Субъекты (участники) расчетных отношений
При расчетах наличными деньгами субъектами этих от- ношений прежде всего являются плательщик и получатель (взыскатель). В качестве плательщиков и получателей (взы-
скателей) денег в различных сочетаниях могут выступать как физические, так и юридические лица.
Причем при погашении задолженности третьим лицом или передаче денег по поручению должника третьему лицу субъекты расчетных отношений не совпадают с субъектами основного обязательства. Однако необходимо учитывать, что это возможно только при расчетах по гражданско-правовым обязательствам. Основаниями для таких действий будут яв- ляться соответственно ст. 313 «Исполнение обязательства третьим лицом» и ст. 971 «Договор поручения» ГК РФ.
Если речь идет о взыскании средств по требованию су- дебного пристава-исполнителя в пользу кредитора, то в этом случае будет не совпадать взыскатель (судебный пристав- исполнитель) и получатель (кредитор).
При переводах денежных средств (безналичных расчетах) субъектами отношений по переводу денежных средств (рас- четных отношений) являются плательщик и получатель де-
нежных средств, которыми могут быть и граждане и юриди- ческие лица, а также кредитные организации, через кото- рые проходит платеж.
Применительно к налоговым обязательствам необходи- мо руководствоваться п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обя- занность по уплате налога, если иное не установлено зако- нодательством о налогах и сборах (в этой оговорке прежде всего имеется в виду исполнение налоговых обязанностей через налоговых агентов).
При расчетах по публичным обязательствам участника- ми расчетных отношений будут являться государственные органы, на чье имя открыты соответственно счета бюджета определенного уровня либо внебюджетного фонда, а также органы, имеющие в силу федерального закона право взы- скания средств в бесспорном порядке.
Что касается количества кредитных организаций, уча- ствующих в проведении платежа, то оно зависит от того, обслуживаются плательщик и получатель средств в одной кредитной организации или разных, а также от маршрута прохождения платежа.
При этом необходимо учитывать, что плательщик и полу- чатель средств связаны договорными отношениями только с обслуживающими их кредитными организациями, а уже те, в свою очередь, связаны договорными отношениями с Банком России и другими кредитными организациями. Поэтому для того, чтобы кредитная организация могла ис- полнить конкретное поручение своего клиента о перечис- лении, выплате либо взыскании средств с какого-либо лица в иной кредитной организации, она должна для исполне- ния этого поручения привлечь те кредитные организации, с которыми у нее имеются договоры об установлении кор- респондентских отношений (т.е. дать им соответствующие поручения). По сути, это является возложением исполнения обязательств на третье лицо (ст. 313 ГК РФ).
Если плательщик и получатель средств обслуживаются в одной кредитной организации, то в осуществлении пере- вода (в проведении платежа) будет участвовать только эта кредитная организация без проведения операций через свой корреспондентский счет (внутрибанковские расчеты).
Если плательщик и получатель средств обслуживаются разными кредитными организациями и у них установлены прямые корреспондентские отношения (открыты друг дру-
гу корреспондентские счета), то платеж может проходить через две эти кредитные организации.
В том случае, когда средства из кредитной организации, обслуживающей плательщика, направляются в кредитную организацию, обслуживающую получателя, через расчет- ную сеть (платежную систему) Банка России либо иную кре- дитную организацию, в проведении платежа участвуют три кредитные организации. Банк России в этом случае высту- пает в лице своих структурных подразделений: расчетно- кассовых центров (РКЦ), в которых открыты корреспон- дентские счета кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя средств.
Когда сделки совершаются через комиссионера, который
является участником расчетных отношений, то их правовое
регулирование необходимо рассматривать отдельно приме-
нительно к договору комиссии и применительно к договору
(договорам), заключенному комиссионером с третьим ли-
цом (третьими лицами).
Структура платежных систем
В соответствии с Федеральным законом «О националь- ной платежной системе» под национальной платежной си- стемой понимается совокупность операторов по перево- ду денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (суб- агентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соот- ветствии с законодательством РФ, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, ко- торые признаются субъектами национальной платежной системы (п. 1 ст. 3).
