Основы деятельности проф. уч., относящихся к фин. посредникам
Главное действующее лицо на рынке — посредник, именуемый на фондовом рынке брокером. Брокер — это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Физическое также лицо может осуществлять брокерские функции, если зарегистрируется в качестве предпринимателя. За оказанные услуги брокер получает комиссионные. В обязанности брокера входит добросовестное выполнение поручений клиента, которым должно отдаваться предпочтение по сравнению со сделками самого брокера, если он также имеет право выполнять функции дилера.
Договор комиссии с брокером может предусматривать возможность использования им средств клиента, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в своих интересах до момента возврата денежных средств клиенту. При этом часть прибыли, полученной от их использования, в соответствии с договором перечисляется клиенту. Брокер не вправе давать гарантии клиенту в отношении доходов от инвестирования данных средств. Если интересы брокера препятствуют выполнению им поручений клиента на наиболее выгодных для последнего условиях, брокер обязан немедленно уведомить об этом клиента.
Следующий профессиональный участник РЦБ — дилер. Дилер — это лицо, совершающее сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо. Дилер извлекает прибыль за счет двух источников.
Во-первых, он постоянно объявляет котировки, по которым готов купить и продать ценные бумаги. Например, он объявляет котировку акции компании А как 950 руб. и 1000 руб. Это означает, что дилер готов продать акции данной компании за 1000 руб. или купить их за 950 руб. Цену, по которой дилер готов продать бумагу, называют ценой продавца. В нашем примере это 1000 руб. Цену, по которой дилер готов купить бумагу, называют ценой покупателя. В нашем примере это 950 руб. Разницу между ценой продавца и ценой покупателя называют спрэдом или маржей. Дилер получает прибыль за счет спрэда. Как правило, его величина тем меньше, чем лучше развит рынок данном бумаги. При редкой торговле ценной бумагой риск операции для дилера высок и для его компенсации он устанавливает большой спрэд.
Дилер обязан заключать сделки по ценам объявленных котировок. Наряду с ценами он может устанавливать обязательные условия, такие как минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых бумаг, а также сроки действия цен. В случае отказа дилера от заключения сделки на объявленных условиях к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении договора и/или о возмещении причиненных инвестору убытков.
Во-вторых, дилер зарабатывает за счет возможного прироста курсовой стоимости приобретенных им бумаг. Дилер — это крупная организация. Поэтому она обычно совмещает два вида деятельности: собственно дилерам брокера.
Для целей настоящего федерального закона под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами не требуется в случае, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами. Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.
Органы регулирования на РЦБ
Регулирования участников р. м.б. внутренним и внешним:
- Внутреннее регулирование – подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам – устав, правила и др. внутренние нормативные акты, определяющие деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников.
- Внешнее – подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, др. организаций, международным соглашениям.
Прямая форма гос. управления осуществляется:
- установление обязательных требований для всех уч. РЦБ
- регистрация участников рынка и ц.б.
- лицензирование проф. участников
- обеспечение гласности и равной информированности всех уч. р.
- поддержка правопорядка на рынке
Косвенная форма регулирования (экономическая):
- система налогообложения
- денежная политика
- государственные капиталы (Бюджет – профицит или дефицит, внебюджетные фонды и т.д.)
- государственная собственность ресурсы (ГУПы, земля, недра и т.д.)
Прямое регулирование большинства уч. р. входит в компетенцию ФСФР.
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.
Ключевыми задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков.
Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.
Основные направления деятельности:
- Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
- Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.
- Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
- Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.
До внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР России возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.
Организация деятельности ФСФР России
Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает руководителя и заместителей руководителя службы. Глава ФСФР России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу полномочий в установленной сфере деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2007 года № 574-р руководителем службы назначен Миловидов Владимир Дмитриевич.
В составе ФСФР России 9 управлений по основным направлениям деятельности:
- Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями
- Управление регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке
- Управление эмиссионных ценных бумаг
- Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг
- Управление общественных связей, взаимодействия и координации
- Юридическое управление
- Управление делами
- Управление финансово-экономического обеспечения, учета и отчетности
- Управление административно-технического обеспечения
Работу управлений координирует и контролирует руководитель службы Миловидов Владимир Дмитриевич и четыре заместителя руководителя Стрельцов Владислав Юрьевич, Харламов Сергей Константинович, Хулхачиев Бембя Викторович и Гусаков Владимир Анатольевич. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФСФР России переданы 14 региональных отделений упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.
История создания
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) образована согласно Указу Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" №314 от 9 марта 2004 года. ФСФР России переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.
Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 30 июня 2004 год
Участие различных ведомств в регулировании деятельности субъектов РЦБ сроится на основе предусмотренного законодательством обязательного согласования всех нормативных актов по вопросам РЦБ всех органов гос. власти и управления применяемых ими в своей компетенции с ФСФР. К ним относятся:
- МФ – министерство в составе правительства, в его функции входит:
· регистрация выпуска ц.б. субъектов федерации и орг. местного самоуправлений
· осуществлений выпуска гос. ц.б. и регулирование их обращения
- ЦБ РФ – федеральный орган:
· регистрирует выпуск ценных бумаг кредитных организаций
· осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными орг. операций на открытом рынке ломбардного кредитования, РЕПО и переучету векселей
· регулирует деятельность клиринговых орг. и орг. проводящих безналичные расчеты по сделкам с ц.б.
- ФАС:
· определяет порядок признания юр. лиц контролирующими друг друга
· согласовывает приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций обеспечивающих более 50% голосов акционеров
· согласовывает создание холдингов, ФПГ и пр. объединений
· контроль рекламной деятельности в обл. ц.б. с целью защиты прав интересов инвесторов и обеспечения добросовестной конкуренции
- ФНС:
· регулирует порядок налогообложения операций с ц.б., дивидендов, %, курсовых разниц через установленные в законодательном порядке объекты, ставки, льготы по налогам
· ведет реестр по согласованию с МФ РФ п/п и налогоплательщиков
Часть функций по регулированию РЦБ м. принадлежать СРО.