Тема 14. Финансовое обеспечение государственной поддержки отраслей национальной экономики и охраны окружающей среды
1. Содержание, состав, структура и источники финансирования расходов на отрасли национальной экономики.
2. Характеристика расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики.
3. Расходы бюджета на охрану окружающей среды.
.1. Содержание, состав, структура и источники финансирования расходов на отрасли национальной экономики.
Источниками финансирования расходов на отрасли национальной экономики являются бюджеты всех уровней (республиканский и областные, базового и первичного уровней, бюджет города Минска), а также целевые бюджетные фонды, входящие в состав вышеуказанных бюджетов.
Расходы на отрасли экономики отражаются по разделу 04 «Национальная экономика» в разрезе отраслей экономики, деятельность которых они обеспечивают (сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, регулирование имущественных отношений, картография и геодезия). Кроме того, по данному разделу отражаются расходы, связанные с общими экономическими вопросами.
Снижение прямого бюджетного финансирования отраслей экономики должно быть обоснованным. Увеличение доходов возможно в условиях стабильной экономики. Госинвестиции в отрасли хозяйства неизбежны.
Вопрос вложений должен решаться с учетом их приоритетности, экономической обоснованности размера и условий предоставления, наличия источников их покрытия. Сокращение бюджетных расходов на отрасли национальной экономики не приведет к полному отказу от бюджетного финансирования, ибо есть расходы, требщие государственных средств:
-- продолжает функционировать государственный сектор экономики, нуждающийся в разработке и реализации государственных инвестиционных программ, в соответствии с которыми и осуществляется бюджетное финансирование капитальных затрат;
-- для стабилизации экономики и развития предпринимательства необходима финансовая помощь государства.
В 2010—2014 гг. изменились приоритеты в государственной поддержке отраслей национальной экономики (табл. ).
Структура расходов консолидированного бюджета на отрасли национальной экономики, % 2014
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 14,5% 100 | 18 624 668 811,0 |
Общие экономические вопросы 0,02 | 5 408 549,0 |
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность 40,4 | 7 525 483 751,0 |
Лесное хозяйство 6,4 | 1 191 258 589,0 |
Промышленность, строительство и архитектура 20,3 | 3 784 416 673,0 |
Транспорт 1,3 | 249 415 581,0 |
Дорожное хозяйство 16,4 | 3 062 231 595,0 |
Связь 1,3 | 238 960 281,0 |
Топливо и энергетика 11,2 | 2 083 142 460,0 |
Прикладные исследования в области национальной экономики 1,0 | 192 149 125,0 |
Другая деятельность в области национальной экономики 1,6 | 292 202 207,0 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 655 071 196,0 |
Существенную роль в финансировании расходов на национальную экономику играют целевые бюджетные фонды.
Согласно Закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год», в бюджет страны были включены средства следующих государственных целевых бюджетных фондов:
• фонда национального развития;
• дорожный фонд;
• инновационных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями.
Государственная поддержка отраслей национальной экономики в значительной степени осуществляется в рамках финансирования бюджетных программ в области национальной экономики.
Таким образом, в течение анализируемого периода средства бюджета составляли значительную часть в объеме финансовых ресурсов субъектов реального сектора экономика. Некоторое уменьшение их доли свидетельство не столько улучшения экономического состояния данных предприятий, сколько снижения мощности бюджетных потоков, направляемых на финансирование национальной экономики.
2. Характеристика расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики
Сельское хозяйство. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы предусмотрено формирование безубыточного, конкурентоспособного и экологически безопасного производства с/х продукции.