Под конкретной платежной системой понимается сово- купность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денеж- ных средств (безналичных расчетов), включающая операто- ра платежной системы, операторов услуг платежной инфра- структуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по пере- воду денежных средств (п. 20 ст. 3).
Операторами по переводу денежных средств могут являться:
1) Банк России;
2) кредитные организации, имеющие право на осущест-
вление перевода денежных средств, т.е. все кредит-
ные организации, за исключением небанковских
депозитно-кредитных организаций;
3) государственная корпорация «Банк развития и внеш-
неэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
(ч. 1 ст. 11).
Операторы по переводу денежных средств, за исключе-
нием Банка России, могут участвовать в платежных систе- мах в целях осуществления трансграничного перевода де- нежных средств (когда плательщик или получатель либо один из обслуживающих их банков находятся за предела- ми РФ) при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в пла-
тежной системе в порядке, установленном Банком России
(ч. 11 ст. 21)1.
Операторами электронных денег являются кредитные
организации — операторы денежных средств (ч. 1 ст. 12).
Оператор электронных денежных средств обязан уведомить
Банк России в установленном им порядке о начале деятель-
ности по осуществлению перевода электронных денежных
средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увели-
чения остатка электронных денежных средств, т.е. переда-
чи ему денежных средств для перевода (ч. 4 ст. 12).
Операторы по переводу денежных средств, в том числе яв-
ляющиеся операторами электронных денег, вправе на осно-
вании договора привлекать банковских платежных агентов,
а они, в свою очередь, субагентов (ч. 1 ст. 14).
Оператором платежной системы может являться кредит-
ная организация, организация, не являющаяся кредитной
организацией и созданная в соответствии с законодатель-
ством РФ, Банк России или Внешэкономбанк (ч. 1 ст. 15).
Именно оператор платежной системы обязан определять
правила платежной системы, организовывать и осущест-
влять контроль за их соблюдением участниками платеж-
ной системы и операторами услуг платежной инфраструк-
туры (ч. 5 ст. 15).
Организация, намеревающаяся стать оператором пла-
тежной системы, должна направить в Банк России регистра-
ционное заявление по форме и в порядке, которые установ-
лены Банком России (ч. 7 ст. 15)2.
Одна организация может быть оператором нескольких
платежных систем (ч. 20 ст. 15). Также возможно взаимо-
действие платежных систем на основании договоров меж-
ду их операторами (ч. 37 ст. 15).
1 Указание ЦБ РФ от 07.06.2012 № 2829-У «О порядке уведомления Банка России оператором по переводу денежных средств о начале участия в платежной системе в целях осуществления трансгранич- ного перевода денежных средств».
2 См.: Положение ЦБ РФ от 02.05.2012 № 378-П «О порядке направ- ления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы»; указание ЦБ РФ от 02.05.2012 № 2814-У «О размере значе- ния переводов денежных средств, при превышении которого оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы».
Операторами услуг платежной инфраструктуры могут являться кредитная организация, организация, не явля- ющаяся кредитной организацией (кроме расчетного цен- тра), Банк России или Внешэкономбанк (ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 19). Под операторами услуг платежной инфраструктуры понимаются: операционный центр, платежный клиринго- вый центр и расчетный центр (подп. 7 ст. 3).
Операционный центр обеспечивает обмен электронны- ми сообщениями между участниками платежной системы, между участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром, расчетным центром, между платежным клиринговым центром и расчетным цент- ром, а также может осуществлять иные действия, связанные с использованием информационно-коммуникационных тех- нологий, необходимые для функционирования платежной системы и предусмотренные правилами платежной систе- мы (ч. 3 и 4 ст. 17).
Платежный клиринговый центр в соответствии с дого- вором об оказании услуг платежного клиринга, заключае- мым с расчетным центром, обязуется передавать расчетному центру от имени участников платежной системы подлежа- щие исполнению распоряжения участников платежной си- стемы (ч. 5 ст. 18).
Расчетный центр исполняет поступившие от платежно- го клирингового центра распоряжения участников платеж- ной системы посредством совершения операций по банков- ским счетам (ч. 4 ст. 19).
