Техногенные аварии в соседних с горными областями местами, опасности по пути следования к горам.
На горные территории присутствия альпинистов могут оказать влияние аварии и теракты на ГЭС и АЭС, заводов, испытания оружия, падения спутников из космоса, военные действия. Для избегания этих опасностей стараться не находиться в горах во время волнений в народных массах местных стран, стараться держаться подальше от техногенных объектов и не рекламировать свое нахождение в горах среди местных жителей.
По пути следования к местам альпмероприятий следует быть осторожными в поездах, самолетах, автотранспорте. Заброски по старым горным дорогам – всегда насыщены немалым риском.
На восхождение приходится большая часть всех трудностей, возникающих перед альпинистом. На спуск их остается 15-20%, отсюда укоренившееся мнение - подъем опаснее спуска. Но вершина горы – всего лишь место, откуда начинается спуск с этой горы. В отдельные годы разборы НС показывали: до половины несчастных случаев, а иной раз и того более приходится на спуск с вершины («с трудом задушив льва, усталый охотник присел на ядовитую змею»). Раннее психологическое расслабление, особенно при переходе на внешне более простой и безопасный рельеф, после преодоления сложного участка или сложной ситуации – крайне опасно. По-видимому, это связано в распространенном отношении альпинистов к спуску с горы как к делу второстепенному, не основному, своего рода приложению к главному - восхождению на вершину. Именно техническая простота спуска (в большинстве своем спуски совершают по более простому маршруту) обусловливает такое к нему отношение.
Если разбить спуск с любой вершины на составные части, то можно найти при этом не только лишь одни «характерные ориентиры». На восхождение альпинисты выходят рано утром, а иной раз и ночью. Значат, снежный склон пока скован ночным холодом. А на спуске они идут по тому же склону, но уже раскисшему под лучами солнца. Если во время подходов к маршруту или в начале движения по нему рано утром альпинист защищен тем же ночным холодом, который держит свободно лежащие камни, то при спуске эти камни «оживают» и свободно летят вниз.
Переход от сложных к несложным скалам, от крутых к пологим, от стены к гребню, со скальной стены на снег и наоборот – все это должно заставить мобилизовать внимание. Должны отсутствовать действия по заданному шаблону, особенно при переходе с одного вида рельефа на другой (когда принятый ранее технический прием становится уже неэффективным, но продолжает применяться по инерции).
Когда альпинисты идут вверх, самое ответственное звено группы находится впереди - первый в первой связке (ведущий). А на спуске - последний в группе, за которым редко когда наблюдают так же внимательно, как и за действиями ведущего.
К тому же на пути вниз сплошь и рядом применяются спуски по закрепленной веревке - спортивным способом и дюльфером. А это означает, что здесь чаще, чем на подъеме, производится перестежка с веревки на веревку (в местах пересадки или промежуточных закреплений). Естественно, на спуске темп движения несколько выше, чем на подъеме, а с применением спусков по закрепленной веревке скорость еще увеличивается. В этом еще одна опасность, которую не так-то просто разглядеть, поскольку темп обусловливает и все остальные действия альпиниста. Он уже не так тщательно следит за самостраховкой при перестежках, торопится выполнить этот прием. Одним словом, начинает спешить. Спуск с достигнутой вершины - это тоже элемент восхождения. В разрабатываемых тактических планах спуск следует выделять особо, определяя его характерные сложности, предусматривая необходимые меры безопасности. Это в первую очередь касается тех участков, которые простреливаются камнями. Распределяя обязанности между членами группы, нельзя забывать о том, что на долю идущего последним ляжет большая ответственность за обеспечение безопасного спуска, следовательно, к моменту начала работы на спуске этот участник группы должен иметь запас сил и необходимое снаряжение. По-видимому, выбор первого для движения группы вверх ничем не ответственнее, чем выбор того, кто из группы пойдет последним на спуске.
Следует особо отметить что ошибки в технических приемах на маршрутах имеют неразрывную связь с качеством начальной подготовки альпинистов. Форсируя размеренное развитие участников без должных причин к этому, инструкторы на начальном этапе создают бомбу замедленного действия, которая даст о себе знать спустя некоторое время. Здесь можно вспомнить об архитектуре пирамид – чем шире заложенное основание пирамиды, тем выше сама пирамида. Чем основательнее, обширнее, содержательнее была подготовка участников восхождения на этапе от «значка» до 2 разряда, тем безопаснее будет их дальнейший рост.
Альпинист должен быть надежным – «хороший пилот – старый пилот».
Основные физические и психические нагрузки на человека в горах:
- интенсивная физическая работа;
- воздействие высоты, температуры и солнечной радиации;
- крутизна и особенности разнообразного рельефа;
- монотонная работа и быстрая смена обстановки;
- высокое и резко меняющееся эмоциональное напряжение, связанное с опасностью;
- недостаток информации для принятия решения или хотя бы сохранения спокойствия.
