Цели деятельности и функции Банка России
В соответствии с ч. 1 с т. 3
Закона о Центральном банке РФ целями деятельности Банка России являются:
Классификация функций
Банка России
• защита и обеспечение устойчивости рубля;
• развитие и укрепление банковской системы РФ;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функ- ционирования платежной системы;
• обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
• развитие и обеспечение стабильности финансово- го рынка РФ.
Функции Банка России, осуществляемые для достижения этих целей, можно разделить на несколько групп:
1) управление банковской системой и системой рас- четов;
2) участие в разработке экономической политики го- сударства;
3) осуществление единой государственной денежно- кредитной политики;
4) управление государственным имуществом;
5) осуществление надзора;
6) осуществление банковских операций и сделок;
7) участие в международных отношениях;
8) иные функции, предусмотренные федеральными за- конами.
Управление банковской системой и системой расчетов
В рамках реализации функций, относящихся к этой группе, Банк России:
1) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации (п. 4 и 13 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ). При этом в целях органи- зации на территории РФ наличного денежного обра- щения Банк России:
— осуществляет прогнозирование и организацию про- изводства, в том числе размещение заказа на изго- товление банкнот и монеты Банка России у органи- зации, их изготавливающей, перевозка и хранение
банкнот и монеты Банка России, создание их резерв- ных фондов;
— устанавливает правила хранения, перевозки и ин- кассации наличных денег для кредитных органи- заций;
— устанавливает признаки платежеспособности банк- нот и монеты Банка России, порядок уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены по- врежденных банкнот и монеты Банка России;
— определяет порядок ведения кассовых операций
(ст. 34 Закона о Центральном банке РФ);
2) устанавливает правила проведения банковских опе- раций (п. 5 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ), а также правила организации внутреннего контро- ля, составления и представления статистической от- четности, другой информации, предусмотренной фе- деральными законами (ст. 57 Закона о Центральном банке РФ). В частности, к информации последнего вида относятся сведения, предоставляемые на осно- вании Закона о противодействии легализации (отмы- ванию) доходов, полученных преступным путем;
3) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодатель- ством РФ (п. 12 ст. 4, ст. 54 Закона о Центральном банке РФ), устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю (ст. 53 Закона о Центральном банке РФ);
4) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчет- ности для кредитных организаций (п. 14 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ)1;
5) устанавливает обязательные экономические норма- тивы для кредитных организаций и банковских групп (ст. 62 Закона о Центральном банке РФ).
1 См.: Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кре- дитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 16.07.2012 № 385-П; Положение о порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носите- лях, утв. ЦБ РФ 21.02.2013 № 397-П.
Участие в разработке
экономической
политики государства
ношения между Банком России и Правительством РФ строятся на основе так называемого принципа
взаимного представительства.
Его суть заключается в том, что Председатель Банка
России или по его поручению один из его заместителей
участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может
принимать участие в заседаниях Государственной Думы
при рассмотрении законопроектов, касающихся вопро-
сов экономической, финансовой, кредитной и банковской
политики.
Министр финансов РФ и министр экономического раз-
вития РФ или по их поручению по одному из их заместите-
лей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России
с правом совещательного голоса.
Кроме того, Банк России и Правительство РФ информи-
руют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих об-
щегосударственное значение, координируют свою полити-
ку, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Минфин России по вопросам
графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и пога-
шения государственного долга РФ с учетом их воздействия
на состояние банковской системы РФ и приоритетов еди-
ной государственной денежно-кредитной политики (ст. 21
Закона о Центральном банке РФ).
В целях анализа и прогнозирования состояния экономи-
ки Российской Федерации в целом и по регионам Банк России
проводит мониторинг предприятий1.
Осуществление единой государственной денежно-кредитной политики
При осуществлении этих функ- ций Банк России:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабаты- вает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику (п. 1 с т. 4, с т. 45 Закона о Центральном банке РФ);
1 См.: Положение о проведении мониторинга предприятий Банком
России, утв. ЦБ РФ 19.03.2002 № 186-П.