Расчетный центр платежной системы, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, со- вершенным на организованных торгах, может исполнять распоряжения участников платежной системы, поступив- шие от клиринговой организации, осуществляющей свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О кли- ринге и клиринговой деятельности» (ч. 5 ст. 19 Федерального закона «О национальной платежной системе»).
Участие в платежной системе может быть:
— прямым, когда банковский счет открывается в рас- четном центре;
— косвенным, когда банковский счет открывается в пря- мом участнике платежной системы, являющимся опе- ратором по переводу денежных средств.
Правилами платежной системы должно быть предусмо-
трено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе (ч. 4 ст. 21).
В платежных системах кредитные организации могут яв- ляться операторами по переводу денежных средств (ст. 11), операторами электронных денежных средств (ч. 2 ст. 12), операторами платежной системы (ч. 2 ст. 15), операторами услуг платежной инфраструктуры, т.е. операционными цен- трами, платежными клиринговыми центрами и расчетны- ми центрами (ч. 2 ст. 16). При этом одна кредитная органи- зация может выполнять эти функции одновременно.
Соответственно, если оператор платежной системы яв- ляется кредитной организацией, платежная система может состоять минимум из трех прямых участников: кредитных организаций — операторов по переводу денежных средств, которые в любом сочетании совмещают свою деятельность с деятельностью операторов услуг платежной инфраструкту- ры. Если оператор платежной системы не является кредитной организацией, то минимальное количество субъектов — че- тыре: оператор платежной системы и три прямых участни- ка: кредитные организации — операторы по переводу де- нежных средств. При этом деятельность расчетного центра должна оказывать одна из кредитных организаций.
8.1.6. Понятие средства платежа (денег)
Денежное обязательство может прекращаться целым рядом способов. Однако к расчетам относятся только те из них, в которых используется имущество, признаваемое сред- ством платежа.
Юридическое значение выделения категории «средство платежа» заключается в том, что для использования с целью погашения денежного обязательства имущества, попадаю- щего в эту категорию, согласие кредитора презюмируется (предполагается).
Например, чтобы погасить денежное обязательство гражданско-правового характера за счет передачи креди- тору какого-либо иного имущества, необходимо заключить соглашение об отступном (ст. 409 ГК РФ), чтобы переофор- мить это обязательство в другое, предусматривающее иной предмет или способ исполнения, необходимо соглашение о новации (ст. 414 ГК РФ) и т.д. При использовании для по- гашения данного обязательства предусмотренных законо- дательством средств платежа получение согласия кредито- ра на это не требуется.
Кроме того, получение денежных средств кредитором (получателем) означает прекращение денежного обязатель- ства, а при расчетах по публичным обязательствам в безна- личном порядке таким моментом по общему правилу при- знается момент списания средств со счета должника.
Виды имущества, которые могут использоваться в обо- роте в качестве средства платежа, признаются деньгами.
Однако здесь следует отметить несовпадение понятия
«денег» с экономической и юридической точек зрения.
Экономисты считают деньгами любые виды ликвидных
активов (например, ценные бумаги), которые используют-
ся в качестве средства обращения.
С юридической точки зрения ценные бумаги являются
самостоятельным объектом прав и не могут рассматривать-
ся в качестве средства платежа. Это обусловлено двумя объ-
ективными факторами.
Во-первых, использование для погашения обязатель-
ства денежного характера ценных бумаг допустимо только
с согласия кредитора (получателя), для чего при расчетах
по гражданско-правовым обязательствам требуется дости-
жение соглашения сторон, а по публичным — прямое ука-
зание в законодательстве.
Во-вторых, получение ценных бумаг кредитором без за-
ключения соответствующего соглашения с должником не
означает автоматического прекращения обязательства де-
нежного характера.
Проявление этих двух факторов также хорошо видно на
следующих примерах.
Получение одних ценных бумаг против предоставления других является сделкой мены, а не купли-продажи.
