Тема 13. Организационно-управленческие особенности деятельности юриста

13.1Организационно-управленческая деятельность юриста: стили руководства, стили общения, влияние на эффективность взаимодействия.

13.2 Методы принятия решения.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1. Антонян Ю. М., Еникеев М.И., Эминов В.Э Психология преступления и наказания. М., 2000.

2. Баранов П.П., Еурбатов Н.И. Юридическая психология. Ростов н/Д.,2004.

3. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

4. Блээкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

5. Бобриков И.А. Воздействие преступников на свидетелей и потерпевших. Методы его преодоления: Учебное пособие. Курск: РОСИ, 2000.

6. Бронников А.Г. Тайные способы связи преступников: Учебно-методическое пособие. Пермь, 1996.

7. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2003.

8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Университет, 2000.

9. Горюнов В.Е. Татуировки кистей рук: Учебное пособие. Челябинск, 1999.

10. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1989.

11. Димитров А.В. Введение в юридическую психологию: Курс лекций. М.: Моск. психол. – соц. ин-т, 2003.

12. Еникеев М.И. Юридическая психология. М.: Норма, 2002.

13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности.//Психологический журнал. 1997. №6.

14. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных сообщениях.//Психологический журнал. 1999. №2.

15. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999.

16. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.

17. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, 2002.

18. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. М., 2002.

19. Образцов В.А. Серийные убийства как объект психологии и криминалистики. М., 2003.

20. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.

21. Ревская Н.Е. Психология и педагогика: Конспект лекций. СПб.: Альфа, 2001.

22. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер,2002.

23. Романов В. В. Юридическая психология. М.: юрист, 2002.

24. Сафуанов Ф.С. Аффект: судебно-психологический экспертологический анализ.//Психологический журнал. 2001. №3.

25. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Экмос, 2000.

26. Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991.

27. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов н/Д., 2004.

28. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юриспруденция, 2004

29. Шмыков В.И. Психология личности осуждённых //Юридическая наука и практика: пути развития и совершенствования: Сборник статей / Пермский университет. Пермь, 2003. С.288-293.

Планы семинарских занятий

Цель семинарских занятий данного курса: обеспечить изучение студентами основ общей, социальной и собственно юридической психологии, сформировать навыки психологического анализа в определённых правозначимых ситуациях. Правовое регулирование является формой социальной регуляции, оно подчинено социальным и психологическим закономерностям. Знание социально-психологических закономерностей – важнейшее условие эффективного правотворчества, правоприменения и правоохранения.

Семинарские занятия предполагают контроль знаний и самостоятельной работы студентов. Однако, в зависимости от подготовленности и заинтересованности группы, предусмотрены и иные (активные) формы проведения семинарских занятий:

· доклады студентов по проблемным вопросам;

· отчёты студентов по самостоятельной исследовательской работе прикладных направлений юридической психологии;

· реферативные сообщения по теоретическим проблемам;

· психотехнические упражнения (деловые игры) с целью демонстрации профессионально-важных качеств юриста;

· обсуждение монографий, доктрин, концепций зарубежной юридической психологии;

· изучение и психологический анализ материалов из архивных уголовных дел;

· просмотр и психологический анализ видеоматериалов следственных действий.

Для подготовки к семинарским занятиям разработаны планы семинарских занятий с контрольными вопросами, перечнем предполагаемых тем реферативных сообщений и рекомендуемой литературы.

В качестве задания для самостоятельной подготовки возможно предложить следующие рекомендации:

1.Составить словарь терминов и понятий.

2.Проанализировать и проработать рекомендуемые психологические упражнения и задачи по данной теме.

3.Составить план ответа на вопросы семинара (зачёта, экзамена):

-дать оценку значимости вопроса;

-указать основные работы авторов, которые рассматривают данный вопрос;

-выделить главные идеи вопроса;

-подготовить основные аргументы, подтверждающие эти идеи;

-определить возможные варианты применения знаний по психологии в практической деятельности юриста;

-выделить основные, спорные и неочевидные положения вопросов, которые выносятся на обсуждение в реферативных сообщениях, и дать им психологический комментарий.

Часть I. ОБЩАЯ

Тема 1. Введение в курс юридической психологии

1. Предмет, задачи, принципы психологии.

2. Психика как отражательная деятельность мозга. Отличительные черты психического отражения.

3. Развитие психики в процессе эволюции. Сознание как высшая форма психики. Признаки сознания человека. Методы исследования в психологии (основные, вспомогательные).

Методы исследования в юридической психологии.

4. Структура и отрасли психологии. Основные категории психологии.

5. Психологические проблемы юридической деятель­ности. Цели и задачи курса «Юридическая психология».

Темы рефератов.

1. Психика и сознание в теории отражения.

2. История развития психологии.

3. Развитие психики в процессе эволюции

4. Основные психологические школы. Применение знаний различных направлений психологии в юридической деятельности .

5. Методы психологического исследования профессиональной деятельности юриста. Сущность и система методов юридической психологии.

Л и т е р а т у р а

Основная:

1. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

2. Блээкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2000. С.225. «Краткие юридические профессиограммы».

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Университет, 2000.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М.: Владос, 2002.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2 т. Ростов–н/Д.: Феникс,1996.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Дополнительная:

1. Кондаков И.М. Метафизика души в произведениях русских мыслителей XVIII-XIX вв.//Психологический журнал. 1999. №6.

2. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии.//Вопросы психологии. 2000. №5.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995

5. .Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

Наши рекомендации