Приоритетными направлениями с-х производства, способствующими повышению его эффективности, являются:
• создание высокодейственных интеграционных структур корпоративного типа— от производства до сбыта;
• интенсификация производства на основе более полного использования производственных и почвенно-климатических условий, трудовых ресурсов, инфраструктуры сбыта внутри страны и за рубежом;
• модернизация организаций, перерабатывающих с/х сырье; внедрение нового оборудования и технологий, позволяющих осуществлять глубокую переработку сырья, расширять ассортимент;
• внедрение новейших высокопродуктивных сортов с/х культур и пород животных и птиц; расширение и освоение новых рынков сбыта отечественной с/х продукции, интеграция в мировое агропродовольственное пространство;
• создание условий для развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Сельское хозяйство Беларуси должно стать бездотационным и самоокупаемым. Этому будет способствовать выполнение Государственной программы, укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011—2015 годы
Мероприятия по совершенствованию механизма государственной поддержки сельского хозяйства:
• установление размеров централизованной поддержки конкретных регионов и с/х предприятий исходя из кадастровой оценки земель, обеспечивающее относительно равные условия всем субъектам хозяйствования для устойчивого и эффективного ведения агропромышленного производства;
• определение удельного веса расходов консолидированного бюджета на поддержку с/х исходя из параметров доли сельского хозяйства в ВВП страны;
• вынесение за рамки объема государственной поддержки с/х на следующих бюджетных расходов: на развитие социальной инфраструктуры села; поддержание и повышение плодородия земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; ведение племенной работы, ветеринарное дело, селекцию и семеноводство; организацию крупных защитных мероприятий в растениеводстве; ликвидацию и снижение последствий аварии на ЧАЭС; закупку продукции для государственных нужд.
Государственная поддержка субъектов АПК предусматривается по следующим направлениям:
• научно-техническая и научная деятельность в сфере АПК ;
• финансирование отраслевых и государственных программ, целевых мероприятий, реализация которых обеспечивает рост конкурентоспособности продукции, развитие технико-технологической базы производства;
• поддержание доходности сельскохозяйственного производства на уровне средней по экономике для обеспечения межотраслевого паритета;
• выравнивание доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с различиями, обусловленными дифференциацией почвенно-климатических и экономических условий хозяйствования;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для АПК ;
• информационное обеспечение и маркетинговое обслуживание; внедрение современных информационных технологий в деятельность органов управления АПК и в процессы регулирования агропродовольственного рынка; ведение дистанционного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий;
• обеспечение стабильности аграрного рынка, в том числе благодаря формированию государственных стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции, совершенствованию системы страхования, системы переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции и другим мерам развития сельского хозяйства.
Лесное хозяйство.Функционирует на условиях государственной собственности на леса, централизованного лесоуправления и лесопользования.
Предстоят укрепление производственного, инновационного и кадрового потенциала отрасли, совершенствование и повышение эффективности воспроизводства, охраны и защиты лесов.
В соответствии с Государственной программой развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011—2015 годы, в которой предусмотрены следующие основные направления:
• широкое применение информационных технологий и аэрокосмических методов для учета лесного фонда и оперативной оценки состояния лесов;
• улучшение возрастной и породной структуры лесного фонда путем расширения посадки хозяйственно ценных пород на основе создания генетически улучшенных пород деревьев в питомниках;
• 100 %-е освоение расчетной лесосеки;
• строительство лесных дорог с привлечением передовых технологий;
• увеличение использования лесосечных отходов в качестве древесного топливного сырья без ущерба для лесных экосистем;
• проведение сертификации лесоуправления и лесопользования; совершенствование структуры управления лесным хозяйством.
Расходы на ведение лесного хозяйства рассчитываются исходя из объемов выполняемых работ, оптимальной численности государственной лесной охраны и лесохозяйственного аппарата, прогнозных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
Промышленность.На основе использования этого потенциала создается 27,5 % национального ВВП и около 90 % экспортируемых товаров.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы главными задачами развития промышленного производства являются:
• повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств;
• создание и развитие конкурентоспособных производств;
• наращивание выпуска высококачественных, востребованных на рынках и соответствующих мировым стандартам товаров.
Одно из приоритетных направлений— организация совместных предприятий по выпуску импортозамещающей продукции с участием иностранных производителей.
Основные направления реализации поставленных задач:
• ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение действующих производств и организация новых специализированных производств;
• укрепление материально-технической базы отраслевой науки в целях создания высокоэффективных и конкурентоспособных образцов продукции;
• достижение высокого уровня качества выпускаемой техники;
• выпуск новых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, фармацевтических субстанций и диагностических средств;
• увеличение продаж за счет проведения активной маркетинговой политики, расширения товаропроводящей сети, улучшения гарантийного и послегарантийного обслуживания;
• совершенствование организационных форм предприятий путем исключения из структуры промышленных организаций непрофильных активов, преобразования крупных объединений промышленных организаций в хозяйственные общества (холдинги, альянсы, совместные предприятия;
• создание на базе национальных предприятий транснациональных компаний (ТНК), сборочные и материалоемкие производства которых разместятся в странах — потребителях продукции, с сохранением в Беларуси производства новейших наиболее наукоемких образцов продукции.
