Часть 1.Объективные опасности в горах.

Опасности в горах.

Каждый человек, находясь в горах (не обязательно во время восхождения), находится в зоне риска, которая определяется как внешними условиями, так и собственной предрасположенностью к опасным действиям. И если альпинисты хотят избежать не только аварии, но и ситуации, в которой может произойти авария, им необходимо внимательно анализировать ошибки свои и партнеров, а также действия, которые могут стать причиной вероятных ошибок. Горы – мало приспособлены для жизни человека, это жесткая и бескомпромиссная территория, и если альпинист с восторгом смотрит на Горы, это не значит что Горы с восторгом смотрят на него.

Жизнь выше 3000-3500 м связана с поступлением ресурсов из более низких районов и в целом для человека как вида млекопитающих эта высота является граничной. В более высокие районы человека влекут его амбиции, тяга к приключениям, к познанию нового, желание заработать, либо просто случайное стечение обстоятельств.

За последние десятилетия произошли качественные из­менения в технической подготовке и оснащенности альпи­нистов. Осваивается все больше маршрутов, которые преж­де назывались непроходимыми, и, несмотря на уменьшение массовости, частота воздействия сложностей горной приро­ды на человека увеличилась, а значит увеличилась и вероят­ность рисковых ситуаций. Анализ показывает, что основной причиной НС (несчастных случаев) являются дефекты взаимодействия человека с горами - от 75 до 95% случаев происходят по вине самого пострадавшего.

Существует подтвержденное жизнью мнение, что НС это плод случайных игр стихии или ошибки человека, попавшего в сложную ситуацию, и что НС может произойти буквально с каждым. Но даже поверхностное знакомство с обстоятельствами аварий обнаруживает повторяющиеся ситуации и часто вскрывает совсем не случайные причинно-следственные связи.

Одна из проблем альпинизма состоит в поисках путей подкрепления мотива безопасности. Дело в том, что этот мотив не мо­жет быть ведущим в альпинизме. Если его сделать ведущим, то это будет поговорка «волков бояться - в лес не ходить», на ледорубе можно будет сделать надпись «осторожность - тоже мастерство» и повесить его на стенку. Если же предусматривать вероятность неожиданных воздействий, можно ликвидировать 99% всех несчастных случаев. Предусматривание подразумевает плотное знакомство с теорией возникновения опасных ситуаций в горах, которые являются предвестниками несчастного случая. Эта степень самозащиты может быть очень высокой и носит название «надёжность».

Под понятием «опасности в горах» подразумевается сочетание особенностей горного рельефа, погоды и поведения альпиниста, которое ставит его лично или всю группу в целом в трудное, рискованное для жизни положение.

Опасные для человека ситуации, возникающие в горах, можно разделить на две категории:

1.Объективные опасности - существующие в горах сами по себе, всегда и вне зависимости от наличия человека. Собственно опасностью эти явления делает лишь присутствие самого человека.

2.Субъективные опасности - возникающие по причинам, зависящим от самого альпиниста.

Если опасности горного рельефа и климата человеку известны неплохо, и подобные знания считаются одним из критери­ев мастерства, то все, что связано с человеком, его психи­кой - во многом является загадкой.

Рассмотрим объективные и субъективные опасности более подробно.

Часть 1.Объективные опасности в горах.

Вся необъятность объективных опасностей в горах сводится, в основном, к действию агентов опасностей гор, они всегда существуют в горах, независимо от наличия человека.

К столкновению с этими агентами приводят в 90% случаев ошибки в действиях самого человека, и лишь в 10% - случайность. Эти агенты:

Глубина падения, наличие безопорных пространств, наличие наклонных поверхностей.

Эти агенты ведут к возможности получения тяжелых травм или удушению (сдавливанию) от падения самого человека, падения на него кусков льда, камней, лавин.

Разреженность молекул кислорода в воздухе.

Этот агент влияет на развитие «горняшки» и в следствие нее – различных тяжелых заболеваний или даже смерти.

Холод (мороз).

Этот агент ведет к возможности переохлаждения разных степеней, вплоть до летальной.

Ветер.

Этот агент влияет комплексно. Может затруднять видимость, вызывать пургу, переохлаждать, приводить к срывам, рвать палатки, делать невозможной коммуникацию и проводить спасательные работы.

