Состояние экономики Российской Федерации
Условия развития российской экономики в 2009 году были значительно хуже, чем предыдущие периоды. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта при более низких ценах на нефть и с учётом оттока частного капитала реальный объём ВВП в 2009 году сократился почти на 8%. Таким образом, среди государств G8 Россия зафиксировала наибольшее падение ВВП (см. рисунок 1).
Снижение объёмов производства сопровождается уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец 2009 года численность безработных составила 8,2% экономически активного населения по сравнению с 6,3% годом ранее [46].
Между тем, в четвёртом квартале 2009 года в мировой экономике начали проявляться признаки восстановления с незначительным улучшением показателей, как в развитых, так и в развивающихся странах. Индикаторами более благоприятной среды являются позитивные изменения на фондовых рынках, оживление внешней торговли, повышение цен на основные сырьевые товары, а также рост потребительского спроса и деловой активности в ответ на применяемые меры государственной поддержки. Во всех развивающихся регионах отмечается увеличение объёмов промышленного производства;
при этом Бразилия, Индия и Китай продемонстрировали уверенные темпы роста. Рост ВВП в странах с высоким уровнем доходов остаётся отрицательным, но темпы сокращения производства близки к нулю.
В целом, на мировом уровне сохраняются существенные риски. Уровень занятости во всём мире продолжает снижаться, балансы кредитных организаций являются неустойчивыми; возможно, потребуется дополнительная консолидация и рекапитализация банков. По мнению экспертов Всемирного банка, длительность и темпы восстановления мировой экономики остаются неопределёнными, особенно если принять во внимание постепенное ослабление краткосрочного эффекта мер налогово-бюджетного стиму-лирования. Для Российской Федерации главные риски связаны со слабостью внутреннего спроса и структурными ограничениями в экономике [68].
Рис. 1. Динамика реального объёма ВВП Российской Федерации (2006–2009) и снижение аналогичного показателя в отдельных зарубежных странах (2009), %
Источник: Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru [33].
Информация подготовлена на основе публикаций Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Статистического бюро Европейского сообщества (Евростат) и оперативных данных национальных статистических служб.
Произошедшая под влиянием финансового кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках способствовали повышению российских цен. В то же время заметное сокращение внутреннего спроса сдерживало их рост. Наблюдавшееся с конца первого квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен
на потребительском рынке. По итогам 2009 года инфляция составила 8,8% против 13,3% годом ранее.
Центральный банк Российской Федерации полагает, что в обозримой перспективе риски ускорения инфляции отсутствуют [45]. Аналитики Standard & Poor’s, напротив, считают что «недавнее снижение темпов инфляции может оказаться временным, а данные об индексе потребительских цен, свидетельствующие о повышении цен до уровня чуть менее 10%,
не предвещают низкоинфляционную экономику». Кредитный аналитик Е. Трофимова отмечает, что «высокая инфляция традиционно ограничивала доверие потребителей, привлечение финансирования внутри страны, ориентировала бизнес на спекулятивную политику и операции, чувствительные к колебаниям рынка; устойчивый уровень инфляции в 5–6% и ниже окажет положительное влияние на кредитоспособность российской банковской системы, но он маловероятен — по крайней мере, в ближайшие четыре–пять лет» [27].
Для снижения темпов роста инфляции Российская Федерация достаточно активно применяет, среди прочего, инструменты государственной долговой политики. В России структура государственного долга, в которой больший удельный вес занимал внешний долг, всегда являлась острой проблемой. Однако в течение 2000–2007 годов рост цен на нефть и природный газ привёл
к ежегодному исполнению федерального бюджета со значительным превышением доходной части над расходной. Большая часть этих дополнительных средств была направлена на досрочное погашение внешнего долга. Таким образом, его объём за последние годы сократился со 158,4 до 37,9 млрд долларов, а доля в общем объёме государственного долга снизилась с 88% до 40% (см. рисунок 2).
Основная доля внешнего долга представлена в форме государственных ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте (еврооблигационные займы составляют почти 70% долга). За последние годы наибольшее изменение претерпел объём долга по кредитам правительств иностранных государств:
в январе 2005 года он составлял 53,9 млрд долларов, в декабре 2009 — 2,9 млрд долларов. Задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития) также снизилась: в январе 2005 года она составляла 9,7 млрд долларов,
в декабре 2009 — 3,8 млрд долларов.
Рис. 2. Динамика государственного долга Российской Федерации (1994–2009), млрд долл.