Строительство. Это межотраслевая система, включающая совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения.
Перед отраслью поставлены следующие задачи:
• снижения материало- и энергопотребления при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
• сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла;
• развития современных производств строительных материалов и изделий, инженерной и социальной инфраструктуры.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы выработаны основные направления реализации поставленных задач:
• проектирование и строительство современных экологически безопасных зданий и сооружений;
• расширение индивидуального жилищного строительства, в том числе развитие малоэтажного домостроения;
• насыщение внутреннего рынка республики строительными материалами отечественного производства;
• наращивание экспортного потенциала и увеличение производства импортозамещающей продукции.
Перспективы строительной отрасли определены в Концепции развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011 —2020 годы. Данный документ направлен на совершенствование правовых, организационных, экономических, технических и технологических условий, необходимых для устойчивого развития строительного комплекса.
Предполагается обеспечить в полном объеме инженерной инфраструктурой (газо-, водо- и энергоснабжение) вновь построенные и строящиеся жилые дома, и в дальнейшем перейти к использованию автономных инженерных систем и альтернативных энергоисточников.
Улучшению жилищных условий граждан, обеспечению доступности возводимого жилья должны способствовать такие меры:
• ведение жилищного строительства за счет всех источников финансирования;
• принятие закона о жилищных строительных сбережениях, который послужит основой для создания системы жилищных строительных сбережений-,
• повышение уровня благоустройства жилищного фонда;
• развитие коммунальной инфраструктуры населенных пунктов и др.
Транспорт.Относится к базовым отраслям, формирующим инфраструктуру экономики и обеспечивающим связь между всеми ее элементами.
Бюджетные средства используются на финансирование железнодорожного, водного, трубопроводного транспорта, авто- и авиатранспорта.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы в качестве основных задач развития транспорта определяет следующие:
• увеличение объемов предоставляемых услуг по перевозке пассажиров и грузов;
• повышение качества, доступности и безопасности перевозок;
• рост экспорта транспортных услуг.
Дорожное хозяйство. Планируется продолжить развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, разработку и внедрение автоматизированной системы мониторинга эксплуатационной надежности мостовых сооружений, создавать автодорожные пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.
Финансирование дорожного хозяйства в республике осуществляется в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, а также Программой «Дороги Беларуси» на 2006—2015 год.
Конкретные объемы выделения средств на мероприятия Программы «Дороги Беларуси» на 2006—2015 годы (далее — Программа).
Госфинансирование рассматривается в качестве одного из основных механизмов реализации Программы. Источником средств являются денежные поступления от организаций дорожного хозяйства, кредиты и средства инвесторов.
От развитости сети автомобильных дорог зависят затраты автомобильного транспорта и спрос на автомобильные перевозки, скорость движения транспортных средств, надежность круглогодичного сообщения по автомобильным дорогам.
Автомобильный транспорт. Предусматривается активизация работы по обновлению и пополнению парка подвижного состава автобусов, в первую очередь — малой и средней вместимости.
Особое внимание в текущем пятилетии будет уделено развитию экспортного потенциала грузоперевозок.
Финансирование Государственной программы развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011— 2015 годы (далее — Программа) будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Железнодорожный транспорт. Будет продолжена работа по электрификации Белорусской железной дороги, техническому переоснащению, обновлению и эффективному использованию ее подвижного состава, модернизации грузовых терминалов и железнодорожных путей, систем сигнализации, связи и электроснабжения.
Прогнозируемая потребность финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы (далее — Программа) составляет 14 674 млрд. руб.
Основные направления финансирования объектов Программы в разрезе источников привлекаемых средств.
За счет собственных средств:
• развитие Минского железнодорожного узла;
• усиление пропускных способностей станций, предназначенных для пропуска длинносоставных и тяжеловесных транзитных поездов;
• развитие организаций путевого хозяйства;
• развитие систем автоматики, телемеханики и связи;
• модернизация систем электроснабжения;
• развитие инфраструктуры пассажирского сервиса;
• развитие информационно-управляющих систем на железнодорожном транспорте;
• модернизация грузовых терминалов с созданием на их базе транспортно-логистических центров;
• развитие строительного комплекса и хозяйства гражданских сооружений;
• строительство объектов железнодорожного транспорта (и некоторые другие).
