Перспективы развития пенсионной системы РФ

Ключевые задачи Пенсионного фонда: персонифицированный учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, назначение и выплата пенсий и социальных выплат. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, выплаты ветеранам, инвалидам и т.д.

За годы работы Пенсионного фонда создана уникальная, не имеющая аналогов в стране система персонифицированного учета участников системы обязательного пенсионного страхования.

Помимо этого, Пенсионный фонд осуществляет выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала. На сегодняшний день в России выдано более 1,8 миллионов сертификатов, в Иркутской области — около 35 тысяч.

Пенсионный фонд реализует Программу государственногософинансирования пенсионных накоплений, в которую уже вступили около 2 000 000 россиян. В Иркутской области увеличить будущую пенсию с помощью дополнительных страховых взносов уже решили более 25 000 человек.

Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 288-ФЗ: предоставил семьям, получившим материнский капитал, возможность использовать его до наступления установленного срока (исполнения ребенку трех лет) на погашение основного долга или уплаты процентов по взятым до 31.12.2010 г. кредитам или займам на улучшение жилищных условий.

Федеральный закон от 28.04.09 № 72-ФЗ: предоставил право семьям, получившим сертификат на материнский капитал, использовать 12 000 руб. из средств материнского капитала на единовременную выплату наличными деньгами на неотложные нужды.

Федеральный закон от 22.12.08 г. N 269-ФЗ: упрощена процедура отказа от набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента федеральным льготникам. Поданное заявление будет действовать до тех пор, пока льготник не изменит свое решение.

Федеральный закон от 30.06.09 г. N 142-ФЗ: упрощен порядок перерасчета страховой части пенсий работающим пенсионерам. Ранее каждый пенсионер, работавший после 2002 года, ежегодно подавал заявление на перерасчет. С 2009 года перерасчет производится в автоматическом режиме ежегодно с 1 августа. Новые размеры пенсий уже в августе текущего года получили около 250 тысяч пенсионеров в Иркутской области.

В 2009 году размер пенсий повышался 4 раза:

- С 1 марта – увеличен размер базовой части пенсии до 1 950 рублей

- С 1 апреля – страховая часть пенсии проиндексирована на 17,5 %

- С 1 августа – страховая часть дополнительно проиндексирована на 7,5%

- С 1 декабря – размер базовой части трудовой пенсии составил 2 562 рубля.

В результате к концу 2009 года средний размер трудовой пенсии по старости в Иркутской области составил 6 612 руб.

В результате декабрьского повышения дополнительная ежемесячная финансовая потребность на выплату пенсий в Иркутской области оставила 563 миллиона рублей. Таким образом, на выплату пенсий жителям Приангарья потребуется более 4,5 миллиардов рублей. С учетом мер социальной поддержки (ЕДВ, ДЕМО) эта цифра еще внушительнее — 4 миллиарда 932 миллиона рублей.

В 2010 году произойдет рост пенсионного обеспечения граждан России, особенно тех пенсионеров, кто имеет большой «советский» стаж. Эту задачу решит валоризация – увеличение трудовых пенсий за счет переоценки пенсионных прав людей, работавших до пенсионной реформы 2002 года. Пенсионный капитал каждого гражданина, сформированный до 2002 года, будет увеличен на 10%, и еще по 1% прибавится за каждый полный год трудового стажа, выработанного до 1991 года.

Важно отметить, что пенсии уже пересчитаны в автоматическом режиме с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов. С дополнительными документами, подтверждающими неучтенный стаж за упомянутый период, в органы Пенсионного фонда обратились лично более 6 000 жителей области.

В общей сложности валоризация коснулась 604 тысяч жителей Приангарья — это более 86% от общего числа наших пенсионеров.

На проведение валоризации в Иркутской области в 2010 году потребуется 9,3 миллиарда рублей.

Средний размер увеличения пенсий в области в результате валоризации составит 1 162 руб.

В Приангарье проживает более 707 тысяч пенсионеров, из которых около 150 тысяч — в областном центре.

Общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера с января 2010 года не может быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера. В этих целях к пенсии будут устанавливаться социальные доплаты. В Иркутской области социальные доплаты получат 83 881 пенсионер.

Право на социальную доплату имеют неработающие пенсионеры, общая сумма материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Иркутской области.

При подсчете общей суммы материального обеспечения учитывается:

- пенсии;

- дополнительное материальное (социальное) обеспечение;

- ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

- меры социальной поддержки, предоставляемые в денежном выражении;

- денежный эквивалент мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме (оплата домашнего телефона, жилья и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта).

Прожиточный минимум пенсионера, установленный в Иркутской области на 2010 год, составляет 4 720 руб.

Пенсии по инвалидности будут назначаться по группам инвалидности, а не по степеням ограничения способности к трудовой деятельности.

С 2010 года произошла замена единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Страховые взносы являются ежемесячными обязательными платежами.

