Порядок ведения кассовых операций в РФ. Правила организации налично-денежного обращения.
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Заготовительные организации могут производить выдачу наличных денег сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья с последующим составлением по окончании рабочего дня общего расходного кассового ордера на все выданные за день суммы по заготовительным квитанциям.
В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится.
На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.
Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
Выдача денег лицам, привлекаемым на сельскохозяйственные и погрузочно-разгрузочные работы, а также для ликвидации последствий стихийных бедствий, может производиться по ведомости. Ведомости составляются отдельно по каждой организации, работники которой были направлены на указанные работы, и заверяются, кроме подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия - организатора работ, подписью уполномоченного соответствующей организации.
36. Роль банков в организации налично-денежного обращения.
1. Банки принимают нал.ср-ва и зачисл эти суммы на их расч.сч.. Порядок и сроки сдачи нал-ти устан-ся КБ для кажд.предпр. индив-но (-ежедневно в день пост-ия нал.денег в кассы предп-й; -на след.день, -1 раз в неск.дней, если позвол. лимит остатка кассы).
2. Банки устан-ют лимиты остатков нал.денег для обслуж-я предпр-й. Он устан-ся ежегодно и м.пересмат-ся неогранич. кол-во раз по обоснованию.
3. Банки осущ-ют проверки соблюдения опред-го ЦБом порядка ведения кассовых операций и работы с ден.наличностью (не реже 1 раза в 2 года). Санкции: -несоблюдение порядка хранения ден.ср-в сверх лимитов – адм штраф от 4 до 5 тыс.р.(для руков-ля, кассира, гл.буха), на ЮЛ от 40 до 50 тыс.р.; -невыпол. долж.лицом обяз-й по контролю за выпол-м орг-и правил ведения к/о – штраф от 2 до 3 тыс. р.
4. Банки выдают ден.нал-ть предпр-ям на з/п, стипендию, соц.выплаты. КБ сост-ет календарь выдачи денег по мес., исходя из выдачи нал.денег в мае и ноябре и не позднее 20.03 и 20.09 предст-ют его в ЦБ. На соот-их данных терр.учрежд.БР сост-ет календарь выдачи нал.денег по республ., краю, области. И до 29.03 и 29.09 предст-ют в департ-т БР (департ.ден.обращ.) для сведения в целом по РФ.
37. Кассовая заявка предприятия. Лимит остатка кассы: сущность и порядок расчетов, операционная касса банка. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины
Кассовая заявка предприятия. Лимит остатка кассы: сущность и порядок расчетов, операционная касса банка
Кассовая заявка предпр-я показыв-ет банку сколько нал.денег поступит от данного клиента в кассу банка в предстоящем квартале, и в каком размере потр-ся ему выдача нал.денег из каасы банка. Имеет 2 раздела: 1) отраж-ся все суммы пост-ия нал.денег в кассу предпр-я по отд.статьям, указ-ся какие суммы из этой выручки будут сданы в банк. 2) приводится расчет ожид-ых выплат з/п, стипендий, соц.выплат, пенсий и др..
Лимит – максим-но допустимый остаток нал.денег, кот м.остав-ся в кассе на конец раб.дня. Устан-ся ежегодно.
§ для предпр-й, имеющ.пост.ден.выручку и обяз-ых сдавать её ежедневнов конце раб.дня – в размерах, необход. для обеспечения норм-й работы предпр-й с утра след.дня.
§ для предпр-й, сдающих ден.выручку в банк на след.день – в пределах ср/днев.выручки.
§ для предпр-й, не имеющ.ден.выручки, лимит уст-ся в пределах ср/днев. расхода нал.денег (кроме расх. на з/п, выплат соц.хар-ка и стипендий).
Для оприходов-ия поступающих в банк нал.денег и выполнения расх.операций кажд.учр-ие банка имеет операционную кассу. В ее состав м.входить приходные кассы, расх.кассы, приходно-расх.кассы, кассы для размена денег, вечерние кассы, кассы пересчета ден.нал-ти, валютные кассы.
