Правовое регулирование внутренних государственных займов. управление государственным долгом.

Под государственными внутренними заимствованиями РФ по­нимаются займы и кредиты, привлекаемые от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных фи­нансовых организаций, по которым возникают долговые обяза­тельства РФ как заемщика или гаранта погашения займов дру­гими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Государственные заимствования субъекта РФ и муниципальные заимствования — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответ­ственно субъекта РФ или муниципального образования как за­емщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств (ст. 90 БК РФ). Эмиссия государственных и муниципальных заимство­ваний в соответствии с БК РФ (ст. 106, 107, 111,112), Федераль­ным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государ­ственных и муниципальных ценных бумаг» (ст. 7), допускается только в случае принятия РФ или ее субъектом закона (органом местного самоуправления — решения) о бюджете соответствую­щего уровня, где в обязательном порядке утверждаются (для РФ):

1) предельные объемы государственного внутреннего дол­га;

2) предельные объемы государственного внешнего долга;

3) пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год. При этом обязательно осуществляется разбивка долга по формам обеспечения обязательств.

Законодатель установил правила, ограничивающие' случаи осуществления государственных и муниципальных заимствова­ний (ст. 111, 112 БК РФ). При этом предельный объем расходов на обслуживание госдолга субъекта РФ или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответ­ствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управ­лению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление госдолгом РФ возложено на Правительство РФ (ст. 101 БК РФ). Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятия по управ­лению долгом РФ осуществляет Минфин России, БК РФ (ст. 165) закрепляет в составе полномочий Минфина в бюджет­ном процессе полномочие на осуществление «в порядке, уста­новленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ». Управление госдолгом субъекта РФ осуществляет­ся органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципаль­ным долгом — уполномоченным органом местного самоуправ­ления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» в Министерстве финансов РФ создана единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государ­ственных заимствований.

Среди мероприятий по управлению государственном (му­ниципальным) долгом наиболее распространенными и миро­вой практике являются: рефинансирование, конверсия, консо­лидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т. е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущен­ных долговых обязательств, используется обычно при недоста­точности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Например, в связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства по согла­сованию с их владельцами подлежат обмену на облигации феде­рального займа с постоянным купонным доходом с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа (снижение или повышение процентной ставки дохода). Изменение сроков дей­ствия ранее выпущенных займов называется консолидацией. В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией зай­ма была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.

Во второй части ГК РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., закреплено правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципаль­ного займа (ст. 817 ГК РФ). Если же все-таки возникает необ­ходимость изменить срок государственного займа, государство теперь правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств только по согласованию с кредиторами.

БК РФ ввел новое понятие — реструктуризация долга (ст. 105), под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государ­ственный и муниципальный долг, с заменой указанных долго­вых обязательств иными долговыми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения обязательств. В этом случае принято руководствоваться также правилами ст. 414 и ,ст. 818 ГК РФ о новации. Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными об­разованиями (ч. 5 ст. 817 ГК РФ). Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия го­сударства по унифицированию займов, означающему обмен не­скольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулиро­вание государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обус­ловлено обычно сменой политической власти.



Наши рекомендации