Тема 25. Государственные заимствования и предоставление государственных кредитов, управление государственным долгом

1. Долговые обязательства Республики Беларусь и управление

государственным долгом

2. Долговые обязательства органов местного управления и

самоуправления

3. Бюджетные займы, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты

4. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь

1. Долговые обязательства Республики Беларусь и управление государственным долгом

Отсутствие баланса между растущими общественными потребностями и возможностями по их удовлетворению за счет имеющихся у государства доходов вызывает необходимость мобилизации финансовых ресурсов.

Государственный кредит представляет собой совокупность отношений по поводу мобилизации временно свободных денежных средств физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества - сверх текущих возможностей государства.

Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь и от ее имени - Правительству Республики Беларусь.

Привлечение внутренних госзаймов осуществляется Правительством Республики либо по его поручению Министерством финансов, а привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется только Правительством по решению Президента страны.

Привлечение внешних госзаймов Правительством и привлечение внешних займов резидентами под гарантии Правительства осуществляется по решению Правительства. Объем заимствований, установленный законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, не может превышать лимитов внутреннего и внешнего государственного долга.

При осуществлении госзаимствований следует тщательно подходить к выбору кредитора, определению срока, валюты и других условий заимствования, исходя из экономии бюджетных средств и эффективности их использования. Порядок привлечения внешних государственных займов устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Долговые обязательства Республики Беларусь могут возникать:

· по кредитам (займам), привлекаемым от имени Республики Беларусь как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и нерезидентов;

· государственным ценным бумагам, выпускаемым от имени Республики Беларусь;

· гарантиям Правительства Республики Беларусь;

· иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг Республики Беларусь.

Долговые обязательства бывают краткосрочными (до одного года включительно) и долгосрочными (свыше одного года).

Управление госдолгом представляет собой деятельность по оптимизации структуры и стоимости обслуживания долга.

Функцию по управлению госдолгом (кроме долга органов местного управления и самоуправления) осуществляет Правительство. Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.

Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются лимиты внутреннего госдолга и внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь; внешнего госдолга и внешнего долга, гарантированного Республикой.

Государственные ценные бумаги, размещенные на внутреннем финансовом рынке (на территории Республики), формируют внутренний госдолг, а размещенные на внешних финансовых рынках, - внешний госдолг.

Государство несет расходы по обслуживаниюгосдолга -- уплату процентов, штрафов или иного вознаграждения кредитору.

Погашение госдолга означает оплату, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики в части основного долга.

В случае возникновения риска превышения расходов на обслуживание и погашение госдолга над объемом средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете, Минфин информирует об этом Правительство, которое незамедлительно представляет Президенту Республики предложения об уточнении показателей бюджета на очередной финансовый год.

Поступление в республиканский бюджет средств от государственных заимствований, а также возмещение заемщиками платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства, отражается в источниках финансирования дефицита республиканского бюджета путем увеличения их объема.

При необходимости и на основе соглашения с заимодавцем может осуществляться реструктуризация государственного долга путем замены долговых обязательств, составляющих госдолг, на иные долговые обязательства, предусматривающие другие условия их обслуживания и погашения.

Госдолг Республики Беларусьвключает подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних госзаймов и внешних займов, полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Платежи по внешнему госдолгу осуществляются Минфином в соответствии с перечнем внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых производятся с привлечением средств республиканского бюджета. Обслуживание и погашение внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики, осуществляются резидентами за счет собственных средств.

Внешние госзаймы и внешние займы, гарантированные Правительством, могут привлекаться заемщиками в целях предоставления их пользователям внешних займов на условиях обслуживания и погашения последних за счет собственных средств пользователей. Ответственность перед заемщиками за исполнение обязательств по предоставленным внешним госзаймам или внешним займам, привлеченным под гарантию Правительства, несут пользователи внешнего займа. Указанные платежи взыскиваются Министерством финансов в бесспорном порядке в республиканский бюджет со счетов пользователей внешних займов со взиманием процентов по ставке, установленной законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Министерство финансов ведет учет внешнего государственного долга и внешнего долга, гарантированного Республикой, а также регистрацию внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства.

Платежи по обслуживанию и погашению внутреннего госдолга осуществляются Минфином за счет средств республиканского бюджета. В то же время обслуживание и погашение кредитов, выданных банками Республики под гарантии Правительства резидентами, осуществляются резидентами за счет собственных средств (если иное не предусмотрено Правительством ).