38. Прогнозирование налично-денежного оборота
Каждый банк должен организовывать свой внутрибанковский нал-ден оборот рационально, т.е. в макс степени удовл-ть потр-ти по выдаче денег клиентам банка за счет собственных касс поступлений, не обращаясь в БР. Прогнозные расчеты кассовых оборотов составляются поквартально с разбивкой по месяцам. Прогноз составляется по источникам поступлений наличных денег в его операц кассу и по направлениям их выдач по действующим символам прихода и расхода. Прогнозные расчеты составляются КБ на основании динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах и кассовых заявок, полученных от клиентов. Кассовая заявка предприятия (представл-ся в банк ежекв-но в срок, устан-й каждым банком для своих клиентов сам-но) должна показать банку, с одной стороны, ск-ко нал денег поступит от одного клиента в кассу банка, а с др – в каком размере потреб-ся ему выдача наличных денег из кассы банка.
Прогноз касс оборотов, составленный на очередной квартал, сообщается банком расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт кор счет, за 14 дней до начала планир-го квартала. РКЦ сост-ют прогнозы касс оборотов по приходу, расходу и эмиссионному рез-ту в целом по обслуживаемым КО на основе анализа оборотов нал денег, проходящих через их кассы, и сообщений об ожидаемых оборотах нал денег, получаемых от КО. Расчеты осущ-ся ежекварт-но с распр-ем по месяцам и за 7 дней до начала прог-го квартала сообщаются тер-му учр-ю БР.
Для опр-я ожидаемых изм-ий нал-ден массы в обороте тер учр-я БР сост-ют прогнозы касс оборотов по обл-ти, краю, республике. Затем прогнозные расчеты сообщ-ся Депарьаменту регул-я ден обращения ЦБ за 3 дня до начала квартала. Департамент сост-ет сводный расчет потр-тей эк-ки страны в ден наличности. Этот отчет передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций ЦБ.
Главным напр-ем взаимоотн-й учр-ний ЦБ с КБ явл орг-ция работы РКЦ по выдаче подкреплений операц кассам банка и по принятию от них излишков ден наличности.
РКЦ обязаны удовл-ть потр-ть КБ в ден наличности. При этом должны собл-ся след усл: во-первых, наличие необх суммы на кор счете КБ, во –вторых составление предвар заявки на получение подкрепления опер кассы ком банка РКЦ. Первое усл-е означает, что КБ в день получения нала в РКЦ должен иметь на своем кор счете остаток ср-в не ниже суммы получаемого нала.
39. Правовая база осуществления международных расчетов
м/н расчеты имеют ряд особенностей:
· Документарный характер, т.е. расчеты осуществляются против фин. и комм документов
· Регулируются нормативными законодательными актами, а также м/н банк. правилами и обычаями
· Являются объектом унификации, что вызвано интернационализацией хоз связей, универсализацией банк. операций
Унифицированные правила проведения м/н операций и осуществления м/н расчетов разрабатывает М/н торговая палата, созданная в Париже в начале ХХв. В наст время этой палатой разработаны и опубликованы документы:
· Базисные условия договоров купли-продажи ИНКОТЕРМС 2000
· Унифицир правила по инкассо
· Унифицир правила и обычаи по документар. аккредитивам
· Унифицир правила по договорным гарантиям
Проведение м/н расчетов базируется на системе корреспон отношений. Корр. отношения оформляются межбанк соглашениями в форме двусторонних договоров. В договорах определяются виды открываемых счетов, порядок и способы использования. Отношения могут быть с взаимным открытием счетов или открытием счета в одном из банков (корреспонденты со счетом) и без открытия счетов (корреспонденты без счета).
На корр. счетах отражаются все операции, проводимые в межбанк секторе. Каждая операция оформляется выпиской. Для сверки выписок по счетам ностро и внутренним корр. счетам существует журнал раккордов. В нем отражаются несквитованные суммы, которые подлежат дальнейшему урегулированию.
При уст-и корр. отнош-й банки обмениваются инфой об имеющихся лицензиях, видах деят-ти, предполагаемых операциях по счетам и тарифах. Банки направляют друг другу специальные альбомы подписей, где отражены подписи всех лиц, имеющих отношение к операциям с банком-корр-ом. Также банки обмениваются договоренностью о тайном коде или ключе (позволит исключить злоупотребление счетом)
Рос ком банки могут устанавливать корр. отношения с неограниченным кол-ом иностран банков, при условии, что в выданной БР лицензии отсутствуют соответ ограничения.
