Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации
План лекции
Введение
Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации
Классификация доходов бюджетов РФ 6
Классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации
3.4.. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации
3.7. Ведомственная классификация расходов бюджетов
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет — что это такое
Для справки — определение из БСЭ:
Государственный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Другими словами, государственный бюджет1 — это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой.
В РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не «входят» друг в друга
Бюджетная классификация
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а № 115-Ф3 О бюджетной классификации был принят лишь в августе 1996 года. В действующем Бюджетном Кодексе РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации - группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Цель - раскрытие экономической сущности, состава и принципов построения бюджетной классификации, рассмотрение классификации доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, деление доходов по источникам и способам их получения на группы и статьи, классификации расходов, их группировку по функциональному, экономическому и ведомственному признакам. Остановимся и на характеристике подразделений классификации расходов (разделы, подразделы, статьи и др.), взаимосвязи и значении функциональной, экономической и ведомственной классификаций, приведем классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов, государственных внутренних и внешних долгов.
Задачи бюджетной классификации
Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:
• контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;
• получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
• формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;
• обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Б. Экономическая классификация расходов бюджетов
Российской Федерации
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию и отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Экономическая классификация состоит из следующих категорий расходов:
100000 - текущие расходы;
200000 - капитальные расходы;
300000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.
В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы:
110000 - закупки товаров и оплата услуг;
120000 - выплаты процентов;
130000 - субсидии и текущие трансферты;
140000 - оплата услуг по признанию прав собственности за
рубежом.
В свою очередь в группу "Закупки товаров и оплата услуг" (110000) включаются следующие предметные статьи:
110100 - оплата труда государственных служащих;
110200 - начисления на оплату труда (страховые взносы на
государственное социальное страхование граждан);
110300 - приобретение предметов снабжения и расходных
материалов;
110400 - командировки и служебные разъезды;
110500 - оплата транспортных услуг;
110600 - оплата услуг связи;
110700 - оплата коммунальных услуг;
110800 - оплата геолого - разведочных работ;
110900 - оплата услуг по типовому проектированию;
111000 - прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату
услуг.
В группу "Выплаты процентов" включаются предметные статьи:
120100 - выплаты процентов по государственному внутреннему
долгу;
120200 - прочие расходы, связанные с обслуживанием внутреннего
долга;
120400 - выплаты процентов по государственному внешнему долгу.
Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия является важным инструментом государственной политики социального маневрирования и экономического регулирования. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.
В группу "Субсидии и текущие трансферты" включаются следующие предметные статьи:
130100 - субсидии;
130200 - текущие трансферты;
130300 - трансферты населению.
В свою очередь предметные статьи подразделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение расходов бюджетов.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В категорию "Капитальные расходы" включаются следующие группы:
240000 - капитальные вложения в основные фонды;
250000 - создание государственных запасов и резервов;
260000 - приобретение земли и нематериальных активов;
270000 - капитальные трансферты.
В группу "Капитальные вложения в основные фонды" включаются предметные статьи:
240100 - приобретение оборудования и предметов длительного
пользования;
240200 - капитальное строительство;
240300 - капитальный ремонт.
Группа "Создание государственных запасов и резервов" состоит из предметной статьи 250100 - приобретение товарно - материальных ценностей для государственных запасов и резервов.
В группу "Приобретение земли и нематериальных активов" входят предметные статьи:
260100 - приобретение земли;
260200 - приобретение нематериальных активов.
В группу "Капитальные трансферты" включаются предметные статьи:
270100 - капитальные трансферты внутри страны;
270200 - капитальные трансферты за границу.
В категорию "Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашений" включается группа 380000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд), которая в свою очередь состоит из следующих предметных статей:
380100 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) внутри
страны;
380200 - возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных
внутри страны;
380300 - предоставление государственных кредитов
правительствам иностранных государств;
380400 - возврат государственных кредитов правительствами
иностранных государств.
Российской Федерации
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является группировкой долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.