Атмосферное электричество.

Этот агент несет в себе возможность получения травм от контакта с большим электрическим напряжением в виде молний.

Солнечный свет.

Этот агент связан с суточным движением солнца. Днем на освещенных участках – жара, интенсивная солнечная радиация ведет к получению ожогов разной тяжести. Ночью – темнота, ведущая к потере ориентировки и возможности контакта с остальными агентами опасностей гор.

Землетрясения.

Этот агент ведет к обвалам в горах, выходу из русел рек, лавинам.

Наличие животных.

Этот агент может привести к нежелательному контакту с хищными, больными и ядовитыми животными, сторожевыми собаками, бандитами.

Наличие ядовитых растений.

Этот агент может привести к отравлениям или даже смерти человека от контакта с ядовитыми растениями.

Наиболее часто встречающиеся в горах объективные опасности:

Камнепады.

Камнепад - падение обломков горных пород, каменных глыб и крупных каменных масс с крутых горных склонов и стен. Опасны не только камнепады, но и отдельно падающие камни.

Наиболее частые причины камнепадов:

- замерзание воды в трещинах вечером и разрушение горной породы расширяющимся льдом;

- оттаивание примерзших камней при нагревании склона солнцем.

Причиной камнепада может стать неосторожное движение человека на разрушенном скальном рельефе, камни можно сбросить и неосторожным движением веревки. Случаются камнепады и по вине животных, например, коз. Камнепадами всегда сопровождаются землятресения, даже слабые, с неощутимыми толчками.

Вероятность камнепада возрастает утром, когда под действием солнечных лучей (через 1-1,5 часа после освещения солнцем) начинают вытаивать примерзшие обломки горных пород. Утренние камнепады характерны для склонов восточной и юго-восточной экспозиции. Пик камнепадов приходится к полудню. После полудня возрастает опасность камнепадов на западных склонах.

Вечером с наступлением отрицательных температур вероятность камнепадов на некоторое время также увеличивается.

В дождь и теплую погоду опасность камнепадов возрастает, они могут идти даже ночью. После дождя камнепады могут пойти и на осыпях и моренах, лежащих на льду. В пасмурные или холодные дни и в зимний период количество камнепадов резко сокращается.

Сезонная цикличность большую часть камнепадов относит ко второй половине лета, когда скалы освобождаются от ледового и снежного покрова.

Наиболее камнеопасны кулуары, желоба, крутые долины ручьёв и прочие вогнутые формы рельефа; камнеопасны осыпные склоны и скопления моренного материала на наклонном льду.

О камнеопасности снежного кулуара можно судить по камням в его конусе выноса, по его «черноте». Ниже снеговой границы о камнеопасности свидетельствует выбитый камнями дерн, а также камни и каменные глыбы со свежими сколами. Явно опасными являются скалы, сложенные из слоистых, пористых или других легкоразрушимых пород.

Опасность камнепада необходимо учитывать при выборе тактики восхождения. Очень часто применяют ранний выход, чтобы пройти камнеопасные участки до освещения солнцем вышележащих склонов.

Относительно редким, но, тем не менее, встречающимся явлением являются очаги разрушения в скалах. Активный очаг разрушения сбрасывает огромные валуны с периодичностью в час, два или три часа. Сброшенные глыбы падают на осыпной склон и вызывают камнепад. Инерция глыб из очага разрушения настолько велика, что они откатываются далеко от склона, оставляя в грунте через каждые 8-10 метров огромные рытвины. Активность очага разрушения может продолжаться в течение нескольких месяцев. Описанное в отчетах безопасное место бивуака может оказаться через год абсолютно непригодным, так как будет находиться под воздействием очага разрушения.

Сходное явление наблюдается и на ледовых сбросах (очаг разрушения льда), когда из пещеры в ледовом сбросе периодически вываливаются ледовые глыбы. Ранее относительно безопасный участок пути под этим ледосбросом может превратиться через год в очень опасный. Об активизации очага разрушения льда обычно свидетельствует большое количество свежих ледовых обломков на леднике.

Наиболее безопасными от камнепадов местами являются все водоразделы, контрфорсы и гребни.

