Основы правового регулирования операций с использованием платежных банковских карт
«Прабабушкой» современной банковской карты можно считать выпущенные в 1928 году Бостонской компанией «Farrington Manufacturing» металлические пластинки («Charga-Plates»), на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку (прообраз современного импринтера), и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке[3].
Большинство специалистов считают, что начало банковским кредитным картам было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из National Bank of Flatbush (NBF) в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме «Charge-it». Эта схема предусматривала расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Несмотря на то, что такая схема, в общем-то, весьма напоминает чековую, в NBF была впервые опробована ставшая в настоящее время классической цепочка расчетов применительно к банковским картам, за исключением фигуры эквайрера[4].
Ряд исследователей полагают, что первой массовой платежной карточной системой является «Diners Club». Одним из ее главных отличий от предшественников было то, что между клиентами и компаниями, предлагающими товары и услуги, появилась посредническая организация, которая взяла на себя взаиморасчеты между всеми участниками системы[5].
В настоящее время среди международных платежных систем, помимо «Diners Club International», наиболее крупными являются «Visa International», «Europay International» и «American Express». Среди отечественных платежных систем можно выделить «ACCORD» (учреждена в 1995 году ОАО «УРАЛСИБ»), «Юнион Кард» (учреждена в 1993 году «Автобанком» и «Инкомбанком»), «СТБ КАРТ» (учреждена одноименной компанией, основанной в 1992 году), «Сберкарт» (учреждена Сбербанком России в 1993 году), «CyberPlat» (учреждена в 1998 году банком «Платина») и «Золотая Корона» (создана летом 1994 года рядом отечественных банков)[6].
Правовое регулирование операций с использованием платежных банковских карт находит свое отражение в таких нормативных правовых актах как: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)[7], Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[8] (далее – Закон о Банках), Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[9] (далее – Закон о ЦБ РФ), Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[10], Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и ряд положений, указаний и писем Банка России.
Гражданское законодательство Российской Федерации не содержит в себе специальных норм, регулирующих использование банковских карт. В то же время, категорическое утверждение о том, что гражданское законодательство никоим образом не участвует в регулировании отношений, связанных с использованием банковских карт было бы неверным, так как правовой основой в отношениях банка и клиента в связи с использованием при безналичных расчетах банковской карты является договор банковского счета, в соответствии с которым банк открывает клиенту банковский счет и обязуется предоставить комплекс услуг по ведению счета, в том числе услуг, предоставляемых для совершения операций с использованием банковской карты, а клиент обязуется оплачивать такие услуги банка и выполнять иные обязанности, предусмотренные договором. Таким образом, к правовому регулированию расчетов с использованием банковских карт относятся, часть первая ГК РФ, закрепляющая общие положения об обязательствах, договоре и др., а также глава 42 «Заем и кредит», глава 44 «Банковский вклад», глава 45 «Банковский счет» и глава 46 «Расчеты» часть вторая ГК РФ[11].
В 2009 году в Законе о Банках появились новеллы, впервые на законодательном уровне урегулировавшие отдельные аспекты операций с банковскими картами. Речь идет о статье 13.1, закрепившей легальную возможность осуществления отдельных банковских операций банковскими платежными агентами[12]. В 2010 году в Закон о Банках, а именно в статью 29, были внесены дополнения, в соответствии с которыми кредитная организация - владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с использованием платежной карты, передачи им распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по его банковским счетам с использованием банкоматов, принадлежащих этой кредитной организации, предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией – владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение указанных операций в дополнение к вознаграждению, установленному договором между кредитной организацией, осуществившей выпуск платежной карты, и держателем этой карты, либо об отсутствии такого вознаграждения, а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении кредитной организации – владельца банкомата в случае взимания такого вознаграждения на чеке банкомата либо об отсутствии такого вознаграждения[13]. Таким образом, были защищены финансовые интересы держателей платежных карт при использовании банкоматов[14].
Широкое внедрение банковских карт в сферу банковских услуг сдерживается отсутствием специального закона, который регулировал бы весь спектр отношений, связанных с эмиссией и осуществлением различных сделок с использованием банковских карт. Проект Федерального закона «Об использовании платежных карт в Российской Федерации» существует с 1998 года, но не принят до настоящего времени. В ряде стран расчеты, основанные на банковских картах, регулируются специальными актами. Например, в Англии индивидуальные банковские карты подпадают под действие Кодекса добросовестной банковской практики, а также ряда положений Закона о потребительском кредите 1974 года[15].