Практика м/н торговых отношений выявила наиболее часто встречающие условия обмена товарами, а также обязанности сторон. Чтобы избежать противоречий м/у партнерами по поводу различного толкования торгов обычаев в разных странах. М/н торг палата разработала и впервые опубликовала в 1936 г. перечень м/н правил с целью унификации торговых терминов. Эти правила известны как ИНКОТЕРМС 1936. постоянно переиздаются с целью приведения в соответствие с современной м/н торг практикой.
С 1.01.2001 вступили правила ИНКОТЕРМС 2000. в нем торговые термины сгруппированы в 4 группы:
· Группа «Е» включает условие ЕхW согласно которому покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца)
· Группа «F» - продавец обязан доставить товар до транспортных средств указанных покупателем (условия FCA, FAS, FOB)
· Группа «С» - продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и доп. расходов, связанных с событиями возник-ми после отгрузки/отправки товаров (CFR, CIF, CPT, CIP)
· Группа «D» - продавец несет все риски и затраты связанные с доставкой груза в пункт назначения. (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP)
базисные условия опред-ют обязанность продавца за устаннов-ую в контракте цену обеспечить доставку груза в опред место, или погрузить на трансп. ср-во, или передать трансп. орг-ии. Также они опред-ют кто и за чей счет обеспечивает транспортировку, обязанности в части упаковки, обязанности по страх-ию, место и время перехода рисков утраты или повреждения товара. Это упрощает сост-е и соглас-е контрактов, помогает найти способы разрешения разногласий.
Внешнеторгов контракты обычно содержат след разделы: предмет контакта, цена и сумма контракта, условия платежа, сроки поставки товаров, форс-мажор, прочие условия, адреса покуп и прод, подписи.
Платеж условия вкл-ют в себя: валюта цены и определение цены, валюта платежа и способ пересчета 1 во 2, защитные оговорки, условия расчетов, формы расчетов, ср-ва платежа, меры против неплатежа.
Платеж условия оговариваются сторонами при заключении внешнеторгов контрактов.
40. Расчеты с использованием банковских переводов. Характеристика формы расчетов. Схема документооборота
Банковский перевод - это поручение перевододателя своему банку перевести определенную сумму в определенной валюте в пользу переводополучателя.
Заявление на перевод соответствует форме 8^/1РТ. Оформляется на английском языке. При этом обязательно указываются:
- номер заявления;
- дата;
- наименование валюты (код), код валюты перевода;
- сумма цифрами и прописью;
- реквизиты сторон;
- наименования банков;
- основания для перевода: номер контракта, дата контракта, паспорт сделки.
Расчеты банковским переводом в случае аванса или предоплаты.
Экспортер и импортер заключают контракт купли-продажи товаров, предусматривающий оплату авансом или предоплату при помощи банковского перевода.
1). Импортер (перевододатель) оформляет заявление на перевод на всю сумму контракта или на сумму аванса и отдает его в свой банк.
2). Согласно данным, указанным в заявлении, банк-импортера составляет платежное поручение и направляет его от своего имени в банк-экспортера.
3). После получения платежного поручения банк экспортера проверяет его подлинность и совершает операцию по зачислению денежных средств на счет экспортера.
4). После зачисления денежных средств на счет экспортера происходит поставка товара.
41. Расчеты по инкассо, как формы международных расчетов. Характеристика формы расчетов. Схема документооборота
Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в опред-й срок. В зависимости от видов используемых док-в различают два вида инкассо: чистое инкассо и документарное инкассо.
“Чистое инкассо” означает инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами.
“Документарное инкассо” означает инкассо:
- финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежа деньгами), сопровождаемых коммерческими документами (счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности и другие документы, не являющиеся финансовыми документами); - коммерческих документов, не сопровождаемых фин. документами.
Банк выступает в качестве доверенного лица и посредника между экспортером и импортером, когда он по поручению экспортера предъявляет импортеру документы, подтверждающие доставку товара или выполнение услуг, ин на этом основании инкассирует причитающуюся продавцу ден. сумму или получает акцепт по векселю.
