Особый конкурсный управляющий

В соответствии с Законом о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций функции конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) кре- дитных организаций в основном призвана выполнять госу- дарственная корпорация «Агентство по страхованию вкла- дов» как юридическое лицо. В отношении данного субъекта часто используется понятие «корпоративный конкурсный управляющий».

Агентство по страхованию вкладов выступает в качестве конкурсного управляющего в следующих случаях:

1) при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (п. 1 ст. 50.20

Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит- ных организаций);

2) при банкротстве кредитных организаций, не имев- ших такой лицензии Банка России, в случае непред- ставления в арбитражный суд в установленном по- рядке для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица, а также в слу- чае освобождения или отстранения конкурсного управляющего — физического лица от исполнения своих обязанностей (п. 3 ст. 50.11 Закона о несо- стоятельности (банкротстве) кредитных органи- заций);

особый конкурсный управляющий - student2.ru 1 На основании п. 22.15 Положения ЦБ РФ от 09.11.2005 № 279-П эти признаки определяются в порядке, установленном Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия призна- ков фиктивного и преднамеренного банкротства, утв. постановлени- ем Правительства РФ от 27.12.2004 № 855.

3) при признании банкротом отсутствующей кредит- ной организации, т.е. кредитной организации, ко- торая фактически прекратила свою деятельность, и установить ее место нахождения либо место на- хождения ее руководителей не представляется воз- можным (ст. 52 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций).

Причем следует отметить, что конкурсным управляю-

щим в вышеперечисленных случаях Агентство по страхова- нию вкладов является в силу закона, т.е. соответствующие полномочия возникают у него автоматически с момента принятия арбитражным судом решения о признании кре- дитной организации банкротом и об открытии конкурсно- го производства. Получается, что в определении арбитраж- ного суда этот факт только закрепляется.

И только в остальных случаях (т.е. при банкротстве кре- дитных организаций, не являющихся отсутствующими, не работавших со средствами физических лиц, и если не было освобождения или отстранения их конкурсных управля- ющих) функции конкурсных управляющих выполняют арбитражные управляющие — физические лица, аккре- дитованные при Банке России (см.: ст. 50.20 Закона о не- состоятельности (банкротстве) кредитных организаций, ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (бан- кротстве)»). Порядок такой аккредитации устанавливает- ся Банком России1.

В отличие от арбитражных управляющих — физиче- ских лиц требования об аккредитации в Банке России на Агентство по страхованию вкладов и его работников не рас- пространяются. В отличие от Агентства по страхованию вкла- дов арбитражные управляющие — физические лица долж- ны страховать свою ответственность и быть членами одной из саморегулируемых организаций. Причем последнее тре-

особый конкурсный управляющий - student2.ru 1 Положение об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредит- ных организаций, утв. ЦБ РФ 14.12.2004 № 265-П.

бование признано Конституционным Судом РФ не противо- речащим Конституции РФ1.

В соответствии со ст. 50.21 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций конкурсный управ- ляющий осуществляет полномочия руководителя кредит- ной организации и иных органов управления кредитной организации.

Согласно п. 2 ст. 50.19 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций со дня принятия арби- тражным судом решения о признании кредитной органи- зации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной ор- ганизации, иных ее органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия реше- ния о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обяза- тельств кредитной организации.

Однако данная оговорка о сохраняющихся полномо- чиях органов управления, по мнению автора, в настоящее время не имеет реального содержания, поскольку при пре- доставлении кредитной организации денежных средств, достаточных для исполнения всех ее обязательств, возник- ших на день отзыва лицензии на осуществление банков- ских операций, учредителями (участниками) кредитной организации или третьими лицами согласия ни кредитной организации, ни конкурсного управляющего не требуется, а условия предоставления этих средств определены в п. 4 ст. 50.37 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит- ных организаций.

Возможности привлечения кредитной организаци- ей денежных средств другими способами Закон о несо- стоятельности (банкротстве) кредитных организаций не предусматривает.

особый конкурсный управляющий - student2.ru 1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П

«По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 ста-

тьи 20 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” в

связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева».

В соответствии с п. 6 ст. 50.20 Закона о несостоятель- ности (банкротстве) кредитных организаций Агентство по страхованию вкладов осуществляет полномочия конкурс- ного управляющего через назначенного им из числа сво- их служащих представителя, действующего на основании доверенности.

Поскольку не установлено иное, в данном случае долж- ны применяться общие нормы о представительстве на основании доверенности и о порядке оформления дове- ренностей (ст. 182—189 ГК РФ). Процессуальная доверен- ность для представительства в арбитражном суде интересов Агентства по страхованию вкладов или кредитной органи- зации должна оформляться по правилам, предусмотренным ст. 62 АПК РФ.

Доверенность необходима для представительства Агентства вовне (в отношениях с третьими лицами). Внутренние отношения между Агентством и его работни- ком являются трудовыми.

Представитель Агентства получает вознаграждение за свою деятельность в виде оплаты труда за счет средств Агентства. Данные расходы Агентства являются затрата- ми, связанными с исполнением им возложенных на него обязанностей, и соответственно на основании п. 6 ст. 50.21

Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных орга- низаций должны возмещаться за счет имущества кредитной организации в порядке, установленном для исполнения те- кущих обязательств кредитной организации в ходе конкурс- ного производства.

Агентство по страхованию вкладов как конкурсный управляющий по общему правилу выступает в правоотно- шениях, в том числе в трудовых, не от имени лиц, участвую- щих в деле о банкротстве, а от своего собственного имени.

Однако существуют некоторые исключения, когда Агентство выступает от имени кредитной организации. Это касается прежде всего текущих обязательств кредитной ор- ганизации, которые изначально исполняются за счет средств

кредитной организации (ст. 50.27 Закона о несостоятельно- сти (банкротстве) кредитных организаций).

На Агентство по страхованию вкладов Законом о страхо- вании вкладов физических лиц в банках РФ возложены так- же функции страховщика.

В связи с этим возникает вопрос о разграничении ста- туса Агентства как конкурсного управляющего с его стату- сом страховщика по обязательному страхованию вкладов физических лиц и конкурсного кредитора по соответству- ющим обязательствам.

Данное разграничение осуществляется за счет того, что на основании ч. 3 ст. 13 Закона о страховании вкладов фи- зических лиц в банках РФ в делах о банкротстве кредит- ных организаций права требования к кредитной органи- зации, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет Федеральная нало- говая служба1.

Иными словами, функции конкурсного управляющего и конкурсного кредитора выполняются различными орга- низациями, не подчиненными друг другу.

При этом правовая природа возникших отношений со- храняется, т.е. ФНС России по сути является представите- лем Агентства по страхованию вкладов на основании зако- на в отношениях, возникших в результате суброгации.

Это обусловлено двумя основными моментами, закре- пленными в ст. 13 Закона о страховании вкладов физиче- ских лиц в банках РФ.

Во-первых, правообладателем является Агентство (ч. 1 и 2). Соответственно оно предоставляет кредитной орга- низации отсрочку или рассрочку погашения задолженно- сти (ч. 5—8).

Во-вторых, сумма взысканной задолженности подле- жит зачислению в фонд обязательного страхования вкла- дов (ч. 4).

особый конкурсный управляющий - student2.ru 1 Пункт 1 постановления Правительства РФ от 14.10.2004 № 548

«Об уполномоченных федеральных органах исполнительной вла-

сти в области страхования вкладов физических лиц в банках Россий-

ской Федерации».


Наши рекомендации