Меры по управлению бюджетным дефицитом
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.
1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание.
2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор.
3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.
Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[2]:
· Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
· Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
Последствия накопления государственного долга
· Переложение налогового бремени на будущие поколения.
· Перераспределение доходов среди населения.
· Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
39) Налогово-бюджетная политика.
Фискальная политика, ее цели и инструменты
Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Целями фискальной политики являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако, некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы госбюджета, а именно: государственные закупки, налоги, трансферты.
Виды фискальной политики
Существует два вида фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:
1) увеличение государственных закупок;
2) снижение налогов;
3) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.
Инструменты:
- сокращение государственных закупок;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Кроме того различают фискальную политику:
1) дискреционную;
2) недискреционную (автоматическую).
Дискреционная бюджетно – налоговая политика – законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов – инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует ее , стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся:
1) Подоходный налог;
2) Косвенный налог;
3) Пособие по безработице;
4) Пособие по бедности.
Подоходный налог действует следующим образом:
при спаде, уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.
Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при буме максимальны.
Таким образом, из-за наличия налогов, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.
Действия косвенных налогов НДС:
При спаде объемы продаж сокращаются, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то сокращаются и налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики).
При буме наоборот. поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается. увеличиваются поступления от косвенных налогов, экономика автоматически стабилизируется.
Пособия по безработице и по бедности. Общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди теряют работу). и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост расходов.
Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономике. Их выплата способствует росту доходов. а следовательно расходов, и стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат пи буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.