Организационно-управленческие аспекты деятельности кредитных организаций
2.3.1. Особые требования к управлению кредитными организациями
В соответствии со с т. 11.1
Закона о банках и банковской де-
ятельности органами управления
кредитной организации наряду
с общим собранием ее учредите-
Требования к системе органов управления кредитной организации
лей (участников) являются совет директоров (наблюдатель- ный совет), единоличный исполнительный орган и коллеги- альный исполнительный орган.
Тем самым Закон о банках и банковской деятельности устанавливает обязательную четырехзвенную структуру орга- нов управления кредитных организаций вне зависимости от организационно-правовой формы, в которой они действуют.
В части порядка образования и определения компетен- ции указанных органов управления к кредитным организа- циям применяются Закон об акционерных обществах (если они действуют в форме акционерных обществ) и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (если они дей- ствуют в форме обществ с ограниченной или дополнитель- ной ответственностью).
Высшим органом управления кредитной организации является общее собрание акционеров (участников).
Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной ор- ганизации осуществляет общее руководство деятельностью кредитной организации, за исключением вопросов, отнесен-
ных к компетенции собрания акционеров (участников).
Текущее руководство деятельностью кредитной органи-
зации осуществляется единоличным исполнительным орга-
ном и коллегиальным исполнительным органом.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кредитной организации собранием акционе- ров (участников) в соответствии с уставом избирается реви- зионная комиссия (ревизор). Ее образование обязательно для акционерных обществ (ст. 85 Закона об акционерных обще- ствах), а также обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, имеющих более 15 участников (п. 6 ст. 32
Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Кроме того, в кредитных организациях должны суще-
ствовать подразделения и служащие, осуществляющие вну-
тренний контроль (в частности, служба внутреннего кон-
троля (аудита), и сотрудник (структурное подразделение),
ответственные за реализацию правил контроля в целях про-
тиводействия легализации (отмыванию) доходов, получен-
ных преступным путем, и финансированию терроризма1.
Требования к лицам, занимающим руководящие должности в кредитных организациях
К лицам, занимающим руково- дящие должности в кредитных ор- ганизациях, федеральными зако- нами и актами Банка России могут устанавливаться квалификацион- ные требования. Это касается сле-
дующих должностей в кредитных организациях:
• членов совета директоров (наблюдательного совета);
• руководителей, под которыми понимаются единолич- ный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа;
• главного бухгалтера;
• заместителей главного бухгалтера;
• руководителя, заместителей руководителя, главно- го бухгалтера, заместителей главного бухгалтера фи- лиала кредитной организации (ч. 4 ст. 11.1 Закона о банках и банковской деятельности», ст. 60 Закона о Центральном банке РФ).
Кредитная организация обязана в письменной форме уве- домлять Банк России о предполагаемых назначениях на ука-
1 См.: Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П.
занные должности и освобождении от них (ч. 5—7 ст. 11.1
Закона о банках и банковской деятельности).
Банк России вправе отказать в назначении на указан-
ные должности, если кандидаты не соответствуют требо-
ваниям, перечисленным в ст. 16 Закона о банках и банков-
ской деятельности.
При этом по всем указанным должностям, кроме членов
совета директоров (наблюдательного совета), под несоответ-
ствием квалификационным требованиям понимается:
• отсутствие у кандидатов высшего юридического или экономического образования и опыта руководства от- делом, иным подразделением кредитной организа- ции, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением (если нет соответствующего образования);
• наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
• совершение в течение одного года, предшествовав- шего дню подачи в Банк России документов для го- сударственной регистрации кредитной организа- ции, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномо- ченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
• наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государствен- ной регистрации кредитной организации, фактов пре- кращения с указанными лицами трудового договора по основанию, предусмотренному подп. «г» п. 6, п. 7 или 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, либо по осно- ванию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, если осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, было обусловлено совершением работником по месту ра- боты хищения чужого имущества, растраты, умыш- ленного его уничтожения или повреждения;
• предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государ- ственной регистрации кредитной организации, к кре- дитной организации требования о замене кандида- та как ее руководителя на основании ст. 74 Закона о Центральном банке РФ;
• несоответствие деловой репутации указанных кан- дидатов требованиям к данным должностям.