Все это ложится грузом на психику человека и требует порой моментального решения.
Что должно тренироваться у альпиниста для снижения риска попасть в аварию:
1.Техника передвижения и страховки на различных типах горного рельефа.
2.Тактика восхождений.
3.Физическая подготовка.
4.Использование снаряжения, одежды, питания.
5.Умение адекватной оценки природных факторов.
6.Выбор партнера и команды.
7.Эмоциональный самоконтроль, стрессоустойчивость.
8.Умение проведения спасательных работ на различном рельефе.
9.Знания и навыки в оказании первой медицинской помощи.
10.Знания в области навигации, радиосвязи и аварийной сигнализации.
11.Интуиция (умение предугадывать действия людей и события).
Огромная разница между блоками «объективных» и «субъективных» опасностей заставляет заметить огромный вклад усилий самого человека в опасные ситуации, которые могут с ним произойти. Подавляющее количество НС в горах имело в начале серию ошибок, связанных непосредственно с человеческой невнимательностью, огромным потенциалом амбиций, беззаботностью и технической неграмотностью. Тем самым было порождено общественное мнение обо ВСЕХ альпинистах как о самоубийцах, «камикадзе» и «экстремалах». Адекватно анализируя статистику НС и вычленяя НС, связанные с «человеческим фактором», можно получить интересный результат – занятие альпинизмом ненамного опаснее позднего возвращения домой по пустым улицам полетов на самолете и катания на велосипеде. Общий уровень настоящих «несчастных случайностей» схож с любой другой человеческой деятельностью.
Таким образом, причина ВСЕХ аварий в горах – сам человек. Даже если он все делает правильно, технически, тактически и физически он развит на 99%, то все равно, если он попадет в горах в аварию, виноват он сам – потому что ОН ОКАЗАЛСЯ В ГОРАХ, В СРЕДЕ, НЕ РАСПОЛОЖЕННОЙ К ЕГО ПРИСУТСТВИЮ. Горы всегда сильнее человека, как бы человек не был оснащен техническими приспособлениями, он никогда не сможет обуздать стихию. Под стихию можно только подстраиваться и надеяться на то, что она окажется милостивой.
Как вид деятельности, находящийся очень близко к первозданному порядку вещей в Природе, альпинизм накладывает очень большую ответственность на каждого имеющего к нему отношение. Очень глубокий анализ действительности, объективная оценка своих сил и возможностей, тонкое восприятие окружающего мира – все это отличает подготовленного горовосходителя от других людей.
Три принципа надежности в альпинизме: избыточность, компенсация и активность.
1.Принцип избыточности
Предполагает создание и сохранение резервов - запаса прочности. Резервированию подлежит все, что относится к надежности и безопасности. Избыточность повышает надежность не на проценты и не в разы, а на порядки - в десятки и сотни раз. Наличие резерва имеет глубокий психологический смысл, придавая
уверенность альпинисту при работе на пределе возможного. «Все истинное - от избытка» утверждает пословица.
2.Принцип компенсации.
Снижение любого фактора безопасности компенсируется повышением надежности других факторов: малая квалификация участника - высокими личными качествами и внимательностью руководителя; характерные для человека недостатки - достоинствами других участников группы, контролем и самоконтролем; изменение внешних условий (ухудшение- улучшение) - повышением внимательности на время адаптации участников к новым условиям.
3.Принцип активности.
Заключается в реализации потенциальных возможностей группы и каждого ее участника, которые заложены ими при выполнении двух первых принципов. Активность мышления - опережение событий (текущих и ожидаемых). Активность действия - своевременное принятие решений и точность их реализации. Активным и принципиальным должно быть само отношение к надежной работе, к безопасности личной и групповой.
Есть такое понятие «надежный альпинист», это альпинист, который в любой ситуации сохранит необходимый уровень мотива безопасности в ряду других мотивов.
Интенсивность ошибок альпиниста зависит от времени, в течение которого он выполняет однородную деятельность. При этом можно выделить различные периоды этого времени, с различным влиянием на систему безопасности:
1. Стадия врабатывания в нагрузку.
В этот период проявляется объективная связь аварий с техническими ошибками. Здесь и акклиматизация, и начало новых (после длительного перерыва) движений по снегу, льду, травянистым склонам, осыпям. Подобная связь характерна для первых метров предельно сложных участков – ищется «первый шаг», идет вперед «не та рука», не понятно, с какой ноги прыгать через трещину на леднике. По этой же причине опасны для ведущего в связке первые метры после ночевки на стенном маршруте. Если работа происходит на фоне общего утомления, то человек труднее врабатывается в новую ситуацию. И еще одно - стадия врабатывания происходит труднее, если человек до нее долго и монотонно выполнял какую-либо другую работу, да еще в условиях благополучия.
