Финансовое оздоровление кредитной организации
Согласно ст. 7 Закона о несосто- ятельности (банкротстве) кредит-
Меры по финансовому оздоровлению
ных организаций основными мера-
ми по финансовому оздоровлению
кредитной организации являются:
кредитной организации
• оказание финансовой помощи кредитной органи- зации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
• изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
• изменение организационной структуры кредитной организации1;
• приведение в соответствие размера уставного капи- тала кредитной организации и величины ее собствен- ных средств (капитала)2.
Причем данный перечень не является исчерпывающим. Фе- деральными законами могут быть предусмотрены иные меры.
Ü вкладов» от 17.11.2008, протокол № 5, разд. II; Порядок использо- вания средств фонда обязательного страхования вкладов в целях фи- нансирования мероприятий по предупреждению банкротства банков, утв. решением Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкла- дов» от 17.11.2008, протокол № 5, разд. I; Положение об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» мер по предупреждению банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 29.10.2008 № 325-П; указание ЦБ РФ от 29.10.2008 № 2108-У «О порядке принятия Банком России решения об уменьшении уставного капитала банка до вели- чины собственных средств (капитала)».
1 Порядок применения этих мер на подзаконном уровне регулирует- ся инструкцией ЦБ РФ от 11.11.2005 № 126-И «О порядке регулирова- ния отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».
2 См.: Указание ЦБ РФ от 24.03.2003 № 1260-У «О порядке приведе- ния в соответствие размера уставного капитала и величины собствен- ных средств (капитала) кредитных организаций».
Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками)
и иными лицами
Финансовая помощь кредитной организации может быть оказана в виде:
— размещения денежных средств на депозите в кредитной организа- ции со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением
процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;
— предоставления поручительств или банковских га- рантий по кредитам для кредитной организации;
— предоставления отсрочки или рассрочки платежа;
— перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;
— отказа от распределения прибыли кредитной орга- низации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;
— дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;
— прощения долга кредитной организации;
— новации (ст. 8 Закона о несостоятельности (банкрот- стве) кредитных организаций).
Изменение структуры активов, пассивов, а также организационной структуры кредитной организации
Изменение структуры активов кредитной организации как мера по предупреждению ее банкротства может предусматривать:
— улучшение качества ее кредитного портфеля, вклю- чая замену неликвидных активов ликвидными активами;
— приведение структуры активов по срочности в соот- ветствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;
— сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организа- ции, и расходов на ее управление;
— продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятство- вать выполнению банковских операций кредитной организацией.
Изменение структуры пассивов кредитной организации
может осуществляться в виде:
— увеличения собственных средств (капитала);
— снижения размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;
— увеличения удельного веса среднесрочных и долго- срочных обязательств в общей структуре пассивов (ст. 9 Закона о несостоятельности (банкротстве) кре- дитных организаций).
Изменение организационной структуры кредитной ор-
ганизации может осуществляться в виде:
— изменения состава и численности сотрудников кре- дитной организации;
— изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации (ст. 10 Закона о несостоя- тельности (банкротстве) кредитных организаций).
Суть этой меры заключается в том, что если величина собствен- ных средств (капитала) кредит- ной организации по итогам отчет- ного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, то кредитная организация обяза- на привести в соответствие раз-
Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных
средств (капитала)
мер уставного капитала и величину собственных средств
(капитала).
Это означает, что кредитная организация обязана осуще-
ствить меры по увеличению собственных средств (капитала)
до размера уставного капитала, а если это невозможно, — снизить размер уставного капитала до величины собствен- ных средств (капитала) и внести соответствующие измене- ния в учредительные документы.
При этом кредитная организация обязана принять ре- шение о ликвидации, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по окончании второ- го и каждого последующего финансового года становится ниже минимального значения уставного капитала, уста- новленного на дату государственной регистрации кредит- ной организации.
В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арби- тражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации (см. ст. 9.1 Закона о несостоятельности (бан- кротстве) кредитных организаций).
Следует обратить внимание, что указанное выше тре- бование о ликвидации кредитной организации не распро- страняется на те кредитные организации, которые еще не проработали двух лет. Данное обстоятельство находит отра- жение и в порядке отзыва лицензии: связанное с этим осно- вание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в те- чение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осущест- вление банковских операций (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о бан- ках и банковской деятельности).
В действии этого порядка реализуется гарантийная функция уставного капитала, являющаяся основной его функцией.
3.2.3. Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией как мера по предупреждению ее несостоятельности (банкротства)
Временная администрация является специальным ор- ганом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России.
Следует различать случаи назначения временной адми- нистрации при отзыве лицензии, что является обязанностью Банка России, и случаи назначения временной администра- ции как меры по предупреждению несостоятельности (бан- кротства) кредитной организации на стадии до отзыва ли- цензии, что является правом Банка России.