В отношении кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета) такой отказ допускается при не- соответствии их деловой репутации требованиям к данной должности, а также при наличии у них судимости за совер- шение преступления в сфере экономики.
Под деловой репутацией понимается оценка професси- ональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредит- ной организации.
Следует учитывать, что отказ в государственной реги- страции кредитной организации и в выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается при несо- ответствии квалификационным требованиям кандидатов на более узкий круг должностей, а именно: руководителей кре- дитной организации, главного бухгалтера кредитной орга- низации и его заместителей.
Для кандидатов на должности единоличного исполни- тельного органа и главного бухгалтера небанковской кре- дитной организации, имеющей право на осуществление пе- реводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, устанавли- ваются отдельные требования.
Также установлено, что руководители кредитной органи- зации, главный бухгалтер кредитной организации, руково- дитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными, страховыми, про- фессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой они работают.
При этом критерии аффилированности определяют- ся по ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конку- ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Исключение составляет случай, ког- да кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными общества- ми. Тогда единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации — основ- ного общества (ч. 3 ст. 11.1 Закона о банках и банковской деятельности).
Кроме того, следует учитывать, что расчетно-кассовые центры Банка России принимают карточки с образцами под- писей расчетных документов и соответственно сами доку- менты только от лиц, прошедших согласование в территори- альном учреждении Банка России1. Это касается не только лиц, занимающих перечисленные выше должности и прохо- дящих согласование при назначении на эти должности, но и любых иных лиц, которым предоставляется право подписи расчетных документов от имени кредитной организации.
Отдельные требования предъявляются к лицам, зани- мающим руководящие должности в кредитных организа- циях, являющихся профессиональными участниками рын- ка ценных бумаг2.
Перечисленные требования о согласовании назначе- ния на должности не распространяются на руководителей и должностных лиц дополнительных офисов, операционных офисов, кредитно-кассовых офисов, операционных касс вне кассового узла и других внутренних структурных подразде- лений кредитной организации3.
1 См.: письмо ЦБ РФ от 04.02.1997 № 406 «О согласовании предостав- ления права подписи денежно-расчетных документов».
2 См.: указание ЦБ РФ от 20.08.2004 № 1492-У «О применении тре- бований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бу- маг к руководителям и членам совета директоров кредитных органи- заций — профессиональных участников рынка ценных бумаг».
3 См.: письмо ЦБ РФ от 09.01.2008 № 04-31-1/10 «О согласовании права подписи при открытии счетов структурным подразделениям кредитной организации».
Требования к органам управления и работникам клирин- говой организации установлены в ст. 6 Федерального зако- на «О клиринге и клиринговой деятельности».
2.3.2. Объединения с участием кредитных организаций
Банковские
и консолидированные
группы
В соответствии с ч. 1 ст. 4 За- кона о банках и банковской дея- тельности банковской группойпризнается не являющееся юриди-
ческим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (головная кредитная организация банковской группы).
Контроль и значительное влияние для определения участ- ников банковской группы определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), признанными на территории РФ.
Данное понятие вводится в целях получения консолиди- рованной (сводной) отчетности по участникам банковской группы и ее использования для банковского надзора.
При этом в состав такой консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать прямое или косвенное существенное влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.
Такое образование признается консолидированной группой, которая представляет собой не являющееся юри- дическим лицом объединение юридических лиц, в кото- ром одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управле- ния других юридических лиц, не являющихся кредитны- ми организациями.
Обязанность составлять консолидированную отчетность и представлять ее в Банк России возлагается на головную кредитную организацию в составе банковской или консо-
лидированной группы, т.е. на кредитную организацию, ко- торая имеет возможность прямо или косвенно определять решения, принимаемые органами управления других юри- дических лиц, в том числе кредитных организаций, являю- щихся участниками этой группы.