Гарантии Правительства Республики по кредитам, выдаваемымбанками Республики, и внешним займам предоставляются резидентам на платной основе Правительством по согласованию с Президентом Республики. Их оформление осуществляется:

· по договору внешнего займа - Правительством Республики;

· по кредитному договору, выдаваемому банком Республики, - Минфином по поручению Правительства, которое по согласованию с Президентом приняло решение о предоставлении такой гарантии.

Не предоставляются гарантии Правительства по займам (кредитам) резидентов, если они:

· имеют задолженность по платежам в республиканский бюджет;

· имеют задолженность по платежам в местные бюджеты;

· задолженность по платежам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· не выполнили свои обязательства по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов;

· не выполнили свои обязательства по исполненным гарантиям Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов в отношении бюджетных ссуд, бюджетных займов либо выполнили указанные обязательства за счет бюджетных средств.

2. Долговые обязательства органов местного управления и самоуправления

Долговые обязательства органов местного управления и самоуправления могут возникать:

· по ценным бумагам, размещенным местными исполнительными органами и распорядительными органами на внутреннем финансовом рынке;

· гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

· бюджетным кредитам;

· иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на долг органов местного управления и самоуправления.

Долг органов местного управления и самоуправления полностью обеспечивается средствами соответствующего местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы.

Обслуживание и погашение долга органов местного управления и самоуправления (кроме кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь) осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Обслуживание и погашение кредитов, выданных банками Республики под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам, осуществляются резидентами за счет собственных.

Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и долга, гарантированного органами местного управления и самоуправления, и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления.

Решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год по согласованию с Минфином устанавливается лимитдолгаорганов местного управления и самоуправления на очередной финансовый год и долга, гарантированного местными исполнительными и распорядительными органами. При превышении лимитов не допускаются заимствование и предоставление гарантий органами местного управления и самоуправления (кроме заимствований у вышестоящего бюджета на покрытие временных кассовых разрывов в течение текущего финансового года).

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты, а также местные исполнительные и распорядительные органы первичного и базового территориальных уровней обязываются разработать и согласовать с Министерством финансов и вышестоящими местными исполнительными и распорядительными органами комплекс мер по сокращению долга до размера, не превышающего предельно допустимый уровень. О ходе реализации данных мер указанные органы информируются ежеквартально.

В местных бюджетах на очередной финансовый год предусматриваются ассигнования:

· на обслуживание долга органов местного управления и самоуправления;

· погашение имеющейся в местном бюджете на данный год задолженности по долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты;

· исполнение обязательств по гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов.

Гарантииместных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выданным банками Республики, могут предоставляться:

· организациям коммунальной формы собственности;

· организациям, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам;

· негосударственным организациям.

Гарантии предоставляются на платной основе в пределах сумм, утвержденных решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Размер платы устанавливается решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Не предоставляются гарантии местных исполнительных и распорядительных органов по займам (кредитам) резидентов имеющих задолженность:

· по платежам в республиканский бюджет;

· платежам в местные бюджеты;

· платежам в государственные внебюджетные фонды;

· обязательствам по ранее предоставленным займам (кредитам).

Если заемщик не исполняет обязательства по возврату кредита, а банк предъявляет в установленном порядке требования к местным исполнительным и распорядительным органам об исполнении выданных ими гарантий, то местные финансовые органы в установленном порядке производят платежи по гарантиям. В последующем суммы платежей взыскиваются банком в бесспорном порядке со счетов кредитополучателей (за исключением корреспондентских счетов, а также счетов по учету бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов) со взиманием процентов с уплаченной местным исполнительным и распорядительным органом суммы.

Не допускается заимствование органами местного управления и самоуправления, если сумма планируемых платежей по обслуживанию и погашению новых и ранее принятых долговых обязательств в текущем или в каждом последующем году превышает 15 % планируемого на текущий год объема доходов бюджета (без учета получаемых субвенций).

Поступление в местные бюджеты средств от заимствований органов местного управления и самоуправления, а также возмещение заемщиками платежей, произведенных из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов, подлежат отражению в источниках финансирования дефицита соответствующего местного бюджета путем увеличения объема данных источников.

Погашение долга органов местного управления и самоуправления и осуществление платежей по выданным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов подлежат отражению в источниках финансирования дефицита соответствующего местного бюджета путем уменьшения объема данных источников.

3. Бюджетные займы, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты

Бюджетный заём - средства, предоставляемые юрлицам, являющимся резидентами (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом ), индивидуальным предпринимателям на возвратнойи возмездной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Бюджетная ссуда- средства, предоставляемые юрлицам, являющимся резидентами (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит - средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Решение о выделении бюджетного кредита принимается Министерством финансов либо соответствующим местным финансовым органом на основании письма-ходатайства исполкома соответствующего уровня с указанием причин образования временного кассового разрыва и обоснованием суммы, необходимой для его покрытия.

