Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, распространяются также на налоговых агентов.

5. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

Вопрос 43. Ставка налога и налоговый период.

Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Статья 55. Налоговый период

1. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

2. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

3. Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

4. Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Вопрос 44. Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных и в то же время самых сложных для исчисления налогов. Он установлен в НК РФ (часть вторая). Данный налог по своей классификации не может быть отнесен к какой-либо одной категории налогов. Исходя из существующих в настоящее время условий взимания, НДС является смешанным, многообъектным налогом.

Вместе с тем, бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, в связи с чем данный налог относят к разряду косвенных. Однако при реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, налогообложении строительства, выполненного хозяйственным способом, и в некоторых других случаях НДС приобретает признаки прямого налога.

Плательщиками НДС являются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Не являются плательщиками НДС: физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью; организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход; предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход; организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Освобождены от уплаты НДС: организации и индивидуальные предприниматели, у которых налоговая база, исчисленная в предусмотренном для этого порядке, в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов без учета НДС и налога с продаж не превысила 2 млн руб.

Объектами налогообложения по НДС являются:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (в данном случае передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается такой реализацией);

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются реализацией товаров (работ, услуг):

— передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или, по решению указанных органов", специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

— передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

— выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

— передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Налогооблагаемая база по НДС не совпадает с объектом налогообложения. Она состоит из следующих показателей:

1) объекта налога (обороты по реализации товаров, работ, услуг);

2) будущего объекта (полученные авансы);

3) иных средств, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (сумма штрафов по хозяйственным договорам, средства, перечисляемые в фонды развития предприятий).

По налогу на добавленную стоимость предусмотрены три ставки — стандартная, пониженная и нулевая.

Стандартная ставка (20%) применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по пониженной ставке.

Пониженная ставка (10%) применяется для продовольственных товаров (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и товаров для детей по перечню, также утверждаемому Правительством РФ.

Нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров.

При реализации товаров (работ, услуг) цена товара должна быть увеличена на сумму НДС. Для определения сумм налога в составе цены, сформированной с учетом НДС, предусмотрена расчетная ставка налога. При этом необходимо отметить, что расчетная ставка не является какой-либо самостоятельной ставкой налога.

Исчисление НДС является достаточно сложной процедурой, поскольку налог, подлежащий взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами НДС, полученными от покупателей товаров, и суммами НДС, уплаченными за материальные ресурсы, использованные в производстве. Таким образом, на протяжении всего цикла прохождения продукции до конечного потребителя предприятия на каждой стадии вносят в бюджет только сумму разницы между полученным НДС и НДС уплаченным.

По налогу на добавленную стоимость установлены два вида срока уплаты налога — общий и специальный.

Налогоплательщики уплачивают налог (в общий срок) ежемесячно за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала (специальный срок) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Вопрос 45. Налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц установлен в НК РФ (часть вторая). По сумме поступлений в бюджет этот налог занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость. В то же время данный налог является основным налогом с населения.

Налогоплательщиками являются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налога. В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

К физическим лицам — налоговым резидентам РФ, согласно ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.

Законодательство о налогах и сборах не предусматривает никаких ограничений по признанию физических лиц плательщиками налога на доходы в зависимости от их возраста. Плательщиками налога на доходы являются любые физические лица, начиная с момента рождения, в течение всей последующей жизни при наличии у них объекта налогообложения.

В соответствии со ст. 208 НК РФ объект обложения налогом на доходы физических лиц определяется отдельно по признаку налогового резидентства.

Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ.

Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в РФ.

Облагаемый доход определяется как разность между совокупным годовым дбходом, полученным в течение календарного года, и льготами. При применении к совокупному облагаемому доходу ставки налога получается окладная сумма налога.

В соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики — физические лица, не являющиеся предпринимателями, исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Для реализации указанного положения налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам (п. 3 ст. 230 НК РФ). Налоговые агенты, на которых возложена обязанность по удержанию налога с налогоплательщика, самостоятельно ведут учет выплаченных доходов и удержанных (уплаченных) сумм налогов.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке определяемом Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам.

Налоговая база определяется с учетом всех видов доходов налогоплательщика, полученных (право на распоряжение которыми у него возникло) им следующими способами:

— в денежной форме;

— в натуральной форме;

— в виде материальной выгоды.

К материальной выгоде, которая учитывается при исчислении налоговой базы, относятся: 1) суммы экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами; 2) выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц; 3) выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. Порядок исчисления материальной выгоды установлен в ст. 212 НК РФ.

В соответствии со ст. 224 НК РФ для разных видов доходов предусмотрены три разные налоговые ставки: ставка 13% (общая налоговая ставка); ставка 30% (по доходам в виде дивидендов и доходам, получаемым физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ); ставка 35% (специальная налоговая ставка); ставка 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Ставка в размере 35% установлена в отношении следующих доходов:

1) выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;

2) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;

3) страховых выплат по договорам добровольного страхования части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 HK РФ;

4) процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, снесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте, а также процентных доходов по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 г. на срок не менее шести месяцев, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты;

5) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ.

При исчислении налоговой базы, по которой применяется общая налоговая ставка 13%, доход уменьшается на сумму налоговых вычетов. Налоговые вычеты — это разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы.

При этом НК РФ по налогу на доходы физических лиц установил четыре вида налоговых вычетов:

— стандартные;

— социальные;

— имущественные;

— профессиональные.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков путем ежемесячного уменьшения налоговой базы, например, вычет на содержание детей. Данные вычеты предоставляются по заявлению налогоплательщика работодателем или налоговым органом.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в связи с осуществлением затрат: на благотворительность, на обучение, на лечение. Данные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только налоговым органом при подаче налоговой декларации.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества, в том числе квартир, а также при осуществлении затрат на приобретение жилого дома или квартиры. Данные налоговые вычеты также предоставляются налогоплательщику только налоговым органом при подаче налоговой декларации.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются предпринимателям, иным аналогичным лицам, авторам произведений науки, литературы, искусства, открытий, изобретений и др.

Данные вычеты применяются непосредственно при исчислении налоговой базы.

Налоговый период по данному налогу установлен равным календарному году.

НК РФ установлен порядок декларирования физическими лицами совокупного годового дохода и порядок исчисления налога по совокупному годовому доходу.

Декларация о фактически полученных доходах и произведенных расходах представляется физическими лицами налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В декларациях физические лица указывают все полученные ими доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога.

Вопрос 46. Государственная пошлина.

Наши рекомендации