Временная администрация как мера по предупрежде- нию несостоятельности (банкротства) кредитной органи- зации назначается по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 17 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит- ных организаций.
Порядок назначения и деятельности временной адми- нистрации на подзаконном уровне регулируется Банком России1.
В период деятельности временной администрации, на- значенной в качестве меры по предупреждению несостоя- тельности (банкротства) кредитной организации, полно- мочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администра- ции могут быть либо ограничены, либо приостановлены (ст. 16 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредит- ных организаций).
Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев (п. 1 ст. 18 Закона о несосто- ятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Если к моменту окончания срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее на- значения, она направляет в Банк России ходатайство об от- зыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (п. 3 ст. 18 Закона о несостоятельно- сти (банкротстве) кредитных организаций).
При устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, деятельность временной администрации по решению Банка России прекращается, что влечет восстанов-
1 См.: Положение о временной администрации по управлению кре- дитной организацией, утв. ЦБ РФ 09.11.2005 № 279-П.
ление полномочий исполнительных органов кредитной ор- ганизации (ст. 31 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Руководителем временной администрации назначает-
ся служащий Банка России. В случае приостановления пол-
номочий исполнительных органов кредитной организации
он осуществляет деятельность от имени кредитной органи-
зации без доверенности (ст. 19 Закона о несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций).
Функции временной администрации в случае ограни-
чения полномочий исполнительных органов кредитной ор-
ганизации определены в ст. 21 Закона о несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций, а в случае приоста-
новления полномочий исполнительных органов кредитной
организации — в ст. 22 Закона о несостоятельности (бан-
кротстве) кредитных организаций. Во втором случае к пол-
номочиям временной администрации добавляются полномо-
чия исполнительных органов, в том числе по распоряжению
имуществом кредитной организации. Особенности функ-
ционирования временной администрации, назначенной
после отзыва лицензии на осуществление банковских опе-
раций у кредитной организации, осуществляющей профес-
сиональную деятельность на рынке ценных бумаг, установ-
лены в ст. 22.2 указанного Закона.
Кроме того, при установлении оснований для отзыва
у кредитной организации лицензии на осуществление бан-
ковских операций, руководитель временной администра-
ции обязан направить в Банк России ходатайство об отзы-
ве указанной лицензии (ст. 24 Закона о несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций).
Расходы временной администрации, связанные с ее де-
ятельностью, осуществляются за счет кредитной организа-
ции (ст. 29 Закона о несостоятельности (банкротстве) кре-
дитных организаций).
При этом следует учитывать, что обжалование реше-
ния Банка России о назначении временной администрации,
а также применение мер по обеспечению исков в отноше-
нии кредитной организации не приостанавливают деятель-
ности временной администрации (п. 1 ст. 25 Закона о несо- стоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
В случае приостановления полномочий исполнитель- ных органов кредитной организации, а также при условии, что кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполня- ет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь и более дней, Банк России вправе вве- сти мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок не более трех месяцев (п. 1 ст. 26 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Действие указанного моратория распространяется на де- нежные обязательства и обязанности по уплате обязатель- ных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации, за исключением перечислен- ных в п. 3 ст. 26 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
В течение срока действия моратория не начисляются предусмотренные законом или договором неустойки (штра- фы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции, а также подлежащие уплате проценты.
Следует учитывать, что в данном случае имеются в виду проценты, которые кредитная организация — должник долж- на была бы выплатить кредитору в соответствии с требова- ниями ст. 395 ГК РФ, в том числе проценты в повышенном размере, выплата которых предусмотрена условиями дого- вора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (т.е. применяемые в качестве меры гражданско- правовой ответственности)1.
Проценты, предусмотренные договорами, заключенны- ми кредитной организацией, за пользование денежными средствами в рамках договора кредита, банковского вкла-
1 Эти проценты по правовой природе также являются процентами за пользование чужими денежными средствами — абз. 3 п. 15 постанов- ления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользо- вание чужими денежными средствами».
да, банковского счета и т.д. (т.е. в качестве платы за пользо- вание денежными средствами), если срок исполнения обя- зательств по указанным договорам приходится на период действия моратория, продолжают начисляться в соответ- ствии с условиями договора. При этом данные проценты не подлежат уплате кредиторам до окончания срока дей- ствия моратория.
Кроме того, в период действия моратория на сумму основ- ного долга подлежат начислению проценты, предусмотрен- ные п. 2 ст. 26 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций (в размере 2/3 ставки рефинанси- рования Банка России)1.
Также необходимо отметить, что введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов бан- ка, привлекающего средства физических лиц, является стра- ховым случаем по Закону о страховании вкладов физиче- ских лиц в банках РФ (ст. 8).
В отношении банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц, в ка- честве временной администрации может выступать госу- дарственная корпорация «Агентство по страхованию вкла- дов» (ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в пери- од до 31 декабря 2014 года»).