Главными мерами борьбы с камнепадами, вернее мерами предохранения от этой наиболее часто встречающейся опасности, являются изучение причин камнепада, оценка данного участка рельефа в отношении камнеопасности и технически, и тактически умелый выбор пути по участку с соблюдением следующих правил движения:

1. Избегать участков разрушенных скал, отдавая предпочтение технически более трудным, но крепким.

2. Пути к вершине искать по осевой части ребер и гребней, минуя кулуары и желоба.

3. На снежниках и ледниках держаться возможно дальше от разрушенных гребней, бараньих лбов и склонов старых береговых морен.

4. Под ломкими гребнями ходить до восхода солнца. Когда основной гребень начнут освещать первые лучи солнца, уходить из кулуаров на ребра.

5. Держаться затененных сторон склонов, избегая освещенных солнцем.

7. При необходимости пересечения кулуаров и желобов переходить их по одному в форсированном (ускоренном)темпе, со страховкой и наблюдением из безопасного места друг за другом и за вышележащими склонами. Переход стараться сделать в наиболее узкой и технически простой части кулуара.

8. Идя по неустойчивой осыпи, шагать по наиболее крупным камням или выступам.

9. При движении камня из-под ноги предупреждать товарищей криком: «Камень!»

10. В случае камнепада или падения отдельного камня предупреждать об этом группу громкой командой – «камень!». По этой команде остальные участники группы, не шарахаясь в разные стороны, прежде всего должны зрительно установить местонахождение падающего камня, а затем, в зависимости от предполагаемой траектории полета последнего, принять необходимые меры: остаться на месте, отойти в сторону, укрыться за большим камнем и т. п.

Если времени на просмотр траектории точно нет, необходимо прижаться к стене, под выступ, карниз и др. Если же укрытия нет, то остаться на месте и следить за полетом камня, а в последнее мгновение отскочить в сторону от него.

11. Располагаясь на кратковременный отдых или бивуак, не расставлять палатки под бараньими лбами, откосами старых береговых морен, под разрушенными скальными гребнями,

Соблюдением перечисленных элементарных правил можно свести к минимуму возможность попасть под камнепад.

12.При подъеме и спусках по осыпям участникам группы соблюдать минимальный интервал. На крутых склонах при подъеме или спуске «серпантином» интервал между участниками также не должен быть большим. Так как нитки «серпантина» располагаются одна под другой, движение по следующей нитке не начинать до тех пор, пока вся группа не соберется вблизи места разверста.

13.Не допускать нахождения участников друг над другом, в особенности при движении одновременно двух групп. При большом количестве участников движение допустимо двум группам параллельно вверх или вниз или нижней группе следует выходить после того, как верхняя уйдет в сторону.

14.При движении по ломким скалам следует тщательно проверять все точки опоры, опираться на них так, чтобы не оторвать их от склона. Каждый сдвинутый камень следует удержать на месте и предупредить товарища о его непрочности. Отвалившийся камень следует удержать и отложить в сторону.

15. Не находиться на опасном месте в дождь, снегопад, грозу, при сильном ветре, в сумерки. При необходимости подъема или спуска по камнепадоопасному участку, имеющему большую протяженность, следует предварительно установить, когда закончится движение группы, и если оно не будет завершено до наступления темноты, то движение группы следует отложить до следующего утра, так как в наступающей темноте случайно сорвавшийся или сброшенный по неосторожности камень невозможно различить на фоне скал.

Соблюдением перечисленных элементарных правил можно свести к минимуму возможность попасть под камнепад.

Границы снега, льда, скал.

Пограничные участки всегда опасны своей непредсказуемостью. На стыке льда и снега – не то лед, не то снег, куда не закрутить надежный ледобур, и где не вытоптать удобную ступеньку. Граница льда и скал часто отмечена рантклюфтом, его преодоление может принести немало острых ощущений. Переходят их рано утром по каменным пробкам, наблюдая за вышележащими склонами. Осыпь на льду, на плитах, бараньих лбах может соскользнуть пластом при малейшем ее нагружении.

Вверху ледника фирновые и снежные склоны в конце лета и зимой могут превратиться в ледовые. В большинстве случаев они отделены от ледника бергшрундом.

Лавины.