Источник: Министерство финансов Российской Федерации, www1.minfin.ru [34, 36].
Снижение внешнего государственного долга почти в четыре раза привело
к снижению совокупного государственного долга как доли ВВП до 6%. Величина данного показателя является одной из самых низких в мировой практике. Для сравнения, соотношение государственного долга и ВВП в США составляет около 65%, в Италии — около 120%, в Японии — более 170%.
Тем не менее, вследствие падения цен на нефть бюджет Российской Федерации стал дефицитным, и в 2010 году дефицит планируется покрывать
за счёт новых кредитов, в том числе зарубежных. В ближайшие три года внешний государственный долг вырастет не менее чем на 60 млрд долларов (примерно в 2,5 раза). В результате заимствований совокупный долг возрастёт до 16,4% ВВП, что, однако, пока не является критическим для экономики уровнем. Даже при таком предполагаемом росте объёма внешних займов Россия останется в числе стран с минимальным долгом.
Не следует забывать о существовании внешнего долга частного сектора, который, как правило, в несколько раз выше внешнего государственного долга. По данным Центрального банка Российской Федерации, общий внешний долг России (федерального и частного сектора) на 1 октября 2009 года составил 478,2 млрд долларов. Структура совокупного внешнего долга России является классической: основная его часть — заимствования нефинансовых предприятий (в среднем, 55–60%). Чуть меньшая часть — долг банков (30–35%).
Лишь около трети общего внешнего долга является государственными заимствованиями (органов государственного управления, денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и предприятий, в капитале которых участвует государство). Две трети общего внешнего долга составляет долг частного сектора (банков и предприятий, не принадлежащих государству). Следует отметить, что большая часть внешнего долга России выражена обязательствами долгосрочного характера. Динамика внешнего долга Российской Федерации представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика общего внешнего долга Российской Федерации (2007–2009), млрд долл.
Источник: Центральный банк Российской Федерации, www.cbr.ru [35].
Пик объёма совокупного внешнего долга России пришёлся на октябрь 2008 года (долг составил почти 550 млрд долларов), что обусловлено влиянием развивавшегося мирового финансового кризиса. Кроме того, в тот период наивысшего уровня достиг долг банковского сектора (198 млрд долларов).
В 2009 году объём долга банков неизменно снижается, ситуация в этом секторе стабилизируется. Наблюдается рост заимствований в секторе предприятий; кредитование за рубежом становится всё более востребованным, что нельзя считать положительной тенденцией.
На этом фоне отмечается значительный объём оттока капитала из России, составившего 52,4 млрд долларов по итогам 2009 года, большая часть которого была сформирована банковским сектором (см. рисунок 4). Возобновление оттока капитала в третьем квартале можно связать с двумя факторами: неопределённостью в отношении мирового спроса и цен на нефть (что сказалось на высокой волатильности обменного курса в этот период),
а также ограниченной возможностью банков по рефинансированию внешних долговых обязательств (в результате чего долговые выплаты превысили новые заимствования).
Рис. 4. Чистые потоки капитала по данным платёжного баланса Российской Федерации (2006–2009), млрд долл.
Источник: Центральный банк Российской Федерации, www.cbr.ru [61].
Символ «–» означает вывоз капитала, «+» — ввоз.
Положительные корректировки прогнозов развития мировой экономики и рост цен на нефть привели к притоку иностранного капитала в Россию
с середины сентября 2009 года, в то время как Центральный банк накапливал международные резервы. Наблюдаемый возврат капитальных потоков отражает ожидания рынка относительно будущего укрепления рубля. В определённой степени это также служит сигналом улучшения настроений инвесторов относительно уровня российской экономики и повышения терпимости к риску на развивающихся рынках.
По данным Федеральной службы государственной статистики, доля финансовых вложений в общем объёме российских инвестиций возросла
с 60,5% в 2003 году до 80,6% в 2008; объём вложений в ценные бумаги достиг 26,4 трлн рублей. В последние годы многие инвесторы предпочитали финансовые инвестиции реальным (в основной капитал, нематериальные активы и научные исследования), однако в 2009 году тенденция изменилась (см. рисунок 5). Основную часть финансовых вложений (более 82%) составляют краткосрочные вложения.
Рис. 5. Основные показатели инвестиционной деятельности в Российской Федерации(2003–2009), трлн руб.
Источник: Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru [37, 47].
