Разрешение коллизий между нормами, регулирующими банковскую деятельность
Коллизии в российском праве — это противоре- чия между двумя или несколькими нормами права (их положениями).
Соответственно смысл разрешения коллизий в праве сво- дится к выбору для применения одной из норм, положения которых противоречат друг другу.
Такой выбор правовых норм осуществляется на основа- нии общеправовых принципов разрешения коллизий. К ним относятся три принципа:
1) приоритет нормы, обладающей более высокой юри- дической силой;
2) приоритет специальной нормы перед общей;
3) приоритет нормы, принятой позднее.
При этом следует учитывать, что общеправовые принци-
пы выводятся из целой системы норм, поэтому для их при- менения в конкретном случае не требуется, чтобы было пря- мое указание об этом в нормах права.
Например, принцип приоритета нормы, обладающей бо- лее высокой юридической силой, выражен в целой системе коллизионных норм, смысл которых сводится к установле- нию, что акт определенного вида не может противоречить акту более высокой юридической силы. Так, согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут про- тиворечить федеральным конституционным законам, в силу ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федераль- ным законам и т.д.
Кроме того, существуют правила, согласно которым суды, установив при разрешении дела, что нормативный акт не со- ответствует нормативному акту, имеющему бóльшую юри- дическую силу, обязаны применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ч. 2 ст. 13 АПК РФ).
Перечисленные принципы применяются в строго опре- деленной последовательности, т.е. каждый последующий
из них применяется только при невозможности примене- ния предыдущего.
В первую очередь применяется принцип приоритета нор- мы, обладающей более высокой юридической силой.
Юридическая сила акта определяется исходя из того, каким органом он принят, а в отдельных случаях — исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституцион- ных законов с федеральными законами). При этом следует учитывать, что нормы кодифицированных актов не могут иметь безусловного приоритета перед нормами других фе- деральных законов, хотя иногда в кодифицированных ак- тах это закрепляется1.
Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей.
Под специальной понимается правовая норма, закре- пляющая особенности, присущие для какого-либо субъек- та (например, кредитных организаций) или объекта (на- пример, валютных ценностей). Указанное понятие в связи с отсутствием его специального юридического значения основано на общем филологическом смысле слова «спе- циальный». Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установле- ния особенностей правового регулирования в других ак- тах, а если этого нет — через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту.
Примером первого случая является п. 3 ст. 1 Закона об акционерных обществах, в котором закреплено, что осо- бенности создания, реорганизации, ликвидации, правово- го положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
1 См., например: абз. 8 п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О «По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционно- сти пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального зако- на “О банках и банковской деятельности”», п. 2 мотивировоч- ной части определения Конституционного суда РФ от 08.11.2005
№ 439-О «По жа лобе граж дан С. В. Бородина, В. Н. Буробина, А. В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодек- са Российской Федерации».
Сферы действия общей и специальной норм должны либо совпадать по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулиру- емых отношений, либо совпадать по субъектам регулируе- мых отношений, но соотноситься как общее и частное по объектам.
В последнюю очередь, если невозможно применить первые два принципа, применяется принцип приорите- та нормы принятой позднее, который является универ- сальным.
Применительно к федеральным законам юридическое значение имеет дата принятия закона (выражения воли законодателем), а не дата его подписания Президентом РФ, опубликования или вступления в силу. Согласно ст. 2
Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных консти- туционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального за- кона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Учитывая, что правовые нормы подвержены измене- ниям, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный закон, где содержатся эти положе- ния. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются меж- ду нормами права или их отдельными положениями, а не в целом между актами.
1.2. Предмет и основные понятия банковского права