О внесудебном порядке отзыва банковских лицензий
Учитывая, что отзыв банковской лицензии влечет лик- видацию кредитной организации без каких-либо иных ва- риантов, по этому поводу возникает вопрос о защите инте- ресов кредитной организации.
В данном случае необходимо учитывать два момента. Во-первых, банковский надзор носит постоянный и пре-
дупредительный характер, что предполагает постоянные контакты Банка России с кредитной организацией. Поэтому все проблемы и спорные моменты взаимоотношений кре- дитной организации и Банка России должны решаться на более ранних стадиях.
Отзыв лицензии — это крайняя мера, применяемая в целях предупреждения возникновения еще более тяж- ких последствий нарушений в деятельности кредитных организаций, а также в целях недопущения вывода из нее активов, для чего требуется оперативность. Судебный по- рядок отзыва лицензий сделает достижение этих целей невозможным.
Во-вторых, внесудебный порядок отзыва банков- ских лицензий пытались обжаловать в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по это- му вопросу заключаются в следующем:
— «…право на отзыв лицензии является одним из … полномочий Центрального банка Российской Феде- рации…, через которое реализуется его надзорная де- ятельность и достигаются цели…» (имеются в виду цели деятельности. — А. К.);
— «…кредитная организация еще до принятия Банком России решения об отзыве лицензии на осуществле- ние банковской деятельности имеет доступ к пра- восудию и возможность получения судебной оцен- ки соответствующих актов Банка России» (имеются в виду акты о применении к кредитной организа-
ции мер воздействия, предшествующих отзыву ли- цензии. — А. К.);
— «…исходя из особого конституционно-правового ста- туса Банка России, законодатель вправе урегулиро- вать вопросы лицензирования кредитных органи- заций специальными законами…» (имеется в виду Закон о Центральном банке РФ. — А. К.)1.
5.3. Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
5.3.1. Особые признаки и критерии несостоятельности (банкротства)
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о несостоятельности (банкрот- стве) кредитных организаций под банкротством кредит- ной организациипонимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования креди- торов по денежным обязательствам или исполнить обязан- ность по уплате обязательных платежей.
При этом под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается ее обязанность как самостоятельного налогоплательщика по уплате обяза- тельных платежей в соответствующие бюджеты, а также обя- занность по исполнению поручений (распоряжений) о пере- числении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Состав денежных обязательств и обязательных плате- жей кредитной организации определяются в порядке, пре-
1 Абзац 4 п. 2, абз. 3 п. 3, абз. 2 п. 4 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституцион- ности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”».
дусмотренном ст. 4 Федерального закона «О несостоятель- ности (банкротстве)».
Применительно к кредитным организациям использу- ются и признак неплатежеспособности, и признак недо- статочности имущества. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций кредитная организация считается неспособной удовлетво- рить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла- тежей, если присутствуют оба или один из перечисленных признаков:
1) соответствующие обязанности не исполнены ею в те- чение 14 дней со дня наступления даты их исполне- ния (у других субъектов банкротства этот срок со- ставляет три месяца);
2) стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации пе- ред ее кредиторами или обязанности по уплате обя- зательных платежей (у других субъектов банкрот- ства — юридических лиц признак недостаточности имущества применяется только при обращении в ар- битражный суд самого должника).
Применительно ко второму признаку следует отметить,
что в данном случае речь идет о специальном соотношении в целях признания кредитных организаций банкротами. На основании п. 1 ст. 50.7 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций порядок расчета стои- мости имущества (активов) и обязательств кредитных ор- ганизаций в этих целях устанавливается Банком России1.
Что касается условий возбуждения дела о банкротстве, то на основании п. 1 ст. 50.7 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций дело о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено арбитраж- ным судом, если сумма требований к кредитной организа-
1 См.: указание ЦБ РФ от 22.12.2004 № 1533-У «Об определе- нии стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации».
ции в совокупности составляет не менее 1000-кратного раз- мера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, без учета штрафных санкций.
Исключение составляют случаи банкротства отсутству- ющих кредитных организаций, когда дела возбуждаются независимо от размера кредиторской задолженности (п. 1 ст. 52 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит- ных организаций).
Для этих целей минимальный размер оплаты труда (ба- зовая сумма) составляет в настоящее время 100 руб. (абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О мини- мальном размере оплаты труда»).
Для других субъектов несостоятельности (банкротства) эти требования не привязаны к минимальному размеру оплаты труда и составляют: для юридических лиц — не менее 100 тыс. руб., для граждан — не менее 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
5.3.2. Отсутствие цели восстановления платежеспособности кредитной организации в рамках процедуры несостоятельности (банкротства)
Отсутствие цели восстановления платежеспособно- сти кредитной организации в рамках процедуры банкрот- ства связано с тем, что достижение этой цели предполага- ет продолжение деятельности должника, а для кредитных организаций это означает привлечение новых средств на счета и во вклады. Законодатель счел слишком рискован- ным давать кредитным организациям возможность при- влекать новые средства, если они не могут возвратить ра- нее привлеченные.
Следствия этой особенности таковы:
1) право на обращение в арбитражный суд с заявлени- ем о признании кредитной организации банкротом возникает у конкурсного кредитора или уполномо- ченного органа по денежным обязательствам после
отзыва у кредитной организации лицензии на осу- ществление банковских операций (п. 2 ст. 50.4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных орга- низаций). Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации также может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у этой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 1 ст. 50.7
Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). Кроме того, отзыв лицензии означа- ет невозможность для кредитной организации в от- личие от других субъектов банкротства продолжать свою деятельность после возбуждения дела о несо- стоятельности (банкротстве);
2) к кредитным организациям не применяются никакие процедуры банкротства, кроме конкурсного произ- водства (ст. 5 Закона о несостоятельности (банкрот- стве) кредитных организаций);
3) меры по предупреждению банкротства кредитной организации (финансовое оздоровление, назначе- ние временной администрации, реорганизация) применяются на стадии до отзыва лицензии и при наличии особых оснований (ст. 3, 4 Закона о несо- стоятельности (банкротстве) кредитных органи- заций).