Лавины - снежные массы, соскальзывающие с наклонной подстилающей поверхности горных склонов и увлекающие на своем пути новые массы снега. Лавины являются одной из самых реальных и грозных опасностей в горах. Причины, вызывающие лавины, зависят от рельефа и характера поверхности, крутизны склона, температуры и влажности воздуха, температуры внутри снежных масс, толщины снежного покрова, уплотнения ветра и др. В зависимости от этих факторов и возникает тот или иной вид лавины, каждая имеет свои особенности, время года и разрушительную силу. Лавина может возникнуть на склоне крутизной 15-18 градусов даже при незначительном выпадении снега.

Величина сцепления снежных масс со склоном зависит от характера подстилающей поверхности и находящейся на ней растительности. Не надо много усилий для того, чтобы на примерзшей травянистой поверхности начал сползать снег. Несколько большая сила нужна для сползания снега по кустарникам.

На отлогих длинных склонах при небольших высотах до 2000 м наиболее лавиноопасное время - весна. Большие толщи снега, пропитанные водой в результате подтаивания, не удерживаются на скользкой поверхности и сползают вниз по склону. На таких высотах температура воздуха повышена, снег увлажняется и становится лавиноопасным. Возникают так называемые пластовые лавины. Особенно часты такие лавины в период дождей. Если днем верхний слой снега подтаял на солнце, а ночью смерзся, превратившись в плотную твердую корку, слабо связанную с сухим снегом, лежащим под ней, то весь слой снега сползает до самого грунта. Такая лавина называется грунтовой, она несет с собой все, что лежало на поверхности склонов, камни, обломки деревьев и пр. В процессе образования лавин большую роль играет влажность воздуха. При сухом и теплом воздухе таяние снега незаметно, однако происходит обильное испарение. Подстилающая поверхность не смачивается, и появление паров над снежной поверхностью приводит их к охлаждению. Поэтому сухие горные районы (Тянь-Шань, Саяны) в одинаковой степени могут быть лавиноопасны как весной, так и зимой. На характер лавин влияют изменения температуры внутри снежных масс. Снег обладает большими теплоизоляционными свойствами - в нижних слоях температура значительно выше, чем в верхних, и чем толще слой снега, тем разница эта больше, иногда она доходит до 15 градусов. Такая разница в температуре вызывает активное движение пара от теплых слоев к наружным, холодным. При этом происходит охлаждение пара, который, минуя процесс конденсации, превращается сразу в лед, уплотняя наружный слой. Создается горизонт разрыхления в нижних слоях, что создает условия для скольжения. Причиной возникновения лавин может быть уплотнение снега за счет сильного ветра. Нижние слои снега постепенно оседают, между ними и настом появляется полость, которая увеличивается еще больше при образовании горизонта разрыхления. Образуется так называемая «снежная доска», которая под тяжестью массы снега стремится сдвинуться вниз. Малейшая дополнительная перегрузка такого склона может привести к образованию лавины. «Доска» может сдвинуться и при резком изменении температуры. На больших высотах, где преобладают ветры, гребни с наветренной стороны обнажаются, а с подветренной собирается снег. Скопление в таких местах громадных масс снега приводит к перегрузке склонов и возникновению лавин. Этот снег, как правило, не имеет крупнозернистой структуры. При встрече ветра со скальными участками создается давление, за гребнем же образуется разряженная зона. Получается завихрение воздушного потока, где скорость движения резко падает. Осаждающаяся мелкая снежная пыль постепенно уплотняется. Накапливающийся снег превращается в гигантские карнизы, которые при перегрузке с грохотом рушатся вниз, увлекая за собой нижележащие массы снега, превращая все это в грандиозную, быстро скатывающуюся по склонам лавину. В зависимости от морфологии подстилающей поверхности различают осовы (снежные оползни), лотковые лавины и прыгающие лавины.

Осовами называется соскальзывание снега с поверхности горного склона вне русел. Осовы возникают, главным образом, на крутых травянистых склонах, где сила сцепления снега с подстилающей поверхностью небольшая. Скорость движения этих лавин невелика, но их сокрушительная сила огромна.

Лавины, которые сползают по строго фиксированному руслу (ложбинам, кулуарам), называются лотковыми. Их место спадов постоянно, и видны они издалека. Внизу, у подошвы косогора, лотковые лавины образуют завалы в виде конусов выноса.

Если канал стока оканчивается стеной, идущей вниз, то лавины по инерции продолжают свое движение по воздуху, как бы прыгая с трамплина на дно долины, отсюда их название «прыгающие». Удары «прыгающей» лавины колоссальной силы, так как они находятся почти в свободном падении.