Консолидированная отчетность составляется в целях:
— установления характера влияния на финансовое со- стояние кредитных организаций их вложений в ка- питалы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами;
— оценки возможностей управлять их деятельностью;
— определения совокупной величины рисков и соб- ственных средств (чистых активов) банковской или консолидированной группы1.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона о банках и банковской деятель-
ности головная кредитная организация банковской группы раскрывает: 1) ежегодно — годовую консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней, информацию о принимаемых рисках, процедурах их оцен- ки, управления рисками и капиталом; 2) один раз в полго- да — промежуточную консолидированную финансовую от- четность, информацию о принимаемых рисках, процеду- рах их оценки, управления рисками и капиталом. В случае, если проводилась проверка промежуточной консолидиро- ванной финансовой отчетности, указанная отчетность рас- крывается вместе с аудиторским заключением аудиторской организации. Формы, порядок и сроки раскрытия головной кредитной организацией банковской группы информации о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом, а также порядок и сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности и аудиторско- го заключения по ней определяются Банком России 2.
1 См.: Положение о консолидированной отчетности, утв. ЦБ РФ
30.07.2002 № 191-П; Положение о порядке составления головной
кредитной организацией банковской (консолидированной) груп-
пы консолидированной отчетности, утв. ЦБ РФ 05.01.2004 № 246-П.
2 См.: Указание Банка России от 20.01.2009 № 2172-У «Об опубли- ковании и представлении информации о деятельности кредитных организаций».
Банковские холдинги
В соответствии с ч. 2 ст. 4 За- кона о банках и банковской дея-
тельности банковским холдингомпризнается не являю- щееся юридическим лицом объединение юридических лиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию, нахо- дящуюся под контролем одного юридического лица, не яв- ляющегося кредитной организацией (головная организа- ция банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным вли- янием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций — участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе мето- дики Банка России, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40%. Доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга определяется как от- ношение величины активов и (или) доходов кредитных ор- ганизаций — участников банковского холдинга, опреде- ленной на основе методики, установленной Банком России, и совокупной величины активов и (или) доходов банковско- го холдинга, определенной с учетом активов и (или) дохо- дов на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности данных юридических лиц.
Головная организация банковского холдинга для орга- низации управления деятельностью участников банковско- го холдинга и контроля за указанной деятельностью впра- ве создать управляющую компанию банковского холдинга. Такой управляющей компаниейпризнается хозяйствен- ное общество, основной деятельностью которого являются организация управления деятельностью участников бан- ковского холдинга и контроль за указанной деятельностью. Головная организация банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учре- дителей (участников), в том числе касающимся ее реорга- низации и ликвидации. Управляющая компания банковско- го холдинга не вправе заниматься страховой, банковской,
производственной и торговой деятельностью, а также осу- ществлять профессиональную деятельность на рынке цен- ных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосу- дарственными пенсионными фондами.
Головная организация или управляющая компания бан- ковского холдинга обязаны уведомить Банк России об обра- зовании банковского холдинга1.
2.3.3. Участие кредитных организаций в создании и деятельности других организаций
В соответствии со ст. 3 Закона о банках и банковской деятельно- сти кредитные организации могут
Союзы и ассоциации кредитных организаций
создавать союзы и ассоциации для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, раз- вития межрегиональных и международных связей, удовлет- ворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных за- дач кредитных организаций.
Союзы и ассоциации как объединения юридических и физических лиц не вправе осуществлять предприниматель- скую (коммерческую) деятельность (ст. 121 ГК РФ, ст. 11
Закона о некоммерческих организациях). Соответственно они не могут преследовать цель извлечения прибыли и осу- ществлять банковские операции.
Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодатель- ством РФ для некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации союзов и ассо- циаций кредитных организаций принимается Минюстом России.
Союзы и ассоциации кредитных организаций уведом- ляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.
1 См.: Положение о порядке представления информации о банков- ских холдингах, утв. ЦБ РФ 19.09.2002 № 197-П.
Создание дочерних организаций
на территории иностранного государства
Кроме того, в соответствии со ст. 35 Закона о банках и банков- ской деятельности кредитная ор- ганизация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями
Банка России иметь на территории иностранного государ- ства дочерние организации. Генеральную лицензию может иметь только банк. Соответственно небанковские кредит- ные организации дочерние организации на территории ино- странного государства открывать не могут.
Банк России не позднее трехмесячного срока с момента получения соответствующего ходатайства сообщает банку в письменной форме о своем решении — согласии или от- казе. Отказ должен быть мотивирован. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указан- ного срока, соответствующее разрешение Банка России счи- тается полученным.
