Состав, структура и источники доходов бюджета.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ (ст. 39 БК). Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги..Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений

· Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций· Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц)· Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок· Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, с доходов по иным ценным бумагам· Налог на доходы видеосалонов, от проката видео- и аудиокассет и записи на них· Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса· Подоходный налог с физических лиц

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

1. Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2004 г. НДС включает 34% всех доходов бюджета РФ.

. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1, также учитываются:прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;доходы от внешнеэкономической деятельности;доходы от реализации государственных запасов и резервов.

3. Неналоговые доходы регионального бюджета1.Доходы от сдачи в аренду имущества2.Платежи от государственных и муниципальных предприятий

4. Неналоговые доходы регионального бюджета1. Доходы от сдачи в аренду имущества;2.Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов;3. Платежи от государственных и муниципальных предприятий;4. Дивиденды по акциям и доходы от участия в капитале.

Сущность и функции налогов.

Налог - обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый с физических и/или юридических лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Налоговые платежи имеют следующие признаки:- взимание осуществляется на основании закона;- принудительность и обязательность осуществления платежа;- индивидуальность платежа;- безвозмездность платежа для налогоплательщика.

Налоги как экономическая категория обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с тем, что налоги являются доходом, взимаемым государством.

Регулирующая функция налогов связана с их воздействием на различные стороны экономических и общественных отношений. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, стимулируют или угнетают инвестиционные процессы и деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или ресурсосберегающих.

Налоговые доходы бюджета.

относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Неналоговые доходы бюджета.

Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ - - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

21.Методология планирования доходной части бюджета.

Возможны три варианта бюджетного планирования:* годовое планирование;* годовое планирование и перспективное финансовое планирование (два этапа составления бюджета с едиными агрегированными показателями для очередного финансового года);* перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

Бюджетное планирование можно разделить на два относительно самостоятельных блока:* разработку перспективного (среднесрочного) финансового плана на среднесрочный период;* разработку бюджета на очередной финансовый год.

В структуре СППР важнейшим компонентом является комплекс мате-матических моделей доходов бюджета, предназначенный для прогнозиро-вания поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней. При этом используются следующие методики:• статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей;• прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей между поступлениями налогов и сборов и показателями со-циально-экономического развития;• имитационное моделирование поступлений налогов и сборов. Имита-ционная модель математически описывает зависимость поступления каж-дого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов. В число факторов могут входить нормативы государственной налоговой и бюд-жетной политики; показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу; ключевые финансовые инди-каторы (курсы валют, цены на мировых товарных рынках) и т.д.

Наши рекомендации