Передача в качестве погашения обязательства векселя требует заключения соглашения об этом между сторонами данного обязательства. К такому соглашению применяют- ся правила об отступном (если это вексель третьего лица) или о новации (если это вексель должника). В противном случае первоначальное обязательство и вексельное обяза- тельство между собой связаны не будут.
Поэтому с юридической точки зрения понятие «деньги»
более узкое. По сути, через него обозначаются особые спо-
собы фиксации и передачи прав требований к Банку России
(наличные деньги) либо к кредитным организациям (без-
наличные и электронные денежные средства).
В соответствии с действующим российским законода-
тельством в качестве средств платежа (денег) может высту-
пать следующее имущество:
1) рубли в наличной форме, т.е. в виде банкнот и монет Банка России, или в безналичной форме, т.е. в виде записи на банковском счете;
2) в установленных законом случаях иностранная ва- люта в безналичной форме.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России
являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ (ст. 29 Закона о Центральном банке РФ).
Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст. 27 Закона о Центральном банке РФ).
Наличная иностранная валюта выступает в обороте в ка- честве предмета сделки (товара). Исключение составляют случаи, когда разрешены расчеты наличной иностранной валютой с участием резидентов (ст. 14 Федерального зако- на «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В гражданском праве есть подход, основанный на разде- лении понятий: «наличные деньги» (см., например, ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК РФ) и «денежные средства», которое охватыва- ет и наличную, и безналичную форму. Однако, в целом, это
разделение ГК РФ не выдерживает. Например, в п. 1 ст. 140
ГК РФ, которая называется «Деньги (валюта)», содержится
указание на наличные и безналичные расчеты.
Необходимо также различать понятия «валюта обяза-
тельства» и «валюта платежа». Валюта обязательства яв-
ляется более широким понятием, поскольку любое обяза-
тельство может быть выражено не только в рублях, но и в иностранной валюте и в условных единицах (ст. 317 ГК РФ1). Однако это не означает, что в этих же единицах могут про- изводиться расчеты.
Федеральный закон «О национальной платежной систе- ме» включил электронные денежные средства в механизм безналичных расчетов и закрепил некорректный подход к определению понятия электронных средств платежа, разде- лив его с электронными денежными средствами2.
Под электронными денежными средствами понимаются денежные средства, которые предварительно предоставле- ны одним лицом (лицом, предоставившим денежные сред- ства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банков- ского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, пре- доставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электрон- ных средств платежа (подп. 18 ст. 3). В качестве обязанных лиц выступают операторы электронных денежных средств, которыми, в свою очередь, являются кредитные организа- ции (ч. 1 и 2 ст. 12).
Электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денеж- ных средств составлять, удостоверять и передавать распоря- жения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с ис-
1 См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.11.2002 № 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации».
2 Критику данного подхода см.: Курбатов А. Я. Предлагаемые изме- нения норм ГК РФ о банковских счетах: требуется исправление оши- бок // Банковское право. 2012. № 5. С. 29.
пользованием информационно-коммуникационных тех- нологий, электронных носителей информации, в том чис- ле платежных карт, а также иных технических устройств (подп. 19 ст. 3). Наиболее распространенными примерами электронного средства платежа являются электронные ко- шельки и банковские платежные карты.
Следует обратить внимание, что это не любое техниче- ское устройство, а только связанное с оператором электрон- ных денежных средств, производящего учет соответствующих обязательств. Получается, что, например, предоплаченная стоимость, которая учитывается на магнитной карте метро- политена и списывается по мере оказания услуг, не являет- ся электронным средством платежа, поскольку метрополи- тен не может являться оператором по переводу денежных средств.
Иными словами средством платежа признано только тех- ническое устройство, связанное с кредитной организацией (оператором по переводу денежных средств). Соответственно Федеральный закон «О национальной платежной системе» не охватывает все случаи использования предоплаченных карт. За его рамками остаются выпускаемые лицами, не яв- ляющимися кредитными организациями, предоплаченные карты, с которых стоимость списывается по мере оказания услуг. Использовать такие карты для оплаты товаров (ра- бот, услуг) третьих лиц нельзя и, следовательно, они не яв- ляются платежными1.