Рынок пластиковых карт в РФ: современное состояние и особенности развития.

По данным Центробанка России, на1 января 2015 года кредитными организациями было эмитировано 227 712 тыс. карт, что на 10 240 тыс. карт больше, чем на 1 января 2014 года – 217 427 тыс. карт.

Таблица 1 - Количество расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями за 2014 год и на начало 2015 года.

Дата Всего банковских карт Расчётные карты Расчётные карты с овердрафтом Кредитные карты
на 1.01.15 227 712 195 947 39 727 31 765
на 1.10.14 224 289 192 456 39 635 31 832
на 1.07.14 220 610 189 330 39 537 31 280
на 1.04.14 219 235 189 180 39 708 30 054
на 1.01.14 217 472 188 282 39 463 29 190

Центробанк России ведет статистику выпуска банковских карт с 1 января 2008 года, тогда было эмитировано 103 041 тыс. карт. За 7 лет количество банковских карт на рынке увеличилось на 123 671 тыс. карт, общий рост составил 220.99%.

За 2008 год было произведено 2 073,9 млн. операций на сумму 8 767,8 млрд. руб. За 2014 год было произведено 9 420,7 млн. операций на сумму 30 278,1 млрд. руб.

Рынок пластиковых карт в РФ: современное состояние и особенности развития. - student2.ru

Рисунок 1 - Количество расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями с 2008 год и до начала 2015 года.

Рынок пластиковых карт в РФ: современное состояние и особенности развития. - student2.ru

Рисунок 2 – Количество операций по оплате товаров и услуг, совершённых с использованием платёжных карт.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше неплатежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. И четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности.

Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что безусловно способствует повышению степени безопасности расчетов в целом.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Наши рекомендации