На покрытие временного кассового разрыва бюджету государственного внебюджетного фонда могут предоставляться бюджетные кредиты из республиканского бюджета, а республиканскому бюджету - из бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Срокипредоставления бюджетного кредита:

· до конца текущего финансового года - по кредиту на покрытие временного кассового разрыва;

· до пяти лет - по кредиту местному бюджету, предоставляемому из вышестоящего бюджета для реализации инвестиционных проектов и программ.

Если местный бюджет имеет просроченную задолженность по погашению ранее предоставленных бюджетных кредитов, то ему не предоставляется бюджетный кредит для реализации инвестиционных проектов и программ.

Проценты за пользование бюджетными кредитами, получаемыми для реализации инвестиционных проектов и программ, устанавливаются в размере не менее половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день начисления процентов.

Кредитополучатель отвечает за целевое использование бюджетного кредита, своевременность его возврата в соответствии с законодательством и договором.

4. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь

Республика Беларусь в лице своего Правительства может по решению Президента Республики предоставлять государственные кредиты иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Долговые обязательства иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов перед Республикой Беларусь как кредитором формируют долг иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь перед Республикой Беларусь.

В случае предоставления Республикой государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются:

· предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам;

· программа предоставления Республикой государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам.

Госкредит может быть предоставлен Республикой только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам.

Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов перед Республикой по видам долговых обязательств и по кредитополучателям прилагаются к проекту закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей.

Программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов за счет средств республиканского бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов и объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году.

Тема 26. Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения

1. Содержание, задачи и уровни бюджетного регулирования. Сущность межбюджетных отношений и принципы их организации.

2. Направления реформирования межбюджетных отношений в современных условиях.

3. Показатели оценки бюджетной самообеспеченности регионов.

1. Содержание, задачи и уровни бюджетного регулирования. Сущность межбюджетных отношений и принципы их организации

Бюджетное регулирование — это процесс распределения и перераспределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и отдельными бюджетами.

В процессе бюджетного регулирования предполагается решить следующие задачи:

• сбалансировать доходы и расходы бюджетов;

• заинтересовать местные органы власти в выполнении планов поступления общегосударственных доходов и налогов;

• стимулировать работу местных органов управления и самоуправ­ления по изысканию резервов роста доходов собственных бюджетов.

Уровни бюджетного регулирования:

• республиканский — Министерство финансов регулирует до­ходы и расходы республиканского бюджета, а. также бюджетов об­ластей и г. Минска;

• областной — областные финансовые управления регулируют доходы и расходы непосредственно областных бюджетов, а также бюджетов районов и городов областного значения;

• районный — районные финансовые управления регулируют доходы и расходы бюджетов первичного уровня, а также районных бюджетов, сельских, поселковых, городов районного значения.

Бюджетное регулирование сопровождается формированием множества бюджетных потоков, которые распределяют бюджет­ные ресурсы и определяют объемы и направления расходов мест­ных бюджетов. Часть из них — восходящие, а другая — нисходя­щие бюджетные потоки.

Из местных бюджетов финансируются объекты жилищно-ком­мунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общест­венного питания, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоус­тройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструкту­ры и др.

Между бюджетами всех уровней действуют сложные связи по поводу регулирования бюджетных потоков в процессе распределе­ния государственных доходов и расходов — межбюджетные отношения, характеризуемые как отноше­ния между республиканскими органами государственного управле­ния и органами местного управления и самоуправления при осу­ществлении бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения основываются на следующих прин­ципах:

• разграничения доходов бюджетов и закрепления их за опре­деленными уровнями бюджетной системы Республики Беларусь;

• распределения расходов бюджетов и закрепления их за опре­деленными уровнями бюджетной системы Республики Беларусь;

• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспечен­ности бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Бе­ларусь.

В масштабах государства осуществляется регулирование всей совокупности этих отношений.

Цели регулирования межбюджетных отношений:

• обеспечение соответствия между полномочиями государ­ственных органов на осуществление расходов, закрепленных зако­нодательными актами за республиканским и местными бюджета­ми, с одной стороны, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, с другой;

• выравнивание уровня социально-экономического развития регионов.