(п. 2 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ). Данное полномочие закреплено и в Конституции РФ (ч. 1 ст. 75);
3) устанавливает и публикует официальные курсы ино- странных валют по отношению к рублю (п. 15 ст. 4
Закона о Центральном банке РФ);
4) принимает участие в разработке прогноза платеж- ного баланса Российской Федерации и организует его составление (п. 16 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
5) проводит анализ и прогнозирование состояния эконо- мики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан- совых и ценовых отношений, публикует соответству- ющие материалы и статистические данные.
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Закона о Центральном бан-
ке РФ Банк России имеет право запрашивать и получать информацию, необходимую для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации, не толь- ко у федеральных органов исполнительной власти, но и у их территориальных органов, а также у юридических лиц. При этом прямо оговорено, что эта информация предоставляет- ся на безвозмездной основе.
Согласно ст. 35 Закона о Центральном банке РФ основ- ными инструментами и методами денежно-кредитной по- литики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России использует процентную политику для воздей- ствия на рыночные процентные ставки (ст. 37 Закона о Центральном банке РФ);
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Данный нор- матив устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (ст. 38
Закона о Центральном банке РФ). Его максимально
зервных требований Банк России ограничивает де- нежные средства, находящиеся в распоряжении кре- дитных организаций;
3) операции на открытом рынке. Под такими операция- ми понимаются купля-продажа Банком России казна- чейских векселей, государственных облигаций, про- чих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допу- ска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бу- маг, а также заключение договоров РЕПО с указанны- ми ценными бумагами (ст. 39 Закона о Центральном банке РФ);
4) рефинансирование кредитных организаций. Рефинан- сированием является кредитование Банком России кредитных организаций (ст. 40 Закона о Центральном банке РФ);
5) валютные интервенции. Валютные интервенции Банка России — это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздей- ствия на курс рубля и на суммарный спрос и пред- ложение денег (ст. 41 Закона о Центральном бан- ке РФ);
6) установление ориентиров роста денежной массы.
Банк России может устанавливать ориентиры роста
одного или нескольких показателей денежной мас-
сы, исходя из основных направлений единой госу-
дарственной денежно-кредитной политики (ст. 42
Закона о Центральном банке РФ);
7) прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России по- нимается установление лимитов на рефинансирова- ние кредитных организаций и проведение кредитны- ми организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количе-
ственные ограничения в исключительных случа- ях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после кон- сультаций с Правительством РФ. Эти ограниче- ния должны касаться всех кредитных организаций в равной степени (ст. 43 Закона о Центральном банке РФ);
8) эмиссия облигаций от своего имени. Данные обли- гации размещаются и обращаются среди кредит- ных организаций. Предельный размер общей номи- нальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о вы- пуске или о дополнительном выпуске, устанавлива- ется как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных органи- заций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующе- го норматива обязательных резервов (ст. 44 Закона о Центральном банке РФ)1;
9) другие инструменты, определенные банком России.
Банк России осуществляет управление золотовалютными ре- зервами Российской Федерации (п. 7 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Управление государственным имуществом
Кроме того, Банк России может владеть от имени Рос- сийской Федерации акциями (долями) в уставных капита- лах организаций.
По общему правилу Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных и иных организаций, а также яв- ляться членом некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его организаций и служащих. Исключения составляют Сберегательный банк РФ, операции на открытом рынке, а также случаи, предусмо- тренные ст. 9 Закона о Центральном банке РФ.
1 См.: Положение о порядке эмиссии облигаций Банка России, утв. ЦБ РФ 29.03.2006 № 284-П.
Любое уменьшение долей участия Банка России в устав- ном капитале Сберегательного банка РФ, если в результате оно не становится меньше уровня 50% плюс одна голосую- щая акция, осуществляется по согласованию с Правительством РФ, а если становится — то на основании федерального за- кона.