2. Оптимальная работоспосооность.
Эта стадия характерна устойчивостью психофизических процессов и стандартностью действий. Но она может стать опасной из-за притупления бдительности в условиях кажущегося благополучия. Постепенное утомление от монотонной нагрузки - таков механизм опасности в данной стадии. Нежелательное развитие ситуации можно предупредить только повышением внимания к окружающей обстановке.
Продолжительность этой стадии может быть большой даже при высокой нагрузке и в очень суровых условиях. Но общая закономерность заключается в том, что чем жестче нагрузка и чем больше утомление, тем короче стадия оптимальной работоспособности, тем строже должно быть выполнение правил и приемов безопасной работы, тем выше внимательность при переходе к другой нагрузке и особенно к более легкой.
3. Неустойчивая компенсация и декомпенсация.
Это стадия утомления, ее опасность в глубоком утомлении и нарушении эмоциональной сферы, в возрастании ошибок вплоть до «взрыва ошибок». Сам объект может и не почувствовать наступления психологического утомления, но его внимательный напарник может вовремя «поймать» его симптомы, которые могут быть достаточно разнообразными:
- непроизвольное напряжение мышц лица, скованность, стойкое покраснение или бледность лица (либо его серый цвет);
- внезапный тремор пальцев, нарушение координации движений и чувства равновесия, потеря четкости в работе;
- дрожание век при закрытых глазах;
- возникновение раздражения, перепады или подавленное настроение, снижение критичности в самооценке и четкости в выражении мыслей;
- повышение суетливости, растерянность, пассивность.
В наиболее тяжелых случаях наступает апатия. Проблема наступления стадии неустойчивой компенсации заключается в том, что она нарастает весьма плавно и медленно. Вместе с этим нарастает опасность нарушения самых тонких функций человека: точности, своевременности и стабильности действий. Падает способность прогнозирования ситуации возможных ошибок и контроля над обстановкой.
При обнаружении признаков переутомления необходимо без промедления и по возможности незаметно вывести человека из опасного состояния, отодвинуть его. Слабые признаки снимаются поощрением, поднятием настроения, при более тяжелых случаях надо немедленно сменить вид его деятельности (если он шел впереди, то переместить в резерв), либо сделать остановку для отдыха (по возможности устроить приятное чаепитие), разгрузить рюкзак или принять мужественное решение о немедленном спуске.
Легче всего обнаруживается стадия декомпенсации. Но здесь другая проблема - в подобной ситуации часто оказываются несколько человек или группа целиком. Выход единственный - думать и действовать. Организм и друг вытащат, а растерянность и паника пусть подождут до другого раза. Умение наблюдать и мыслить также важно, как и умение выжить.
4. Стадия последнего рывка.
Близкая цель и окончание работы - это не только мощный стимул для организма, но и ситуация, требующая серьезных волевых усилий. Подобное состояние характерно для работы на предельных участках, но оно же опасно последующим закономерным расслаблением и снижением бдительности. Именно это расслабление приводит к авариям на простых участках маршрута, следующих сразу за сложными, и на спусках.
5. Стадия восстановления.
Имеется в виду время для отдыха или смены вида деятельности. К тем, кто долгое время работал в стадии неустойчивой компенсации, и особенно декомпенсации, должно быть обращено особое внимание. Прежде всего, это руководитель восхождения или похода и впереди идущий, чья нервная нагрузка во многом определяет надежность группы. Как в командных велогонках дают отдохнуть отработавшему свой отрезок дистанции гонщику (отправляют в самый конец цепочки своей команды, спрятаться за спины каравана и дать время для отдыха) так должно быть и на восхождении, только за малой разницей - работа последнего на маршруте часто не намного проще и легче, чем работа лидера. Пребывание же человека на большой высоте требует к себе столь же внимательного отношения, как и к другим видам нагрузки. Здесь периоды работы должны чередоваться со спусками вниз для отдыха от высоты.
Следует сказать особо о так называемом «синдроме достигнутой цели». Это своеобразное состояние человека, когда большие трудности и опасности, которые преодолеваются в процессе восхождения, способствуют смешению целей. Например, вместо главной, конечной, цели - достижения вершины - акцент смешается на промежуточную цель (цели) - преодоление ключевого участка (участков). Это состояние может выражаться в опустошенности, а то и полной прострации. Борьба с этим явлением проста и сложна одновременно - можно сделать простое предупреждение, можно своевременно сформулировать новую, более отдаленную цель, а виновника «синдрома» отправить на вторые роли, под присмотр товарища понадежнее. Но во всех случаях необходимо усиление само- и взаимоконтроля за состоянием чувства самосохранения.