За счет кредитных ресурсов:
• приобретение тягового подвижного состава, грузовых и пассажирских вагонов;
• приобретение мотор-вагонного подвижного состава, в том числе для организации внутригородских перевозок пассажиров в Минске;
• приобретение техники и подвижного состава для проведения путеремонтных работ;
• развитие инфраструктуры для реализации проекта скоростного межрегионального пассажирского сообщения (строительство вторых путей на участках Орша — Витебск и Орта — Могилев; восстановительный ремонт пути; реконструкция двухпутных электрифицированных участков; реконструкция двухпутных неэлектрифицированпых участков; замена автоблокировки);
• проведение электрификации железнодорожных линий;
• модернизация существующего парка тепловозов.
За счет средств республиканского бюджета:
• возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, выданными на инвестиционные проекты па условиях конкурсного размещения, а также процентов по внешним государственным займам (294 млрд. руб.);
• строительство шести автодорожных путепроводов над железнодорожными путями (49 млрд. руб.);
• финансирование научно-исследовательских работ по обеспечению выполнения Программы, а также поддержка мероприятий по энергосбережению Министерства транспорта и коммуникаций из средств инновационного фонда.
За счет средств областных бюджетов планируется развитие инфраструктуры пассажирского сервиса с обустройством привокзальных площадей и пешеходных переходов через железнодорожные пути.
Воздушный транспорт. В целях обеспечения авиационной безопасности предстоит провести техническую реконструкцию и модернизацию аэродромов, аэропортов, наземной инфраструктуры навигации.
Водный транспорт.Будут продолжены работы по реконструкции Дпепровско-Бугского и Королевского каналов, включающей строительство низконапорных ГЭС.
Бюджетное финансирование водного транспорта осуществляется на основе Программы развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы (далее — Программа).
Связь — Одним из важнейших условий реализации запланированных мероприятий были обоснованные тарифы на услуги электросвязи для компенсации операторам электросвязи экономически обоснованных затрат, связанных с их оказанием.
Современное развитие электро- и почтовой связи требует совершенствования государственного регулирования деятельности отрасли по следующим направлениям:
• развитие конкуренции и либерализация рынка услуг электросвязи;
• совершенствование организационно-технического взаимодействия сетей электросвязи;
• внедрение механизма универсального обслуживания;
• совершенствование порядка распределения и использования ограниченных ресурсов в электросвязи в условиях конкуренции.
Основные параметры развития на очередные пять лет определены в Программе социально-экономического развития отрасли на 2011—2015 годы. В качестве важнейших задач этого значимого компонента информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) названы:
• стимулирование развития современных сетей электросвязи;
• внедрение новых услуг связи;
• продолжение модернизации и развития сетей передачи данных с переходом на современные интернет-технологии;
• строительство волоконно-оптических линий связи непосредственно до потребителя, что позволит увеличить скоростной потенциал до 100 Мбит/с.
Предусматриваются переход к мультисервисным сетям электросвязи, основанным на использовании единой аппаратно-программной платформы; внедрение услуг сотовой подвижной электросвязи четвертого поколения; расширение внешнего шлюза доступа в сеть Интернет и увеличение пропускной способности оборудования электросвязи для трафика сети передачи данных.
Программа уделяет особое внимание развитию как услуг широкополосного доступа в глобальную компьютерную сеть Интернет, так и дополнительных услуг сети передачи данных с увеличением к 2015 г. количества портов стационарного широкополосного доступа до 3 млн.
Предстоит завершить переход к эфирному телевизионному вещанию в цифровом формате, обеспечивающем прием пакета телевизионных программ на всей территории Республики Беларусь.
Топливо и энергетика.Деятельность этой отрасли осуществляется в соответствии с параметрами Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-- 2015 годы. Другим важным документом является Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011—2015 годы (далее — Программа).
Основные задачи развития ТЭК:
• внедрение энергоэффективных технологий;
• увеличение глубины переработки нефти;
• комплексное использование углеводородного сырья;
• развитие энергетических источников, работающих на местных видах топлива, и возобновляемых источников энергии.
В целях увеличения стратегических запасов энергетических ресурсов планируются реконструкция действующих и строительство новых подземных хранилищ природного газа.