В Республике межбюджетные отношения строятся на основе разделения между территориальными уровнями власти функций двух порядков:

1) регулирования социально-экономического развития общес­тва;

2) оказания различного рода общественных услуг:

- социального назначения (услуги здравоохранения, просвеще­ния, культуры);

- услуг инфраструктуры (связь, транспортное сообщение, энергообеспечение и др.).

Функции первого порядка обеспечивают перераспределение до­ходов общества между хозяйствующими субъектами и социальны­ми слоями через экономическую и социальную политику государ­ства. Посредством функций второго порядка гарантируется предо­ставление населению общественных услуг, достигается выравнива­ние бюджетной обеспеченности регионов.

В случае возникновения диспропорции между доходами и рас­ходами региональных органов власти производится перераспреде­ление средств между бюджетами различных уровней.

В республике одновременно развиваются две тенденции: централизации государственных доходов на уровне рес­публиканского бюджета и децентрализации государственных рас­ходов через увеличение расходных функций региональных бюдже­тов.

Это требует усиления процессов бюджетного регулирования с целью перераспределения бюджетных ресурсов, что увеличивает количество бюджетных потоков, усложняет процесс управления ими.

При решении вопросов распределения доходов и расходов меж­ду бюджетами различных уровней следует исходить из следующих положений:

♦ степень обеспеченности местных бюджетов собственными до­ходами должна быть необходимой и достаточной;

♦ максимальная децентрализация доходов не согласуется с эко­номическими интересами других участников межбюджетных отно­шений. Предоставление исчерпывающих налоговых полномочий местным властям может привести к неравенству налоговых режи­мов, миграции экономических агентов, дифференциации условий инвестирования и т.п.;

♦ закрепление расходных функций за бюджетами различных уровней должно гарантировать высокое качество и эффективность государственных услуг.;

♦ ряд услуг экономически целесообразно закрепить за выше­стоящим уровнем управления, тем самым предупреждая дублирование услуг местными администрациями;

♦ степень децентрализации расходов ограничена наличием у местных бюджетов доходных источников, достаточных для обеспе­чения расходных функций.

При распределении бюджетных ресурсов нельзя не учитывать важную роль республиканского бюджета в финансиро­вании общегосударственных программ и мероприятий.

При формировании республиканского бюджета важно обеспечить максимальное сбалансирование доходов и рас­ходов местных бюджетов посредством оптимального сочетания раз­личных форм и методов бюджетного регулирования, рационально­го построения межбюджетных отношений.

В настоящее время каналами поступлений в местные бюджеты являются собственные доходы, а также отчисления от общереспуб­ликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам — трансферты.

Перераспределение доходов между отдельными видами бюдже­тов путем передачи средств (сверх собственных доходов) вышестоя­щими бюджетами нижестоящим бюджетам и составляет содержа­ние бюджетного регулирования.

На практике бюджетное регулирование реализуется в составле­нии планов бюджетного регулирования.

3. Направления реформирования межбюджетных отношений в современных условиях

Совершенствование концептуальных подходов к развитию мест­ных бюджетов в определенной степени способствовало упорядоче­нию межбюджетных отношений. Однако не все проблемы оказа­лись решенными.

Актуален вопрос формирования доходов местных бюджетов.Считается, что несбалансиро­ванность бюджетов — обычное явление, поскольку бюджеты вклю­чены в состав участников рынка капиталов и подчиняются рыноч­ным законам. Поэтому множественность межбюджетных денежных пото­ков вполне естественна. С их помощью устраняются различия в бюджетном обеспечении функций органов власти; через систему целевого перераспределения оказывается государственная поддерж­ка территориям; осуществляется приоритетное финансирование отдельных экономических зон и регионов.

Необходимо повысить эффективность использо­вания бюджетных средств путем рационального построения меж­бюджетных отношений и перераспределения бюджетных потоков.

Проблема вертикального выравнивания решается посредством долевого распределения общегосударственных налогов и доходов между различными бюджетами, а также путем дотирования расхо­дов территорий из бюджетов вышестоящего уровня и предоставле­ния межбюджетных трансфертов в виде субвенций.

Горизонтальная несбалансированность бюджетной системы обусловлена объективными факторами: месторасположением реги­она, особенностями его развития, количеством жителей, развитием сети учреждений, состоянием местного хозяйства и др. Поэтому го­ризонтальное выравнивание требует выравнивания, как налоговой базы территорий, так и объема предоставляемых общественных ус­луг в целях обеспечения социальной справедливости.

Экономический эффект горизонтального выравнивания заклю­чается в предотвращении экономических потерь, связанных с миг­рацией населения и капитала из-за налоговых различий; социаль­ный эффект — в обеспечении социальной справедливости.