Лавины различают и в зависимости от состояния снега. По этому признаку их разделяют на сухие, влажные и мокрые.

Сухая лавина образуется, главным образом, из свежевыпавшего снега, во время бурь и метелей. Иногда причиной такой лавины является срыв «снежной доски». Снежные плиты, натыкаясь на препятствия, разбиваются Друг о друга и превращаются в сухую снежную пыль. Для альпинистов и горных туристов это самая опасная лавина, так как она движется с большой скоростью, образуя впереди себя могучую воздушную подушку.

Влажные лавины возникают, главным образом, при плюсовой температуре из влажного снега. Они движутся более медленно, образуя так называемый конус выноса из нагроможденных снежных комьев и глыб.

Мокрые лавины движутся быстро, внизу они также расходятся конусом, образуя из мокрого снега нагромождения больших глыб. Конус достигает многих метров в толщину. Сразу же за препятствием снежная масса может разорваться и образовать прогалину. Далее разрыв ликвидируется и движение лавины приобретает форму движения гусеницы.

Огромную разрушительную силу имеет воздушная волна, вызванная падением как сухой, так и мокрой лавины. Движущиеся массы снега уплотняют воздух, который с колоссальной скоростью несется впереди лавины. После остановки лавины гигантские массы воздуха продолжают двигаться вперед, все сметая на своем пути и производя опустошения на значительном пространстве.

Лавиноопасными местами являются также открытые склоны зимой и весной, начиная с 15-градусной крутизны, хотя на них в летнее время почти не видно следов лавины. В высокогорье, у бассейнов скопления фирна, питающего ледники по желобам, на кулуарах между скал можно определить лавиноопасные места. Снегопады, повышение влажности воздуха, общее потепление являются предвестниками лавинной опасности. Сходу лавин способствуют также ветер, дождь, гроза, фен. Лавиноопасность увеличивается при низких температурах после снегопадов на любых склонах. Наиболее лавиноопасным является время между 11-15 часами. С увеличением камнепадов, срывов карнизов и сбросов возрастает и количество сухих лавин. В ночное время снег смерзается, поэтому лавин сходит значительно меньше.

И все же лавиноопасные склоны альпинистам приходится преодолевать, так как часто другого пути нет. При соблюдении всех правил движения аварии можно избежать. Несоблюдение правил движения по лавиноопасным местам, незнание и неумение определять наличие лавинной опасности могут привести к катастрофе.

Основные правила прохождения лавиноопасных мест.

1.Нельзя выходить на лавиноопасное место во время или сразу после сильного снегопада, тумана или дождя. При наступившей ясной погоде после снегопада, как и при пасмурной, следует выждать 2-3 дня, а в сухую, морозную зимой - до 6 дней.

2.Пересекать лавиноопасные склоны следует утром или вечером, когда снег скован морозом. Идти следует по возможности в верхней части склона, возле скал.

3.Пересекать большие лавиноопасные участки нужно двойками, веревку выдавать на всю длину. При переходе нешироких участков следует, по возможности, закрепить веревку на скалах при помощи крючьев и организовать перила для страховки участников группы.

4.Переходить опасное место надо быстро, широкими шагами, стараться не нарушать целостность снега между следами с тем, чтобы не подрезать склон.

5.Необходимо пользоваться лавинными шнурами красного цвета длиной 25-35 м, один конец которого привязывается к поясу. В случае попадания в лавину одного из спутников шнур, который остается на поверхности, поможет остальным найти потерпевшего.

6.Переход лавиноопасных мест совершать при абсолютной тишине, разговор способствует потере остроты внимания, а крик и пение могут вызвать падение лавин.

7.При глухом гуле или шипении под ногами от просадки снега на склонах необходимо прекратить движение.

8.При наличии контрфорсов не следует передвигаться вверх по лавиноопасному кулуару, безопаснее перейти на скалы.

9.При ходьбе на лыжах нужно соблюдать интервал друг от друга не менее 50-70 м, лямки палок снять с рук, лыжные крепления отстегнуть. В отдельных случаях, на более опасных местах переход совершают без лыж.

10.Следует иметь завязанный вокруг шеи плотный шарф или платок, чтобы в случае пылевой лавины быстро его натянуть на рот и нос.