Такой же порядок действует и при приобретении банком статуса основного общества в отношении таких организаций1.
2.3.4. Подразделения кредитных организаций
Обособленные подразделения кредитных организаций
Кредитная организация, как и любое юридическое лицо, впра- ве открывать филиалы и предста- вительства.
Филиаломкредитной организации является ее обо- собленное подразделение, расположенное вне места на- хождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотрен- ных лицензией Банка России, выданной данной кредитной организации.
Представительствомкредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места
1 См.: Положение о порядке выдачи Банком России кредитным ор- ганизациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации, утв. ЦБ РФ 04.07.2006 № 290-П.
нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять бан- ковские операции.
Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых соз- давшей их кредитной организацией. Руководители филиа- лов и представительств назначаются руководителем создав- шей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.
Кредитная организация открывает на территории РФ филиалы и представительства с момента уведомления Банка России (ч. 1—5 ст. 22 Закона о банках и банковской деятельности).
Сведения об открытых кредитной организацией пред- ставительствах и филиалах вносятся в ее устав.
Филиал кредитной организации вправе начать осущест- вление банковских операций и сделок с даты внесения све- дений о нем в Книгу государственной регистрации кредит- ных организаций и присвоения порядкового номера.
Внутренним структурным подразделением кредитной ор- ганизации или ее филиалаявля- ется подразделение, расположен-
Внутренние структурные подразделения кредитных организаций
ное вне места их нахождения и осуществляющее от имени кредитной организации банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии кредитной организации.
Виды (формы) возможных внутренних структурных под- разделений устанавливаются актами Банка России.
Полномочие филиала кредитной организации на приня- тие решения об открытии внутреннего структурного подраз- деления должно быть предусмотрено положением о филиа- ле кредитной организации (ч. 8—10 ст. 22 Закона о банках и банковской деятельности).
В связи с этим можно выделить общие отличия внутрен- них структурных подразделений кредитных организаций:
а) от филиалов и представительств — то, что их могут открывать не только непосредственно кредитные ор- ганизации, но и их филиалы;
б) от филиалов — то, что перечень операций, которые они могут осуществлять, ограничивается не только лицензией кредитной организации, но и норматив- ными актами Банка России.
Кроме того, внутренним структурным подразделениям кредитных организаций не предусмотрено открытие кор- респондентских субсчетов, а только лицевых счетов к сче- ту кредитной организации или ее филиала1.
Существуют и отличия, характерные уже для каждого вида (формы) внутреннего структурного подразделения в отдельности.
Кредитная организация или ее филиал, при условии от- сутствия у кредитной организации запрета на открытие фи- лиалов, вправе открывать следующие внутренние структур- ные подразделения:
— дополнительные офисы;
— операционные офисы;
— кредитно-кассовые офисы;
— операционные кассы вне кассового узла2;
— иные внутренние структурные подразделения, пред- усмотренные нормативными актами Банка России. В частности, банки или их филиалы вправе открывать передвижные пункты кассовых операций, функциониру- ющие на базе автотранспортного средства (ППКО)3.
1 См.: письмо ЦБ РФ от 09.01.2008 № 04-31-1/10 «О согласовании права подписи при открытии счетов структурным подразделениям кредитной организации».
2 Порядок открытия всех перечисленных внутренних структурных подразделений, а также филиалов и представительств устанавлива- ется в разделе II Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О поряд- ке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление бан- ковских операций».
3 См.: указание Банка России от 07.02.2005 № 1548-У «О порядке от- крытия (закрытия) и организации работы передвижного пункта кас- совых операций банка (филиала)».
1. Дополнительный офисне может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориально- му учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организа- ции (филиала).
Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредит- ной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале).
2. Операционный офисможет располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреж- дению Банка России, осуществляющему надзор за деятель- ностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории, но в рамках одного федерального округа.
Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредит- ной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале).
