоянного войска возникает необходимость поиска доходов для его содержания, т.е. впервые формируется бюджет независимый от главы гос-ва. В течении последних столетий основной задачей гос-ва был поиск источников доходов. Органы власти были представлены перед царем и земскими старостами, которые руководили земскими избами – в их функции входило: судебная система и сбор налога. Позднее для сбора налогов формируется дополнительный территориальный орган.

Первый в России бюджет – смета гос.доходов и расходов составляется в 1645г. В городах составляются городовые сметы дох.и расх. Бюджет становится плановым. Такая система действовала до петровских реформ. Формируется вертикальная сист.финансов. Налоговые органы власти: камер-коллегия отвечает за доходы, штат-коллегия – за расходы, привезионная коллегия – контроль. Намного раньше, чем в Европе российский бюджет начинает выполнять регулирующую функцию. Помимо планирования начинают составлять отчеты о бюджетах (ведомость или табель доходов и расходов).

С созданием в 1802г. функциональных министерств на местном уровне организуются подведомственные им учреждения (вертик.система) – казенные палаты на губернском уровне, казначейство на уездном (аналоги современного финансвого управления). В их функции входило раскладывать налоги на население, проводить прием и хранение средств финансирования расходов, а контроль осуществляли губернаторы. Местные бюджеты были представлены земскими бюджетам, волостными и городскими. Местные бюджеты не входили в состав гос-ва России.

Только с начала 1863г. в России был введен в общих чертах сохранившийся до сих пор набор принципов составления гос.росписи доходов и расходов – так называемые принципы построения бюджетов. Он был закреплен сметными правилами, утвержденными в 1962г. Никакой расход, говорится в сметных правилах в высочайшей утвержденной государственной росписи не показанный не допускается.

Бюджетный кодекс РФ также предполагает финансирование исключительно подтвержденных в бюджете расходов с соблюдением целевого характера расхода на бюджетные ср-ва.

Порядок составления гос.росписи и современного федерального бюджета диаметрально противоположны. В прошлом веке составление начиналось с низов, с составления смет отдельных бюджетных учреждений. Далее эти сметы обобщались и поэтапно передавались вверх по лестнице гос.иерархии. В противоположность царскому мнению по бюджетному кодексу РФ в начале составляется проект расходов фед.бюджета в функциональной классификации расходов, которые направляются федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателями средств фед.бюджета. Далее федеральные органы исполнительнй власти распределяют предельные объемы бюджетного финансирования по получателям бюджетных средств. Последние определяют собственную смету и доводят размер фанансирования до подведомственных получателей. Следует также отметить публичный характер гос.финансов царской России.

Для рос.империи характерно наличие «чрезвычайного» бюджета, который часто пополнялся за счет заемных средств и использовался на покрытие расходов, которые не хотели подвергать огласке. В настоящее время секретные статьи расходов присутствовали лишь в федер.бюджете и в размере не более 5% от расходов этого бюджета.

Особое внимание может заслуживать бюджет.система Советского Союза. Начальный этап формирования БС – 1917-1921 г. характеризуется кризисом бюджетной, денежно-кредитной и всей финансовой системы государства. Конституция 1918 г. установила 3-х уровневую БС государства и заложила основу бюджета Советского Союза.

Ключевой принцип бюджет.системы – принцип централизации – установление единого госуд. бюджета, включение государственных доходов и расходов в единый общегосуд.бюджет. Окончательное формирование бюджет.системы связано с конституцией 1936, затем почти неизменной система оставалась до 1991 г.

В состав бюджет.системы вошли: союзный бюджет, бюджеты союзных республик, бюджет социального страхования.

В основу бюджетной системы СССР был заложен принцип единства. Он заключается в объединении многочисленных самостоятельных бюджетов в госбюджет (составлялись и исполнялись с общими директивами и общесоюзным законодательством), а также принцип подведомственности (в соответствии с которым предприятия и организации были распределены между различными уровнями власти, и вносили отчисления от прибыли в соответствующий бюджет). В свою очередь из этих бюджетов выделялись средства на развитие этих предприятий.

Вопрос.

Наши рекомендации