Характерные преимущества документарного инкассо для экспортеров:
дает значительно больше гарантий получения платежа по сравнению с оплатой по факту получения товара (банковским переводом);
в большинстве случаев платеж производится быстрее, чем в случае расчетов по факту получения товара;
возм-ть получить доп. гарантию оплаты тратты инкассирующим банком.
Преимущества документарного инкассо для импортеров:
дает значительно больше гарантий получения товара по сравнению с авансовым платежом;
возможность получить отсрочку платежа.
При осуществлении расчетов при помощи документарного инкассо возможны следующие формы платежа:
- документы против платежа (банк вправе выдать документы только против немедленной уплаты суммы счета наличными),
- документы против акцепта (инкассирующий банк или представляющий банк вправе выдать документы после акцептования тратты трассатом (покупателем)),
- документы против платежного обязательства (инкассирующий банк или представляющий банк осуществляет платеж путем передачи документов покупателю против платежного обязательства),
- инкассо с акцептом: выдача документов только против платежа (ремитент (поручитель) требует, чтобы трассат акцептовал тратту, например, подлежащую оплате через 60 дней после предъявления, при представлении документов. Однако выдать документы покупателю разрешается только после оплаты тратты. На практике эта форма расчетов используется крайне редко).
42. Расчеты по аккредитиву, как формы международных расчетов. Характеристика формы расчетов. Схема документооборота.
Аккредитивы, классифицируемые по степени обеспеченности платежей (1 вид).
1)1. Отзывной аккредитив - это такой вид аккредитива, который может быть изменен или аннулирован банком покупателя в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Характеризуя данный аккредитив, можно сделать вывод, что он не предоставляет бенефициару достаточного обеспечения.
Но сейчас аккредитив только безотзывный (с 2007 г.)
2. Безотзывный аккредитив - это твердое обязательство банка покупателя (эмитента), которое не может быть аннулировано или изменено без согласия банка эмитента, самого бенефициара либо (в случае наличия) подтверждающего банка.
Безотзывный неподтвержденный аккредитив. При таком аккредитиве банк лишь авизует бенефициару открытие аккредитива. В этом случае он не принимает никакого собственного обязательства платежа и, таким образом, не обязан его производить по документам, представленным бенефициаром (экспортером).
Безотзывный подтвержденный аккредитив. Это аккредитив, подтвержденный банком-корреспондентом. Следовательно, банк, подтверждая аккредитив, тем самым берет на себя обязательства произвести платеж по документам.
2) Покрытые и непокрытые аккредитивы:
5. Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-импортер (эмитент) предварительно предоставляет в распоряжение банка валютные средства (покрытие) в сумме аккредитива на срок действия обязательств банка-эмитента (импортера) с условием возможности их использования для выплат по аккредитиву. Покрытие может предоставляться не сколькими способами:
- путем кредитования суммой аккредитива к/сч исполняющего банка в банке-эмитенте;
- путем предоставления исполняющему банку права списать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента в момент получения аккредитива на исполнение;
- посредством открытия банком-эмитентом страховых депозитов в исполняющем банке.
Классификация аккредитивов по способу реализации (2 вид).
1.Аккредитив с немедленным платежом. Платеж осуществляется немедленно при предъявлении в банк-эмитент документов, исполненных в точном соответствии с условиями аккредитива.
2.Аккредитив с рассрочкой платежа. Платеж осуществляется через определенное количество дней, указанное и аккредитиве, после предоставления в банк документов.
3.Аккредитив с акцептом тратты. Обязательство банка-эмитента акцептовать тратту при предъявлении документов, исполненных в точном соответствии с условиями аккредитива. Тратта - это переводной вексель, который выписывается и подписывается кредитором. Выписывая тратту, кредитор дает указание должнику уплатить указанную сумму в указанный срок третьему лицу.
4.Аккредитив с негоциацией. Предусматривает распространение обязательств банка-эмитента на трех лиц, которые могут купить документ у продавца.
5. Трансферабельный (переводной) аккредитив. Документарный аккредитив, по которому продавец имеет право запросить уполномоченный банк произвести платеж, сделать документарный аккредитив доступным полностью или частично для одного или нескольких других продавцов.
6. Документарный аккредитив с красной оговоркой. Аккредитив, в котором есть специальная оговорка, разрешающая исполняющему банку выполнять авансовый платеж до предоставления документов