Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов
1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
2. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.
В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
4. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Форма сведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данные, необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.
5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
9. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос 51. Региональные налоги.
В соответствии с п. 4 ст. 1 и п. 2 ст. 12 НК РФ законодательство субъектов РФ о налогах характеризуется тремя важными признаками.
Во-первых, оно состоит только из законовсубъектов РФ, т.е. нормативных правовых актов, принимаемых представительными (законодательными) органами государственной власти субъекта РФ.
Законодательство субъектов РФ о налогах может быть оформлено в виде общих и специальных законов, которые в пределах компетенции регулируют отношения в сфере регионального налогообложения.
К общимзаконам относятся такие региональные законы, которые комплексно и многоаспектно регламентируют различные отношения по региональной налоговой политике или регламентируют отношения по особенностям взимания всех или большинства налогов на территории того или иного субъекта РФ (например, Закон Астраханской области от 7 апреля 2000 г. № 17/2000-03 «О налогообложении, сборах и других платежах на территории Астраханской области», Закон Пермской области от 30 августа 2001 г. № 1685—296 «О налогообложении в Пермской области»).
Специальныеналоговые законы регулируют только отношения или по взиманию определенного регионального налогового платежа, или отношения по реализации какого-либо конкретного полномочия субъекта РФ в сфере налогообложения (например, Закон г. Москвы от 9 февраля 2000 г. № 1 «О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов», Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. «О транспортном налоге», Закон Свердловской области от 27 ноября 2003 № 35-03 «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» и др.). Как показывает анализ регионального законодательства о налогах, подавляющее большинство законов по вопросам налогообложения, принимаемых субъектами РФ, относится к категории специальных.
Во-вторых, законодательство субъектов РФ о налогах состоит только из законов о налогах,Возможность введения каких-либо региональных сборов НК РФ не предусматривает. В соответствии со ст. 14 Н К РФ к региональным относятся три вида налогов:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
В-третьих, законодательство субъектов РФ о налогах принимается в соответствии с НК РФ.
По общему правилу, Конституция РФ и НК РФ закрепляют правило о невозможности произвольного принятия субъектами РФ нормативных актов в сфере налогообложения. Поэтому первоначальное регулирование налоговых отношений происходит на уровне НК РФ, а уже затем осуществляется разработка и принятие актов законодательства о налогах и сборах субъекта РФ, которые в полной мере раскрывают те или иные их положения. Так, в соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие три вида элементов налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные обязательные элементы налогообложения определяются исключительно НК РФ.
Перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенства прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
Вопрос 52. Местные налоги.
Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.
Местные налоги и сборы всегда действуют исключительно на территории соответствующего муниципального образования.
Первоначальным этапом становления в Российской Федерации системы местных налогов и сборов считается принятие Закона от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который в ст. 21 закрепил 21 местный налог и сбор.
В 1992 г. данный перечень был расширен, добавилось два дополнительных налога и сбора: сбор за открытие игорного бизнеса (Закон РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1) и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178-1).
В связи с принятием НК РФ система местных налогов и сборов с 31 июля 1998 г. согласно ст. 15 НК РФ была представлена пятью налогами: земельным налогом; налогом на имущество физических лиц; налогом на рекламу; налогом на наследование и дарение; местными лицензионными сборами, При этом прежний закон об основах налоговой системы продолжал действовать наряду с НК РФ вплоть до принятия Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, который вступил в действие с 1 января 2005 г. и признал Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратившим силу.
Современная система местных налогов, представленная в ст. 15 НК РФ в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, включает два налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Таким образом, четко прослеживается тенденция снижения численности местных налогов и сборов (почти в 12 раз) по сравнению с их первоначальным количеством. Сокращение местных налогов можно расценивать как покушение на самостоятельность местного самоуправления, сильно ослабляющее налоговую базу местной власти.
Устанавливая местные налоги, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ:
а) налоговые ставки;
б) порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, они могут предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения — налоговая база, объект обложения и т.д. — устанавливаются федеральным законом.
В законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.
Вопрос 53. Страхование вкладов физических лиц в банках.
Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 28.11.2003)
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые
1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты процентов по ним.
4. В соответствии с целями настоящего Федерального закона устанавливаются особенности правового статуса участников системы страхования вкладов и определения существенных условий обязательного страхования вкладов, страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.
5. Отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) банк - кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности");
2) вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада;
3) реестр банков - формируемый в соответствии с настоящим Федеральным законом перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов;
4) вкладчик - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад;
5) возмещение по вкладу (вкладам) (далее также - страховое возмещение) - денежная сумма, подлежащая выплате вкладчику в соответствии с настоящим Федеральным законом при наступлении страхового случая;
6) разрешение Банка России - выдаваемая Банком России лицензия на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
7) дефицит фонда обязательного страхования вкладов - недостаточность фонда обязательного страхования вкладов для осуществления выплаты возмещения по вкладам в установленные настоящим Федеральным законом сроки;
8) встречные требования - денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам и (или) иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям, при которых вкладчик является должником банка.