Осуществление надзора
В рамках осуществления функ- ций, относящихся к этой группе, Банк России:
1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе (п. 4.1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ); принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кре- дитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их (п. 8 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ). Банк России в целях осуществления контроль- ных и надзорных функций ведет Книгу государствен- ной регистрации кредитных организаций (ч. 3 ст. 12
Закона о банках и банковской деятельности, ст. 59
Закона о Центральном банке РФ);
2) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп через отчетность и проведение проверок (п. 9 ст. 4, ст. 56 Закона о Центральном банке РФ);
3) осуществляет регулирование, контроль и надзор за де- ятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (п. 9.1 ст. 4, ст. 62.1 Закона о Центральном банке РФ). К некредит- ным финансовым организациям относятся: профес- сиональные участники рынка ценных бумаг; управ- ляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пен- сионного фонда; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; ак- ционерные инвестиционные фонды; клиринговые организации; организации, осуществляющие функ- ции центрального контрагента; организаторы тор-
говли; центральные депозитарии; субъекты страхо- вого дела; негосударственные пенсионные фонды; микрофинансовые организации; кредитные потре- бительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы; бюро кредитных историй;
4) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистра- цию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
5) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эми- тентами требований законодательства РФ об акци- онерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4
Закона о Центральном банке РФ);
6) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Центральном бан- ке РФ);
7) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправо- мерному использованию инсайдерской информа- ции и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
В связи с отсутствием единых подходов к соотношению
понятий «контроль» и «надзор» данные функции Банка
России будут обозначаться как конрольно-надзорные.
При осуществлении этих функ- ций Банк России:
1) является кредитором по- следней инстанции для
Осуществление банковских операций и сделок
кредитных организаций, организует систему их ре- финансирования, т.е. предоставления кредитным ор- ганизациям кредитов для поддержания их ликвидно- сти (п. 3 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
2) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней, если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения расчетов по по- ручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов (п. 6 ст. 4, ст. 23 Закона о Центральном банке РФ).
По общему правилу счета бюджетов обслужива-
ет Банк России. Кредитные организации выполня-
ют эти функции только в случае отсутствия учрежде-
ний Банка России на соответствующей территории
или невозможности выполнения ими этих функций
(п. 2 ст. 155, п. 2 и 3 ст. 156 БК РФ)1. Нарушение это-
го правила влечет применение мер принуждения
(ст. 306.1 БК РФ).
Банк России также может осуществлять банков-
ские операции по обслуживанию органов государ-
ственной власти и органов местного самоуправле-
ния, их организаций, государственных внебюджетных
фондов, воинских частей, военнослужащих, служа-
щих Банка России, а также иных лиц в случаях, пре-
дусмотренных федеральными законами, в частности
Банк России вправе обслуживать клиентов, не явля-
ющихся кредитными организациями, в регионах, где
отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона
о Центральном банке РФ);
3) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функ- ций Банка России (п. 11 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Открытый перечень таких операций и сделок содержится
в ст. 46, 47 Закона о Центральном банке РФ. К ним относит-
1 Данные положения признаны не противоречащими Конституции
РФ. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004
№ 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи
155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи
283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запроса-
ми Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания
Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного
суда Республики Хакасия».
ся и осуществление расчетно-кассового обслуживания кре- дитных организаций1, а также депозитные операции2.
Кроме того, в силу прямого указания в законе Банк России относится к квалифицированным инвесторам на рынке цен- ных бумаг (п. 2 ст. 51.2 Федерального закона от 22.04.1996
№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг)).
При этом в соответствии со ст. 49 Закона о Центральном банке РФ Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридически- ми лицами, не имеющими лицензии на осуществле- ние банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 46 и ст. 48 Закона о Центральном банке РФ;
2) приобретать акции (доли) кредитных и иных орга- низаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8, 9 и 39 Закона о Центральном банке РФ;
3) осуществлять операции с недвижимостью, за исклю- чением случаев, связанных с обеспечением деятель- ности Банка России и его организаций;
4) заниматься торговой и производственной деятель- ностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Центральном банке РФ;
5) изменять условия предоставленных кредитов. Ис- ключение может быть сделано по решению Совета директоров.