Комплекс мер по улучшению финансового состояния и развития ТЭК:
• поэтапное повышение цен на нефтепродукты, поставляемые на внутренний рынок, до уровня экспортных цен;
• постепенная ликвидация перекрестного субсидирования населения в ценах (тарифах) на газ и энергию;
• дифференциация цен на природный газ и тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов потребления и времени суток;
• модернизация нефтеперерабатывающих заводов, направленная на расширение номенклатуры выпускаемой продукции и увеличение глубины переработки нефти;
• дальнейшее совместное освоение нефтяных месторождений за рубежом;
• строительство новых парогазовых блоков, модернизация энергетических источников, установка генерирующего оборудования в действующих котельных и преобразование их в мини- ТЭЦ;
• строительство АЭС;
• наращивание объемов хранения газа, нефти и продуктов ее переработки;
• развитие сетевой энергетической инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей.
К государственным приоритетам в топливно-энергетической сфере относятся поиск и промышленная эксплуатация альтернативных источников энергии на основе современных мировых технологий.
С учетом растущего мирового дефицита и постоянного удорожания традиционных энергоносителей возникла острая необходимость замещения импортируемых топливно-энергетических ресурсов местными и возобновляемыми видами.
2.Расходы бюджета на охрану окружающей среды
По разделу 05 функциональной классификации расходов бюджета «Охрана окружающей среды» отражаются соответствующие расходы, в том числе:
• на содержание особо охраняемых природных территорий;
• восстановление государственного природно-заповедного фонда;
• национальную систему мониторинга окружающей среды;
• ведение государственных кадастров природных ресурсов;
• проведение государственной экологической экспертизы;
• мероприятия по охране окружающей среды;
• мероприятия по охране земель;
• прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды;
• обеспечение функционирования органов охраны природы.
Классификация расходов в разрезе подразделов:
01 «Природоохранная деятельность»;
02 «Охрана природной среды»;
03 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды»;
04 «Другие расходы в области охраны окружающей среды».
Подраздел 01 «Природоохранная деятельность» включает расходы в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
В подразделе 02 «Охрана природной среды» отражаются расходы в области охраны окружающей среды, животного и растительного мира, экологии, в том числе в области функционирования особо охраняемых природных территорий; расходы фондов охраны природы в соответствии с законодательством Республики Беларусь; расходы по финансированию комплекса работ по освоению новых земель, повышению плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда, землеустройству и оснащению землеустроительной службы.
В подраздел 03 «Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды» включаются расходы на выполнение научно-технических, социальных, народно-хозяйственных программ; на финансовую поддержку инновационных проектов в части проведения научных исследований и разработок; на подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы; на проведение научных и научно-технических мероприятий; на развитие материально-технической базы научных организаций и др.
По подразделу 04 «Другие расходы в области охраны окружающей среды» отражаются расходы фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья по направлениям в соответствии с законодательством Республики Беларусь; по радиационно-экологическому мониторингу окружающей среды в рамках Программы по преодолению последствий аварии на ЧАЭС; по обеспечению функционирования республиканских органов государственного управления, осуществляющих руководство в области окружающей среды, и по обслуживанию их инновационных фондов; по выполнению государственных программ в области охраны окружающей среды, которые не могут быть отнесены ни к одному из предыдущих подразделов и видов.
Тема 15. Бюджетное финансирование на жилищно- коммунальных услуги и жилищного строительства
1. Характеристика расходов на жилищно- коммунальные услуги и жилищное строительство, источники их финансирования
2. Расходы на благоустройство населенных пунктов
.1. Характеристика расходов на жилищно- коммунальные услуги и жилищное строительство, источники их финансирования
Жилищно-коммунальная услуга (ЖКУ) рассматривается как деятельность по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния, а также благоустроенности жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории в целях обеспечения комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
Состав и содержание расходов бюджета на финансирование ЖКУ и жилищного строительства определяются функциональной классификацией расходов, в которой для них предусмотрен раздел 06 «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство». В нем отражаются расходы по жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ) и жилищному строительству, связанные с реализацией государственной политики в этих областях; расходы на благоустройство населенных пунктов; на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг; на обеспечение функционирования органов, осуществляющих руководство в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Общая характеристика расходов по подразделам бюджетной классификации приведена в табл.