11.Нельзя устраивать бивуаки на лавиноопасных местах.

Если человек все же попал в лавину и она увлекла его вниз, нужно приложить все усилия, чтобы остаться на ее поверхности, не быть опрокинутым головой вниз. Если же лавина продолжает увлекать, нужно быстрее сбросить рюкзак, освободить ноги от лыж (если есть лыжи) и стараться «выплыть» на поверхность лавины. Если лавина еще не набрала скорость, следует сделать попытку убежать от нее - как можно быстрее спускаясь вниз и в сторону к ее краю. Опрокинутый человек становится беспомощным. Оказавшись в лавине, по возможности уплотнить место перед лицом, чтобы создать небольшой запас воздуха и пытаться выкопаться самостоятельно. Где верх – можно узнать, пустив изо рта немного слюны.

Ледниковые трещины.

В нижней части ледника из-за наибольшего движения льда трещины видны лучше всего. Косые трещины возникают из-за различной скорости течения льда у берегов и посередине, радиальные трещины – при повороте. Ледопады возникают при крутом падении ледника или его сужении. Опасность представляют ледниковые реки болота, вертикальные колодцы, промытые водой.

Ледниковые трещины представляют серьезную опасность, если они покрыты небольшим слоем снега (закрытые трещины), которые не выдерживают тяжести человека. Трещины могут быть как сужающимися книзу, так и расширяющимися. В некоторых может быть глубокая вода. Свободное падение в такие трещины чревато тяжелыми последствиями – травмами, сжатием-сдавливанием, замерзанием, утоплением. При правильной организации страховки во время передвижения по леднику опасность практически отсутствует. Для обеспечения безопасности перехода по леднику, изобилующему трещинами, следует: двигаться в связке из трех человек в постоянной готовности каждого участника к страховке товарища. Идущему первым в связке необходимо зондировать ледорубом толщу снега, покрывающего трещины. Проходить ледник надо по внутреннему его краю при небольших закруглениях, где трещин значительно меньше. Остальным участникам связки необходимо не отклоняться от направления, взятого идущим впереди и ступать по его следам.

Прочность мостов зависит от толщины и характера снежного покрова. Трещины, покрытые снегопадами, опаснее задутых снегом. Ход закрытых трещин определяется при взгляде сбоку – они слегка вогнутые, снег над ними более темный.

Обвалы льда.

Постоянное движение льда на долинных ледниках в зоне их интенсивного излома, на ледопадах и на гигантских ледяных ступенях сбросов вызывает систематические обвалы льда. Обвалы наблюдаются повсеместно: в верхних частях ледника, на висячих шапках верхних ледово-фирновых полей и в конце языка ледника. Их пути могут быть в десятки и сотни метров, и во всех случаях это огромная опасность, так же трудно распознаваемая, как камнепад или снежная лавина. Град крупных и мелких ледяных обломков, летящих с огромной скоростью с крутых склонов, сметает все на своем пути.

Точно угадать время ледового обвала невозможно, однако замечено, что ледниковый рельеф чаще всего разрушается при резких колебаниях температуры и давления. Небольшие, но опасные обвалы льда в зоне ледопадов - падения сераков - отдельных причудливых глыб и разрушенных ледяных стен, находящихся в пределе равновесия, наиболее часто происходят в середине дня в жаркую погоду. В это время разрыхление льда под действием лучей солнца идет наиболее быстро.

Поскольку в тактике преодоления технически трудных маршрутов порой приходится выбирать пути по участкам стен между сбросами и сераками, альпинисты должен тщательно учитывать особенности погоды и рельефа, чтобы не попасть под ледовый обвал.

Точная разведка накануне восхождения путей ледовых обвалов и умение в ускоренном темпе миновать их (ранним утром или даже ночью с фонарями) создают

безопасность движения группы. При преодолении ледопадов днем к каждому торчащему сераку следует отнестись особенно внимательно. Нужно держаться настороже, когда видны следы свежего обвала, хотя в некоторых случаях это может говорить о том, что наиболее неустойчивые сераки уже обвалились. Бывает, что при подъеме по ледопаду отвесные стены ледника не внушают тревоги своей кажущейся монолитностью и только, когда группа окажется сбоку от стен, обнаружится, что это лишь неустойчивая «декорация» из огромных глыб, готовых ежесекундно обвалиться.