Главным инструментом горизонтального выравнивания в ряде стран служит фонд финансовой поддержки территорий. Немалую роль играет также фонд выравнивания регионального развития, средства которого в виде трансфертов распределяются между бюд­жетами регионов.

Целевое разделение трансфертов в Республике Беларусь целесо­образно закрепить путем образования на уровне республиканского бюджета двух самостоятельных фондов: финансовой поддержки ре­гионов и развития регионов.

Для реформирования, предполагающего создание рациональ­ной системы межбюджетных отношений, требуется:

• обеспечить соответствие доходов расходным функциям регио­нальных бюджетов и на этой основе — общее бюджетное равнове­сие. Сбалансированность доходов и расходов местных бюджетов достигается с помощью оптимального сочетания различных форм и методов бюджетного регулирования;

• повысить финансовую самостоятельность регионов, укрепив доходную базу местных бюджетов. Следует установить в законода­тельном порядке минимальный уровень собственных доходов в об­щем объеме доходов региональных бюджетов;

• разработать единые подходы к организации всех видов фи­нансовой помощи, в максимальной степени реализовав потенциал их целенаправленного воздействия на экономику регионов. Меха­низм предоставления финансовой помощи регионам должен повы­шать заинтересованность органов государственной власти на мес­тах в расширении собственной доходной базы, развитии инвести­ционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов;

• обеспечить сокращение дотационности местных бюджетов, законодательно ограничить ее уровень;

• создать республиканские фонды финансовой поддержки ре­гионов.

Комплекс мер но реформированию межбюджетных отношений, предполагающий рациональное перераспределение бюджетных по­токов, будет способствовать сбалансированности и стабильности ре­гиональных бюджетов, выравниванию уровней бюджетной обеспе­ченности и социально-экономического развития административ­но-территориальных единиц.

3. Показатели оценки бюджетной самообеспеченности регионов

Необходимость бюджетного регулирования вызвана двумя факторами:

1) неравномерностью размещения доходных источников и пот­ребителей финансовых ресурсов по территории страны;

2) функционированием местных органов государственной влас­ти, обеспечивающих интересы населения.

Избыточные полномочия местных органов власти по введению собственных налогов и сборов создают различия в региональной среде налогообложения и, соответственно, в условиях для бизнеса, что может провоцировать нерациональное перемещение капита­лов. Существуют две противоположные концепции государственной помощи региональному развитию: перераспределительная и струк­турная.

Перераспределительная концепция имеет в своей основе про­цесс перераспределения доходов, полученных от высокоразвитых регионов, в пользу слаборазвитых при использовании таких финан­совых инструментов, как государственный бюджет, налоги, субси­дии, дотации и др. Перераспределительная система помощи регионам направлена на выравнивание доходов со стороны центра без должного учета местных особенностей. Она в состоянии лишь частично нивелиро­вать различия в хозяйственно-экономическом развитии террито­рий, но не может решить ключевых проблем.

Структурная концепция предусматривает государственное финансирова­ние регионов по линии решения целевых проблем отраслей эконо­мики, развития инфраструктуры, обеспечения инвестиций на кон­кретной территории. Оказание финансовой помощи она ставит в за­висимость от различий не в доходах регионов, а в их экономичес­ком развитии и целях стимулирования самостоятельного функцио­нирования бизнеса..

Перераспределительная модель стимулирует экстенсивное развитие территорий, а структурная — интенсивные факторы их экономического рос­та. Эффективность бюджетного механизма регулирования (модели бюджетного регулирования), действующего в любом государстве, зависит от выбора и оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования.

Различают горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доход­ными возможностями. Вследствие горизонтального выравни­вания происходит территориальное перераспределение бюджетных средств от «богатых» регионов к «бедным», которое, как правило, осуществляется через финансовую помощь.

В Республике используются следующие методы для решения этой задачи:

• разграничение доходов между бюджетами;

• разграничение расходных полномочий;

• предоставление финансовой помощи вышестоящими бюдже­тами нижестоящим.

Формируемая при этом структура доходов местных бюджетов, несмотря на новации Бюджетного кодекса, далека от совершен­ства.

Систему достаточно известных показателей целесообразно дополнить коэффициентом бюджетной самообеспеченности (КБС), который представляет отношение собственных доходов местных бюджетов к общей сумме доходов. Чем выше его значение, тем ста­бильнее доходная база местных бюджетов. Достоинство КБС состо­ит в том, что он является основным носителем информации о бюд­жетной самообеспеченности, а слабостью является зависимость от региональных факторов.

Наши рекомендации