Увеличение объёма вложений в ценные бумаги и числа портфельных инвесторов приводит к тому, что финансовое положение и финансовые результаты предприятий и банков в большей степени, чем прежде, зависят
от состояния фондового рынка, причём не только российского, но и зарубежного. За период с октября 2007 года по октябрь 2008 года ведущие биржевые индексы США снизились приблизительно на 40%. Падение российского рынка ценных бумаг началось позднее — в мае 2008 года, но было более резким — за следующие месяцы (июнь–ноябрь) снижение индексов составило почти 80% (см. рисунок 6).
Рис. 6. Динамика фондовых индексов S&P 500 и РТС (2006–2010), % от максимального значения
Источники: РБК | Экспорт данных, export.rbc.ru [62]; Thomson Reuters, thomsonreuters.com [70].
Вместе с тем, восстановление российского фондового рынка началось
на месяц раньше зарубежного — в январе 2009, и оказалось не менее стремительным. За год индекс РТС вырос ровно в три раза, поддерживаемый ростом акций топливно-энергетических компаний, однако уровень ликвидности рынка не улучшился — среднедневной объём торгов в третьем квартале снизился на 75% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года примерно до 8,5 млн долларов. В четвёртом квартале в этой сфере наметились признаки стабилизации и начала оживления, но объёмы торгов продолжают оставаться невысокими. На рисунке 7 представлены данные об объёме торгов на классическом рынке РТС и соответствующем биржевом индексе.
Рис. 7. Объём торгов на классическом рынке РТС (2007–2010), млн долл. Индекс РТС (2007–2010), пункты
Источник: Фондовая биржа РТС, www.rts.ru [31].
Под объёмом торгов понимается объём торгов в деньгах по рыночным и адресным сделкам на рынке RTS Classica (акции). Под индексом РТС понимаются значения индекса RTSI на закрытие торгового дня.
Аналитики Standard & Poor’s приводят специфические для российской экономики структурные недостатки, препятствующие налаживанию доступа
к финансированию (как долговому, так и в форме инвестиций):
— 93% российского экспорта составляют сырьевые товары — прежде всего нефть и природный газ (64% совокупного экспорта) и металлы (16%). Высокая зависимость выручки компаний, ликвидности банковской системы, уровня заработной платы и обменного курса рубля от цен
на сырьё свидетельствует о слабой диверсифицированности и конкурентоспособности реального сектора экономики и затрудняет процесс управления рисками в кредитно-денежной и банковской системах — как в частном, так и государственном секторах;
— зависимость внутренних финансовых рынков от иностранных портфельных инвестиций остаётся значительной;
— высокий уровень внешнего долга частного сектора и значительная доля валютных кредитов в общем объёме внутреннего кредитования ускорили рост фактических расходов на обслуживание долга [24].
Необходимое сокращение долгового бремени домашних хозяйств, частного и государственного секторов во многих развитых странах, возможно, будет ограничивать темпы восстановления мировой экономики в среднесрочной перспективе. Исходя из последних тенденций развития глобального спроса, эксперты Всемирного банка ожидают, что «рост мировой экономики будет отрицательным в 2009 году (–2,2%), с последующим умеренным восстановлением в 2010 году на уровне 2,6%» [68]. Данный прогноз несколько лучше предыдущих оценок, представленных июньском докладе (тогда прогнозировалось падение мировой экономики на 2,9% в 2009 году и рост
на 2% в 2010) [67], что связано с более быстрыми темпами роста в Китае и новыми данными о реструктуризации мировой экономической среды. Прогноз цен на нефть был повышен до 61,4 долларов за баррель в 2009 году и 75,3 долларов на 2010 год. Благодаря более высоким доходам в результате повышения цен на энергоресурсы ожидается снижение дефицита российского федерального бюджета — до 6,9% ВВП в 2009 и 4,4% в 2010 году.
В текущем году сохранятся положительные тенденции в динамике показателей экономической активности. В январе 2010 года зафиксирован заметный рост объёма промышленного производства по отношению к январю 2009 года. Кроме того, позитивную динамику показали индикаторы потребительских ожиданий. Тем не менее, несмотря на некоторое улучшение ситуации в промышленности, основные факторы производственной сферы (инвестиции, уровень занятости) и потребительского спроса (реальные доходы населения, объёмы кредитования физических лиц) остаются ниже докризисного уровня, что определяет неустойчивость внутреннего спроса. Предполагается, что действия Банка России, а также Правительства Российской Федерации будут способствовать созданию более благоприятных условий
для восстановления стабильного экономического роста.