При разведке пути, особенно перед большой колонной, прохождение которой занимает много времени, следует тщательно просмотреть каждый участок ледяных стен.

Если в хаосе ледопада видны большие поперечные трещины, выше которых находятся опасные обвалом стены, как правило, можно подниматься вплоть до последней трещины, ибо они поглощают все обломки льда. Эти соображения можно положить в основу выбора пути по ледопаду.

Альпинисты при движении по вогнутому руслу ледопада стараются всячески использовать для защиты от ледяных обломков не только трещины, но также и прочные сераки. Трасса подъема должна лежать «не по дну русла», а по одной из сторон, так как эти места наиболее безопасны в случае падения ледяных обломков, катящихся или скользящих по дну. Руководителю необходимо все время соображать, в каком направлении покатятся обломки в случае обвала и куда при этом укрыть группу.

Часто крупные завалы ледникового льда - единственное место, пригодное для движения через большие трещины. Однако использовать эти естественные мосты можно с величайшею осторожностью. Чем опаснее место, тем быстрее надо проходить его, об этом всегда следует помнить.

Если на ледопадах опасные участки обычно довольно коротки, то при движении в зоне больших фирновых сбросов приходится зачастую идти и лезть часами, не имея

возможности провести предварительную разведку. В этих условиях приходится руководствоваться изучением рельефа предварительным наблюдением за склонами перед выходом возможно более продолжительное время. Если под сбросом в течение нескольких недель или месяцев нет конусов выноса, включающих осколки льда, и край сброса внешне монолитен, опасность обвала сравнительно невелика, хотя совсем исключать ее нельзя. Кроме того, надо опасаться крутых фирновых полей, лежащих на сбросах. Если сбросы обращены на сторону, мало освещенную солнцем, то они, как правило, редко дают отслоения, опасные обвалами, однако здесь особенно долго может сохраняться лавиноопасность в поверхностных слоях снега на сбросе.

Обвалы снежных карнизов.

Так как около гребня поток воздуха с наветренной стороны склона увлекает в свое движение и воздушные массы с подветренной стороны, то за счет такого подсоса на этой стороне склона у самого гребня образуется зона разряжения. Движение части воздушного потока на этом участке получает форму завихрений, приобретая турбулентный (беспорядочный) характер. Скорость потока при этом резко падает, снежная пыль начинает оседать на склон. Если этот подветренный склон достаточно пологий, то оседающий снег в результате многократного воздействия господствующих ветров образует ниже гребня снежную подушку. Если же склон крутой, то помимо снежной подушки образуется еще и снежный карниз, нависающий вдоль гребня над подветренным склоном. Длина таких карнизов может достигать сотен метров, а ширина нависающей над склоном части - до 15-20 метров. Поскольку карнизы образуются не из снежинок, а из снежной пыли, плотность их очень высока и вес этих снежных образований доходит до нескольких сотен тонн. Особенно быстро происходит рост карнизов ранней весной, в период теплых ветров (фенов).

Под влиянием изменений температуры, ветра, собственной тяжести эти карнизы либо затвердевают и в течение ряда лет превращаются в фирновый лед (так называемые постоянные карнизы, на которых отчетливо различаются границы многолетних наслоений), либо, не выдерживая собственной тяжести рушатся вниз уже в весенний или в летний период (временные карнизы) в теплую солнечную пого­ду или во время дождя. В период сильных ветров и обильных снегопадов можно наблюдать падение карнизов и в зимнее время.

Опасность падения карнизов заключается не только в прямом поражении глыбами плотного снега людей, находящихся под карнизом, но, самое главное, в том, что падающие глыбы нарушают равновесие снежных масс подветренного склона и это приводит, как правило, к немедленному сходу лавины.

Падение карниза может быть вызвано также и неправильными действиями самих альпинистов: перегрузка карниза из-за скапливания на нем большой группы людей (иногда достаточно и одного-двух человек) или подрезание снежной массы карниза у его основания группой, идущей вдоль гребня. При движении по карнизу двигаться следует ниже линии отрыва карниза и соблюдать расстояние в связке не менее 20 метров. При страховке страхующий должен стоять на склоне ниже линии следа.