В 2010 году сведения персонифицированного учета будут представляться в ПФР раз в полугодие, с 1 января 2011 г. – ежеквартально.

Базовая часть трудовой пенсии по старости войдет в состав страховой части. В результате трудовая пенсия по старости будет состоять из двух частей – страховой и накопительной. Для граждан старшего возраста пенсия будет состоять только из одной части — страховой. Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не повлияет на общий размер пенсии и не потребует каких-либо действий со стороны работников и пенсионеров. Объединение является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН, из которого формировалась базовая часть пенсии.

Социальные программы

На территории Иркутской области с участием средств ПФР реализуется социальная программа, предусматривающая укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

До 2008 года финансирование учреждений социального обслуживания осуществлялось без условия софинансирования. Так, с 2000 по 2007 гг. на областные социальные программы было выделено 325 568 тыс. рублей. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2007 г. № 936, с 2008 года, материальная поддержка учреждений социального обслуживания осуществляется при обязательном соблюдении условий софинансирования из областного бюджета в объёме не менее 50%.

В 2009 году из бюджета ПФР бюджету Иркутской области субсидировано 7 628,7 тыс. рублей, в том числе:

1. На предоставление неработающим пенсионерам единовременной материальной помощи – 2 316,66 тыс. рублей.

2. На оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы – 5 183,9 тыс. рублей.

3. Расходы на доставку адресной социальной помощи – 128,14 тыс. рублей.

Долгосрочной целевой программой «Социальная поддержка населения Иркутской области» на 2009-2013 годы предусмотрено также оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, из средств областного бюджета. На данные цели в бюджете области предусмотрено в 2009 году 11 722 тыс. рублей.

На реализацию социальной программы в 2008 году из бюджета Пенсионного фонда РФ были выделены субсидии в сумме 18 521 тыс. руб. В течение года в рамках социальной программы проведены следующие мероприятия:

- в «Марковском геронтологическом центре» проведен капитальный ремонт 4-го этажа блока № 2 и ремонт столовой на сумму 3 550,0 тыс. рублей, а также приобретено оборудование и предметы длительного пользования на сумму 1 200,0 тыс. рублей. Общая сумма направленных средств из бюджета ПФР составила 4 750,0 тыс. рублей.

- в «Иркутском детском доме-интернате № 1 для умственно отсталых детей» выполнены работы по капитальному ремонту жилого блока № 6, закончен ремонт сантехники жилого блока № 4 на сумму 2 000,0 тыс. рублей.

- в «Братском доме-интернате для престарелых и инвалидов» проведен капитальный ремонт систем вентиляции и помещений столовой на сумму 2 500,0 тыс. рублей, приобретено оборудование и предметы длительного пользования на сумму 395,0 тыс. рублей. Общая сумма израсходованных средств ПФР – 2 895,0 тыс. рублей.

- в «Ново-Ленинском доме-интернате для престарелых и инвалидов» выполнены работы по капитальному ремонту в жилом корпусе (замена оконных блоков и балконных дверей) на сумму 2 000,0 тыс. рублей.

- в «Саянском доме-интернате для престарелых и инвалидов» проведен капитальный ремонт в жилом корпусе (замена оконных блоков) на сумму 1 119,68 тыс. рублей.

Таким образом, в течение 2008 года на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания израсходовано 12 764,68 тыс. рублей (5 учреждений), из них на капитальный ремонт учреждений затрачено 11 169,68 тыс. рублей по 5 учреждениям и на приобретение оборудования и предметов длительного пользования – 1 595,0 тыс. рублей по двум учреждениям.

Адресная социальная помощь оказана на общую сумму 4 881,02 тыс. рублей, куда входит: предоставление единовременной материальной помощи 129 получателям на сумму 274,54 тыс. рублей; оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы 10 242 получателям на сумму 4 525,69 тыс. рублей; расходы на доставку адресной социальной помощи в размере 80,79 тыс. рублей.

Программа государственногософинансирования пенсии

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственногософинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство.

Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

В Программе могут участвовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения и старше).

Как работает Программа? Если Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии 2 000 и более рублей в год, государство удваивает эти деньги: на Ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечислена такая же сумма в пределах 12 000 рублей в год.

Если Вы перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2 000 рублей в год, софинансирование пенсии государством не осуществляется.

Пример 1:

Вы платите 2 000 рублей в год - государство доплачивает еще 2 000 рублей.

Итого, на Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год.

Если Вы платите 12 000 рублей в год - государство доплатит еще 12 000 рублей.

Итого, за год Ваш счет пополнится на 24 000 рублей.

Вы можете вносить в фонд своей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этом не превысит 12 000 рублей в год.

Пример 2:

Вы внесли 15 000 рублей в год, государство - 12 000 рублей.

Итого, за год Ваш индивидуальный счет в Пенсионном фонде пополнится на 27 000 рублей.