Кроме того, на основании ст. 22 Закона о Центральном
банке РФ Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федераль- ного бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех слу- чаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
1 См.: Положение о порядке расчета и взимания платы за услуги Банка
России в платежной системе Банка России, утв. ЦБ РФ 26.02.2010
№ 356-П.
2 См.: Положение о порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организа- циями в валюте Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 05.11.2002 № 203-П.
Участие
в международных
отношениях
Банк России также не вправе предоставлять кредиты и для фи- нансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных
фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Банк России может участвовать в капиталах и деятель-
ности международных организаций, которые занимаются
развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной,
банковской сферах, в том числе между центральными бан-
ками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными органи-
зациями иностранных государств осуществляются в соот-
ветствии с международными договорами РФ, федеральны-
ми законами, а также межбанковскими соглашениями (ст. 9
Закона о Центральном банке РФ).
Банк России представляет интересы Российской Фе-
дерации во взаимоотношениях с центральными банками
иностранных государств, а также в международных банках
и иных международных валютно-финансовых организаци-
ях (ст. 51 Закона о Центральном банке РФ).
Для осуществления своих функций Банк России может
открывать представительства на территориях иностранных
государств (ст. 55 Закона о Центральном банке РФ).
Иные функции, предусмотренные законодательством
К этой группе функций Банка
России можно отнести:
— осуществление полномочий по регулированию, кон- тролю и надзору в сфере финансовых рынков (см. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О вне- сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полно- мочий по регулированию, контролю и надзору в сфе- ре финансовых рынков»);
— осуществление выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физи- ческих лиц в банках Российской Федерации (п. 18.1 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ);
— обмен без ограничений ветхих и поврежденных банк- нот в соответствии с установленными им правилами (ст. 32 Закона о Центральном банке РФ) и проверку подлинности банкнот иностранных государств1;
— выполнение функций генерального агента по обслу- живанию выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (п. 3 ст. 155 БК РФ);
— главного администратора доходов бюджетов бюджет- ной системы Российской Федерации2;
— депозитария средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществле- ние операций и сделок, предусмотренных статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом (п. 18.2 ст. 4 Закона о Центральном банке РФ).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от
13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по под- держке финансовой системы Российской Федерации» Банк России:
— размещает в Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» депозиты на общую сумму не более 50 млрд долл. США сроком на один год в целях обеспечения возможности предоставления Внешэкономбанком кредитов (займов) организа- циям (ст. 2);
— вправе заключать с кредитными организациями со- глашения, призванные компенсировать таким кре- дитным организациям часть убытков (расходов), воз-
1 См.: инструкция ЦБ РФ от 26.08.2003 № 106-И «О порядке работы с банкнотами иностранных государств, сданными кредитными ор- ганизациями (филиалами) для проведения проверки подлинности в головные расчетно-кассовые центры территориальных учрежде- ний Банка России»; указание ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У «О при- знаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России».
2 См.: Положение о порядке администрирования Центральным банком Российской Федерации поступлений в бюджетную систему Российской Федерации отдельных видов доходов, утв. ЦБ РФ 27.08.2008
№ 320-П.
никших у них по совершенным до 31 декабря 2010 г. включительно сделкам с другими кредитными орга- низациями, у которых была отозвана лицензия на осу- ществление банковских операций (ст. 3)1;
— предоставляет Сберегательному банку РФ суборди- нированные кредиты (займы) без обеспечения, в том числе путем приобретения облигаций, на общую сум- му, не превышающую 500 млрд руб., на срок до 31 декабря 2019 г. включительно (ст. 5).