Степень опасности отрыва карниза иногда можно определить по характеру и величине трещины, возникающей вдоль его осно­вания. Необходимо помнить, что находиться под карнизом не ме­нее опасно, чем на нем. Двигаются под карнизами тогда, когда они не освещены солнцем. После теплой ночи вероятность падения карниза очень велика.

При подъеме с подветренной стороны на гребень, имеющий карниз, проходить его снизу нужно там, где он обтаял и не нависает. Обработка карниза, а при необходимости и пробивка прохода, ведется по одному с тщательной страховкой со стороны группы, расположенной в безопасном месте. При смене работающих выход следующего участника производить только после возвращения сменяемого. Прохождение группы через подготовленный участок - также по одному. Следующий выходит только после того, как предыдущий участник прошел карниз и закрепился на наветренном склоне.

При пересечении гребня с наветренной стороны, противоположной карнизу, в нем делают возможно более глубокую траншею шириной 50-60 см, куда при тщательной страховке на натянутой веревке спускаются по одному все участники группы, ни в коем случае не спрыгивая на подкарнизный нанос. Альпинист, прорубающий первым узкий лаз в карнизе, подбирается к его краю ползком.

Часть 1.Объективные опасности в горах. - student2.ru

Схема образования снежного карниза.

Сель.

Сель - внезапно возникающий на горных реках бурный поток (из-за прорыва озер, дождей), несущий грунт, камни, лед, обломки деревьев - все то, что он встретит на пути. В горах сель довольно частое явление. Сели бывают очень большой разрушительной силы, они представляют опасность не только для тех, кто находится в горах, но и для населенных пунктов. Сели разрушают дома, горные дороги, сносят посевы, создают запруды. Сели могут быть грязевые, грязе-каменные и водо-каменные. Наиболее распространенные сели - грязевые. Причиной образования селей могут быть сильные и длительные дожди, значительные уклоны, наличие рыхлого обломочного материала, прорыв озера, образовавшегося в результате завала в верховье ущелья. Признаками селя является быстро увеличивающийся уровень воды в реках, которая приобретает цвет грунта. Приближение селя можно определить по специфическому шуму и грохоту. Опасность селей увеличивается с потеплением. Более частые сели бывают в период май-сентябрь, зимой их не бывает. Люди, оказавшиеся на пути селя, могут спастись только уйдя с его пути на возвышенность, взобравшись по скалам вверх. Группа, попавшая в обстановку проливных дождей, должна переждать, пока они не кончатся и не сойдут сели. Бивуак следует устраивать в безопасном месте, на возвышенностях, водоразделах, он ни в коем случае не должен размещаться на низком берегу вблизи реки, а также в естественных врезах на окружающих долину склонах.

Селевая масса после прекращения движения застывает наподобие лавы, не распадаясь на составные части.

В водо-каменных и грязе-каменных селевых потоках имеется значительное количество крупных камней и осколков скал, которые в местах сужений, крутых поворотов русла реки, резкого уменьшения уклонов дна приводят к образованию заторов. Такие заторы вскоре прорываются. Поскольку они образуются довольно часто, то и поток движется в виде последовательных волн.

Продолжительность действия селевого потока обычно невелика - до 6 часов.

Потоки большой разрушительной силы обычно повторяются в бассейне одной реки через несколько десятков лет, средней силы - через 5-10 лет. Однако иногда эта закономерность нарушается и сели в течение ряда лет могут повторяться ежегодно.

Горные реки.

Каждый альпинист рано или поздно встречается с горными реками. Их отличает:

1) Быстрое течение.

2) Суточные и сезонные колебания уровня воды.

Для горной реки, получающей питание от ледников, характерна определенная закономерность паводков. Самый высокий уровень воды - во второй половине дня (с 12 до 17 час), самый низкий - на рассвете (с 3 до 6 час). В течение года количество воды в реке также меняется, достигая наибольшей величины в июле-августе и наименьшей в ноябре-феврале (самом холодном периоде года). Обильные летние дожди, увеличивая мощность течения, также усугубляют опасности переправ.

3) Низкая температура воды,

4) Неровности и отсутствие видимости дна,

5) Крутизна берегов,

6) Катящиеся по дну камни.

7) Способность иногда менять свое русло.

8) Рев воды, сопровождающий течение горн<

Наши рекомендации