Нынешние пенсионеры могут участвовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносы на накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То есть индивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарно пополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно работающим пенсионерам.

Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать Ваши дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2 000 до 12 000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты Вами первых взносов в рамках Программы.

В Программе государственногософинансирования пенсии уже участвуют 2 330 100 человек.

Социальные программы регионов

В 2009 году Пенсионному фонду Российской Федерации было разрешено предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в размере до 1 200,0 млн рублей.

На эти цели в бюджеты 83 субъектов Российской Федерации было перечислено 1 177,62 млн руб., из них 76 субъектам Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения перечислено 720,66 млн руб., на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам – 456,96 млн руб в бюджеты всех субъектов Российской Федерации.

С участием средств ПФР в прошедшем году в 64 субъектах Российской Федерации проводился капитальных ремонт различных объектов в 196 учреждениях социального обслуживания населения, в 16 субъектах осуществлено строительство 21 нового объекта – спальных корпусов, бань, прачечных, пищеблоков, котельных и др. Для оснащения ремонтируемых и строящихся объектов приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 38 учреждений в 19 субъектах Российской Федерации.

Проведение этих мероприятий позволило улучшить условия проживания около 20 тысячам престарелых и инвалидов, увеличить вместимость учреждений социального обслуживания на 650 мест.

За счет предоставленных ПФР средств органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в 2009 году оказана адресная социальная помощь более 357 тысяч неработающим пенсионерам. Нуждающимся неработающим пенсионерам оказывалась единовременная материальная помощь, частично возмещались расходы пенсионеров на газификации жилья, оказывалась материальная помощь в связи с празднованием Дня Победы и проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида.

Также ПФР принимал участие в оказание материальной помощи неработающим пенсионерам, близким родственникам погибших при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также пострадавшим при катастрофе поезда «Невский экспресс» и родственникам погибших. В первом случае помощь оказана 44 пенсионерам, во втором – 15.

В 2010 году ПФР продолжит работу по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию их социальных программ. На эти цели предусмотрено до 1,0 млрд. рублей.

Персонифицированный учет

Согласно действующему законодательству трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.

Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.

Застрахованными лицами являются граждане России, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг. К ним также относятся иностранные граждане, в том числе граждане СНГ, и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за себя в виде фиксированного платежа.

Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее - Закон).

Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР один раз в год индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах в отношении каждого работающего у него застрахованного лица. Одновременно с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражены сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период. Территориальный орган ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует об их состоянии застрахованных лиц. За непредставление в установленные сроки, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.

Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию: позволяет иметь достоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (наемным работникам, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и для подготовки стратегических решений о дальнейшем совершенствовании пенсионной системы.

Заключение

Программа пенсионной реформы РФ, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

- государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;

- государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;

- дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.

Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

а) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:

- повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;

- снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов

- поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

в) нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты

1.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам от 27.05.1993 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 06.09.1999. - № 36. - Ст. 4374.

2.Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 4.

3.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

4.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.

5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

7.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.12.2001. - № 49. - Ст. 4552.

8.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.

Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1

[2]Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС.- 1999 – 128 с.

[3]Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. Издательство ЭКМОС.- 1999 – стр. 143

[4]Люблин Ю.З., Роик В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы // Человек и труд. – 2000.- № 3.- С.29 - 32

[5]Финансы Учебное пособие/ Под.ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 1996 г. – 336 с.: ил.

[6]Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – 621 с.

[7]Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48

[8]Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2003 г.

[9]Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 1998.- № 3.- С.20

[10]Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48

[11]Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российскойпенсионной системы

[12]Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия. – 1998.- № 5.- С.12 - 13

[13]Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48

[14]Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 1993 г.

[15]Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ под.ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, Юнити, 1997г. – 479 с.

[16]Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития// Страховое ревю. - 1999.- №3. - С.32 - 37

[17]Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 1999.- №2.- С. 31 - 48

[18]Поляков А.С. Формирование бюджетной политики 2000// Деньги и банки. – 2000.- №3.- С.37 - 40

[19]О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год: Федеральный Закон от 18.12.98 № 1-ФЗ // Компьютер.

[20]Ахулкова Е.Н. Порядок начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации // БиНО: Некоммерческие организации. – 1999.- № 6.- С.5

[21]О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.05.97 №546// Компьютер

[22]Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт. – 621 с.

[23]Об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: Письмо Пенсионного фонда РФ от 29.07.98 №ЕВ-09-28/6166// Компьютер

[24]О вопросах уплаты страховых взносов в ПФ РФ: Письмо Пенсионного фонда РФ от 02.10.95 № ЧЛ-16-17/5791//Компьютер

[25]Об уплате недоимки и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации: Постановление Правления ПФ РФ от 24.10.95 № 157// Компьютер

[26]Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.- 1999.

[27]Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2000.- № 2 С.111; № 3 С.67

Наши рекомендации