Долговые обязательства могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями в пользу указанных кредиторов;
государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Государственный долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта Российской Федерации с кредитными организациями;
государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации, договоров поручительства субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта Российской Федерации на основе принятых законов субъекта Российской Федерации;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации включает в себя 27 видов внутренних заимствований, состоящих из целевого займа и целевого вклада, Государственных внутренних займов 1991 и 1992 гг., Государственного внутреннего долга Российской Федерации, принятого от бывшего СССР, казначейских обязательств, государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом, государственных краткосрочных облигаций (ГКО), государственных казначейских векселей, государственных гарантий, государственного сберегательного займа, облигаций федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК) и другим.
Долга Российской Федерации
Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации состоит из группы 100 - Государственный внешний долг Российской Федерации, которая в свою очередь состоит из подгрупп:
111 - кредиты, полученные от правительств иностранных
государств;
112 - кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и
фирм;
113 - кредиты, полученные от международных финансовых
организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного сделаем выводы.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.
Бюджетная классификация осуществляет группировку доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Итак. Бюджетная классификация - это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение. Но это и документ, имеющий большое экономическое значение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31/07/1998г. №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17/07/1998г., ред. от 05/08/2000г.)
Федеральный Закон от 05/08/2000г. №115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 07/07/2000г.)
Приказ Минфина РФ от 25/05/1999г. №38н (ред. от 27/11/2000г.) “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” (с изм. и доп., вступившими в силу с 01/01/2001г.)
“Бюджетная система Российской Федерации” Учебник под ред. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской г.Москва “Юрайт” 2000г.
Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету “Бюджет и бюджетная система” АБиК МФ РФ г.Москва 1999г.
Приложения
Ниже приводится выборочный список доходов в составе бюджетной классификации.
--------T--------------------------------------------------------
¦ Код ¦Наименование групп, подгрупп, статей и подстатей доходов¦
L-------+---------------------------------------------------------
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
1010000 НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА
1010100 Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
1010101 Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов)
1010102 Налог на прибыль иностранных юридических лиц
1010103 Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных
и страховых организаций, от посреднических операций и
сделок
1010104 Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям,
принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим
право владельца этих бумаг на участие в распределении
прибыли предприятия - эмитента, с доходов по иным ценным
бумагам, за исключением доходов в виде процентов
(дисконта), полученных владельцами государственных ценных
бумаг Российской Федерации, ценных бумаг органов местного
самоуправления, налог с доходов от долевого участия в
других предприятиях, созданных на территории Российской
Федерации
1010105 Налог на доходы с процентов (дисконта), полученных
владельцами государственных ценных бумаг Российской
Федерации, государственных ценных бумаг субъектов
Российской Федерации и ценных бумаг органов местного
самоуправления
1010106 Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от
проката видео- и аудиокассет и записи на них
1010200 Подоходный налог с физических лиц
1010201 Подоходный налог, удерживаемый предприятиями,
учреждениями и организациями
1010202 Подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами
1010400 Налог на игорный бизнес
1010500 Единый социальный налог (взнос)
1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный
фонд Российской Федерации
1010520 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Фонд
социального страхования Российской Федерации
1010530 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в
Федеральный фонд обязательного медицинского
Страхования
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
2010000 ДОХОДЫ ОТ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ИЛИ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2010100 Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
2010200 Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности
2010201 Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения
2010202 Арендная плата за земли городов и поселков
2010203 Арендная плата за другие земли несельскохозяйственного
назначения
2010205 Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества,
закрепленного за научными организациями
2010206 Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества,
закрепленного за образовательными учреждениями
2010207 Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества,
закрепленного за учреждениями здравоохранения
2010208 Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества,
закрепленного за государственными музеями,
государственными учреждениями культуры и искусства
2010240 Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности
2010300 Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных
организациях временно свободных средств бюджета
2010400 Проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд
внутри страны
2010500 Возмещение потерь сельскохозяйственного производства,
связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий
2010600 Доходы от оказания услуг или компенсации затрат
государства
2010601 Консульский сбор, взимаемый на территории Российской
Федерации
2010602 Плата за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные
2010603 Средства, полученные от аукционной продажи квот на
отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой
экономической зоны в Калининградской области
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
3010000 ОТ НЕРЕЗИДЕНТОВ
3020000 ОТ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ
3020100 Дотации
3020200 Субвенции
3020300 Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе
компенсации дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами государственной
власти
3020400 Трансферты
3024000 Прочие безвозмездные поступления
3030000 ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
3040000 ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3050000 ОТ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3060000 СРЕДСТВА, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ В ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
План лекции
Введение
Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации