Принципы коммерческого права
Под принципами коммерческого права следует понимать основополагающие начала, пронизывающие значительную часть норм и регулируемых ими отношений данной отрасли права.
К ним можно отнести:
1) свобода осуществления коммерческой (торговой) деятельности между коммерческими организациями и с их участием;
2) свобода заключения коммерческих договоров между субъектами коммерческого права;
3)законность;
4) обеспечение конкурентной среды и защиты от монополии;
5) свободное учреждение коммерческих организаций в установленном законом порядке;
6) воздействие государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений (учреждение, регистрация, постановка на учет, ликвидация, заключение обязательных договоров);
7) судебная защита субъектов коммерческого права;
8) имущественная ответственность субъектов коммерческого права;
9) сочетание юридического равенства участников коммерческих отношений с преимущественными правами их перед третьими лицами;
10) осуществление торговой деятельности с учетом спроса и предложения;
11) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.
Первый принцип свободы осуществления торговой деятельности означает, что коммерческая организация вправе осуществлять торговую деятельность на территории Российской Федерации без препятствий в соответствии с действующим законодательством.
Второй принцип свободы заключения коммерческих договоров означает, что любая коммерческая организация самостоятельно принимает решение о том есть ли необходимость в заключении того или иного договора или нет. Кроме этого существует в основном свободный выбор другой стороны, которая устраивает коммерческую организацию.
Принцип законности является общеизвестным, общим принципом, цель которого - обеспечение деятельности коммерческой организации в рамках действующего законодательства. Данный принцип является непреложным правилом во всех сферах деятельности, в том числе и в торговой. Все участники коммерческих отношений обязаны неукоснительно соблюдать этот принцип.
Следующий принцип — это принцип обеспечения конкурентной среды и защиты от монополии. Он предполагает развитие широкой сети групп коммерческих (торговых) организаций осуществляющих однородную деятельность; обеспечивает расширение сферы малого, среднего бизнеса; вводит качественные характеристики товаров, работ, услуг, оказываемых различными хозяйствующими субъектами; создает предметное соперничество между коммерческими организациями в борьбе за сбыт продукции на рынке; служит реализации принципа спроса и предложения.
Принцип свободного учреждения коммерческих организаций предусмотрен ГК РФ и специальными законами о коммерческих организациях. Граждане без всяких препятствий в рамках действующего законодательства имеют право на учреждение и регистрацию установленных законом организационно-правовых форм коммерческих организаций.
Принцип воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на отдельные виды отношений состоит в том, что некоторые организационно-правовые формы коммерческих организаций, например, унитарные (статьи 113-115 ГК РФ) создаются по решению государственного либо муниципального органа.
Принцип судебной защиты субъектов коммерческого права закреплен в Конституции РФ и ГК РФ.
Принцип имущественной ответственности субъектов коммерческого права имеет свою особенность. В коммерческой деятельности ответственность применяется без учета вины лица, кроме случаев, установленных законом или договором. Так, согласно части 3 ст. 401 ГК РФ коммерческая организация несет ответственность, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Принцип сочетания юридического равенства участников коммерческих организаций с элементами приоритетности их прав перед участниками других организаций, а также граждан, является одним из принципов не характерных для гражданского права.
Принцип осуществления торговой деятельности с учетом изучения спроса и предложения является неотъемлемым принципом коммерческого права.