Однако в отношении операционного офиса, находяще- гося вне пределов территории, подведомственной террито- риальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиа- ла), открывающей операционный офис, вводятся ограниче- ния на осуществление определенных операций. Например, такие операционные офисы не вправе:
— осуществлять операции по купле-продаже иностран- ной валюты;
— предоставлять кредиты кредитным организациям, размещать депозиты и иные средства в кредитных ор- ганизациях, а также получать такие кредиты и при- влекать депозиты;
— открывать и вести корреспондентские счета кредит- ных организаций (филиалов), а также самим откры- вать такие счета в других кредитных организациях;
— выдавать банковские гарантии;
— осуществлять акцептование и авалирование векселей.
У таких операционных офисов также ограничиваются операции по купле-продаже ценных бумаг.
3. Кредитно-кассовый офисможет располагаться вне пределов территории, подведомственной территориально- му учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью создавшей его кредитной организации (фи- лиала). Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять:
• операции по предоставлению денежных средств субъ- ектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению);
• кассовое обслуживание юридических и физических лиц;
• прием наличной валюты РФ и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физиче- ского лица без открытия банковского счета.
Кредитно-кассовый офис также вправе осуществлять предусмотренные для обменных пунктов банковские опера- ции с наличной иностранной валютой и чеками, номиналь- ная стоимость которых указана в иностранной валюте.
4. Операционная касса вне кассового узламожет рас- полагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществля- ющему надзор за деятельностью соответствующей кредит- ной организации (филиала).
Операционная касса вне кассового узла вправе осущест- влять такие же операции, как и кредитно-кассовые офисы, кроме кредитования субъектов малого предприниматель- ства и физических лиц.
Данные о всех перечисленных структурных подразделени- ях кредитных организаций вносятся Банком России в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Датой открытия дополнительного офиса, кредитно- кассового офиса, операционного офиса, операционной кас- сы вне кассового узла является дата направления кредитной организацией уведомления в Банк России. С указанной даты внутренние структурные подразделения вправе осуществлять делегированные им банковские операции и сделки1.
1 Пункт 12.1 Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И.
Ранее существовала такая разновидность внутренних структурных подразделений как обменные пункты. Однако с октября 2010 г. все обменные пункты должны быть пере- ведены в статус внутренних структурных подразделений иного вида (за исключением передвижного пункта кассо- вых операций) либо закрыты1.
За счет открытия указанных внутренних структурных подразделений кредитная организация непосредственно либо через свои филиалы может создать разветвленную сеть по обслуживанию клиентов.
В соответствии со ст. 35 Закона о банках и банковской деятельно- сти банк, имеющий генеральную лицензию, помимо дочерних орга- низаций, может создавать на тер- ритории иностранного государства
Филиалы и представительства банков на территории иностранного государства
филиалы и представительства. Филиалы создаются с разре- шения Банка России, а представительства — после уведом- ления Банка России.
Для создания филиала Банк России должен дать ответ не позднее трехмесячного срока с момента получения соот- ветствующего ходатайства банка. В случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного сро- ка, соответствующее разрешение Банка России считается полученным.
Контрольные вопросы
1. Как можно охарактеризовать правовой статус Банка России как субъекта права?
2. Кому подотчетен Банк России? Что входит в понятие под- отчетности?
1 См.: указание ЦБ РФ от 02.04.2010 № 2423-У «О переводе обмен- ных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразде- лений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности вну- тренних структурных подразделений».
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Как можно охарактеризовать организационную структу- ру Банка России?
Какие существуют виды кредитных организаций? Чем они отличаются друг от друга?
Что составляет содержание правоспособности кредитных организаций?
Какие сделки может осуществлять кредитная организа- ция до получения банковской лицензии и после ее отзы- ва (аннулирования)?
Какие требования предъявляются к учредителям (акцио- нерам, участникам) кредитных организаций?
В чем заключаются особенности создания кредитных организаций?
Каковы особенности формирования уставного капитала кредитных организаций?
Какие виды банковских лицензий вы знаете? Что состав- ляет их содержание?
Каковы особенности участия иностранного капитала в бан- ковской системе РФ?
Какие требования предъявляются к организации управле- ния кредитными организациями?
В чем заключаются особенности реорганизации кредит- ных организаций?
Какие сведения составляют банковскую тайну? Каково основное содержание данного понятия?
Что понимается под банковскими группами и банковски- ми холдингами? Каково значение данных понятий? Какие внутренние структурные подразделения вправе соз- давать кредитные организации?
Глава 3