В отсутствии подобного закона в России основным источником правового регулирования расчетов с использованием банковских карт является Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24 декабря 2004 года № 266-П (в ред. от 15 ноября 2011 года) (далее – Положение Банка России № 266-П), вступившее в силу с 10 апреля 2005 года и отменяющее Положение Банка России от 9 апреля 1998 года № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
Положение Банка России № 266-П было разработано на основании части второй ГК РФ, Закона о ЦБ РФ, Закона о Банках, Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 17 декабря 2004 года № 31) и устанавливает порядок выдачи на территории Российской Федерации банковских карт (далее – эмиссия банковских карт) кредитными организациями (далее – кредитные организации-эмитенты) и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, иностранным банком[16].
Несмотря на большое значение Положения Банка России № 266-П для банковской практики, следует признать, что оно не удовлетворяет в полной мере потребностям оборота банковских карт. Пытаясь компенсировать нехватку нормативного правового регулирования указанной области правоотношений, Банк России издал некоторое количество писем, восполнивших отдельные пробелы, в числе которых можно назвать Письмо Банка России от 15 декабря 2006 года № 158-Т «Об осуществлении операций с кредитными картами после введения запрета Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в соответствии со статьями 47 и 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Письмо Банка России от 2 октября 2009 года № 120-Т «О памятке «О мерах безопасного использования банковских карт», Письмо Банка России от 10 июня 2005 года № 85-Т «О применении нормативных актов Банка России, регулирующих операции с использованием банковских карт», Письмо Банка России от 25 сентября 2009 года № 117-Т «Обобщение практики по вопросам выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием», Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации».
27 июня 2011 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее Закон № 161-ФЗ). Закон № 161-ФЗ открывает новую страницу в регулировании отношений, связанных с осуществлением переводов денежных средств, функционированием институтов рынка платежных услуг, обеспечением их надежности.
Закон № 161-ФЗ, а также Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 162-ФЗ) реализуют рекомендации Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Концепции развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Банка России от 16 июля 2010 года (протокол № 16). Указанные рекомендации свидетельствуют о достижении международного согласия по вопросу необходимости укрепления платежных систем путем внедрения международных стандартов и практики их применения.
В связи с этим Законы № 161-ФЗ и № 162-ФЗ устанавливают порядок оказания платежных услуг, требования к организации и функционированию платежных систем, а также порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе (далее – НПС). Кроме того, они регламентируют взаимоотношения различных субъектов национальной платежной системы.
Закон № 162-ФЗ в связи с принятием Закона № 161-ФЗ вносит изменения более чем в 20 федеральных законов[17]. На стадии рассмотрения законопроекта предполагалось, что основная часть изменений затронет главу 46 ГК РФ, посвященную расчетам. Однако при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации данные поправки в ГК РФ были отклонены.
В Законе о Банках понятие «расчеты» как банковская операция было заменено термином «перевод денежных средств». Из текста Закона о Банках была исключена ст. 13.1, регулирующая осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем.
Существенно изменен Закон о ЦБ РФ. В частности, он дополнен подробными нормами, описывающими полномочия Банка России в качестве оператора НПС и органа, осуществляющего надзор в сфере НПС.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации[18], а также в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[19] предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[20] дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией – участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона № 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.
В Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[21] введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента – физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15000 рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[22] (далее КоАП РФ) введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона № 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500000 рублей (ст. 15.36 КоАП РФ).
Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»[23]. Закон № 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента – физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с Законом № 161-ФЗ.
Следует отметить, Закон № 161-ФЗ не предусматривает создание новой национальной системы платежных карт. До принятия этого Закона Правительством Российской Федерации при активном участии Ассоциации российских банков (далее – АРБ) был подготовлен законопроект. АРБ предлагала главу пятую законопроекта посвятить Национальной системе платежных карт (НСПК) «Российские платежные карты», которая должна стать основой для обеспечения общенациональной доступности розничных платежных услуг, совместимости различных инфраструктур, развития конкуренции на рынке розничных платежей и построения интегрированной розничной платежной инфраструктуры[24].
Таким образом, законодательное закрепление расчетов с использованием банковских карт видится неотложной задачей. Возможно, она будет решена в ближайшее время, ибо данные вопросы нашли свое отражение в Концепции развития гражданского законодательства, где предлагается для урегулирования отношений между банками и клиентами – держателями платежных карт введение в законодательство норм двоякого рода: с одной стороны, предоставление адекватной защиты интересов держателей платежных карт, с другой – установление правил, адаптирующих правовой режим договора банковского счета к технологическим особенностям операций с платежными картами[25].
В настоящее время основным и практически единственным нормативным правовым актом, устанавливающим правовой режим банковских карт и порядок совершения операций с их использованием, является Положение Банка России № 266-П[26].